Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2007
« Вернуться к журналу  

Путешествие в страну фаду

Путеводитель для невест и просто влюбленных
В романтическое путешествие, не говоря уже о свадебном, надо ехать в Португалию. Не желая обидеть итальянскую Верону, обязанную своей популярностью у туристов гению Уильяма Шекспира, все-таки хочется сказать: самые неистовые страсти, самые верные сердца, самые жаркие слова пылали на западной оконечности Иберийского полуострова и всей Европы, в небольшой, но воистину удивительной стране.

Португальский блюз
Неслучайно именно здесь родилось фаду – музыкально-песенный жанр, воплощение любви. Чтобы хоть как-то его классифицировать, иногда используют термин «португальский блюз». Определенная блюзовость в этой музыке присутствует – она напитана грустью, как угодившая под дождь кружевная шаль-мантилья. А непротивление судьбе – один из основных мотивов народных песен. Само название фаду говорит за себя – слово восходит, скорее всего, к латинскому «фатум», что значит «судьба». Хотя далеко не всегда влюбленные готовы покориться року:
«Кропит бессонница ресницы,
Стекая на батист щеки.
А сердце рвется в небо птицей,
Попав в любовные силки...»
(Фаду «Лишь ты один», автор Талисман).
Ключевое понятие фаду – «саудади» («saudade»), очень трудное для перевода слово. Это особый род светлой и порой беспредметной грусти, с мотивами одиночества, меланхолии, тоски по родине или любимым. А также трепетного ожидания, томления - не столько по тому, что было, сколько по тому, что еще будет, - своего рода музыкальное «воспоминание о будущем».
«Для меня лично фаду - это ритуал изгнания внутренней боли, - говорит известная исполнительница Мизия. – В то время как боль, выражаемая фламенко, более внешняя, фаду сокровеннее и склонно показывать скорее шрамы, нежели раны".
Фаду звучит в Португалии везде и всюду: и во время работы, и в часы отдыха. Неизменно исполняется в кафе и ресторанах, причем посетители, если музыка захватила их, готовы забыть и про еду, и про вино, полностью отдаваясь чувству саудади. Специализированные «дома фаду», которых десятки и даже сотни в каждом городе, готовы услаждать слух и туристов, и местных жителей, и взыскательных профессионалов.

Красавица Инес
В жанре фаду четко выделяются два основных направления: лиссабонское и коимбрское. Коимбра, которая прежде всего славится своим университетом, одним из древнейших в Европе, далеко не случайно столь высоко отмечена в народном творчестве. История любви, которая случилась здесь почти семь веков назад, на мой взгляд, куда более трагична и жестока, чем «печальная повесть» о Ромео и Джульетте.
Инфант (наследный принц) дон Педру, сын короля Афонсу IV, без памяти влюбился во фрейлину своей супруги Констанции, гордую и обворожительную Инес де Кастро из кастильского королевского рода. И в 1345 году, спустя девять лет после смерти жены, тайно с ней обвенчался. В результате наряду с законным наследником трона Фернанду, рожденным от Констанции, у принца появились два незаконнорожденных сына и дочь от Инес (один из ее сыновей умер в младенчестве).
Романтическая пара оказалась в самом центре династической интриги: король-отец опасался, что один из сыновей Инес в будущем сможет оспаривать права на престол и спровоцировать гражданскую войну. В итоге королевский совет решил умертвить Инес де Кастро. И когда однажды инфант отлучился на охоту, король самолично прибыл в монастырь Санта-Клара в Коимбре, где Инес укрывалась вместе с детьми. Произошла душераздирающая сцена, красавица и ее дети бросились к ногам короля, умоляя его о пощаде. Тот дрогнул, пообещал сохранить им жизнь, но к вечеру того же дня (7 января 1355 года) под влиянием придворных все же решился на злодейство: наемные убийцы расправились с возлюбленной инфанта.
Вот только саму любовь убить не удалось. Два года спустя, заняв португальский престол, Педру I добился выдачи из Кастилии бежавших туда убийц, а в июне 1360 года повелел извлечь тело Инес из лы, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести, включая целование руки. Потом тело торжественно похоронили в королевской усыпальнице в монастыре Алкобаса, над которой воздвигли беломраморный памятник. Когда Педру I умер – это случилось 18 января 1367 года – то, согласно завещанию, его похоронили рядом с Инес.
История этой трагической любви воспета в «Лузиадах» Камоэнса - «португальского Пушкина». И вся цветущая, зеленая красавица Коимбра – живой ее памятник. Вот «Фонтан любви», где так любила отдыхать в сени деревьев красавица Инес с детьми, вот монастырь, где произошло ее роковое свидание с жестокосердным королем, вот четырехзвездная гостиница «Кинта ди лагримас» («Обитель слёз»), где, по преданию, и свершилось подлое убийство. Здесь можно поселиться и благодаря воображению совершить путешествие в прошлое, которое накалом своих страстей до сих пор бередит романтическую душу целого народа.

Город невест
Если путешественника смущают трагические тени и он желает мажорных, оптимистических нот, в Португалии на этот случай есть не менее старинный по сравнению с Коимброй «город невест» на севере страны. Это совершенно очаровательный Обидуш, чьи начисто выбеленные дома гордо носят красные черепичные крыши-шляпы, а улицы утопают в море цветов и зеленых насаждений, да еще и гордо опоясанный древней крепостной стеной. Идеальное место для медового месяца - что замечено не сегодня.
Традиция повелась аж с 1282 года, с короля Диниша, который преподнес Обидуш как свадебный подарок своей невесте доне Изабел. Так с тех пор и пошло: португальские монархи и наследные принцы возят сюда на медовый месяц суженых и нареченых.
Город, старая часть которого вымощена средневековым булыжником, настолько богат культурно-историческими памятниками, что этот музей под открытым небом официально объявили «национальным достоянием».
Не хватает сил осмотреть все его достопримечательности - загляните со своей избранницей (избранником) в церковь Пресвятой Богородицы на центральной площади города, и немного посидите там, в прохладной тишине, на легком сквознячке эпохи Возрождения. В 1444 году здесь обвенчали десятилетнего короля Афонсу V с его восьмилетней двоюродной сестрой Изабел. Несмотря на столь скороспелый династический брак, говорят, он оказался на редкость счастливым.
«Под прозрачной фатой твои губы
Словно спелого манго плод,
Нам поют золотые трубы,
Веселится и пляшет народ».
(Фаду «Лилия Обидуша», автор Эрнан Каштру).

Просто Амалия
Если перелистывать самые яркие страницы, связанные с историей этого музыкального жанра, на них будет запечатлено имя Амалии Родригеш, которую называют «португальской Эдит Пиаф».
Амалия родилась в 1920 году, а петь фаду начала с четырехлетнего возраста. Завораживающее саудади стало смыслом ее бытия, а великолепное мастерство и артистизм катапультировали Амалию в начале 1940-х годов на пьедестал почета как самую популярную исполнительницу песен фаду. После чего, по мере роста ее славы за переделами национальных границ, превратили певицу в настоящую «визитную карточку» страны. В день смерти Амалии в 1998 году вся Португалия оделась в черное: объявили национальный траур. Она стала первой женщиной, прах которой перенесли в португальский Пантеон.
А еще, путешествуя по Португалии, стоит послушать в одном из «домов фаду» песню «Грандола». Ее написал другой известный персонаж «театра фаду» - поэт Жозе Афонсу из Коимбры. При рождении своем «Грандола» (название небольшого португальского городка) особенно-то не прогремела. Но именно эта песня, переданная радиостанцией "Ренашсенса" в ночь на 25 апреля 1974 года, возвестила о «революции гвоздик» - восстании патриотически настроенных солдат и офицеров против почти полувекового авторитарного режима. С тех пор «Грандола» стала своеобразным гимном свободе и независимости.

Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72