Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Кого не пугают сигналы бедствия
В период мирового финансово-экономического кризиса российские туристы стали уделять гораздо больше внимания вопросам страхования. Это утверждение можно считать лейтмотивом конференции, посвященной актуальным проблемам этого сегмента отечественного туррынка. Мероприятие провело петербургское информационное агентство Shadursky Promotion.
 
Без страха, но со страховкой
Эксперты прогнозируют падение объемов продаж туристических путевок в 2009 году на уровне 15–30%. Вместе с этим сократится и объем смежного рынка страхования лиц, выезжающих за рубеж. По итогам первых трех месяцев, по данным ФССН, совокупная премия российских страховщиков по личному страхованию пассажиров и туристов упала на 10,9% до уровня в 0,1 млрд рублей. При этом представители турбизнеса отмечают рост сознательного отношения клиентов к своей безопасности и готовность покупать не просто стандартный полис, предусматривающий экстренную медицинскую помощь, и страховку от несчастного случая, а расширенный пакет услуг, включая риски невыезда, задержки и отмены рейса, потери багажа и многие другие.
«На туристическом рынке идет процесс адаптации клиентского спроса, взамен дорогих туров приобретаются более дешевые, – отмечает вице-президент одной из крупных федеральных франчайзинговых сетей туристических агентств «Мир без границ» Андрей Тихомиров. – Уровень продаж сохраняется, хотя в финансовом выражении объемы реализации турпродукта падают».
«Сокращается число чартеров в Италию, Таиланд, Израиль, но катастрофических явлений на туристическом рынке нет», – говорит заместитель директора филиала ООО «Первая страховая компания» в Северной столице Сергей Лысенко. – Клиенты турфирм все чаще задумываются о том, не обанкротится ли их оператор, гладко ли пройдет программа тура. В первую очередь они заботятся о комфорте и безопасности».
«Половина путешественников, выезжающих за рубеж, готова страховать не только медицинские риски и несчастный случай, но и риски невыезда по причинам неполучения визы, смерти родственника или личной болезни, а также риски задержки рейса, утраты багажа», – делится результатами статистического анализа потребительского поведения клиентов Андрей Тихомиров.
«Страховые продукты формируются под влиянием спроса и ориентируются на экономическую ситуацию в стране, – констатирует директор департамента страхования выезжающих за рубеж компании «КИТ Финанс Страхование» Ольга Замаруева. – «Традиционные» предложения хороши, но время диктует необходимость создания новых продуктов. Соответственно, наметилась тенденция на разделение предложений по уровню расходов и, как следствие, стоимости – от экономкласса до класса премиум. Стоимость страхования одного дня поездки может колебаться от $0,2 до $5.  Цена рассчитывается исходя из статистики убыточности по этому виду страхования».
«Стоимость страховки зависит от страны, лимита, на который путешественник хочет застраховаться, возраста, времени пребывания, а также от того, чем человек будет заниматься в загранпоездке», – уточняет начальник отдела страхования в туризме страховой группы «Спасские ворота» Елена Геец.
«Если недавно все страховщики расширяли перечень услуг, чтобы турист чувствовал себя максимально комфортно, не думая о том, что это увеличивает общий размер финансовых трат на организацию поездки, то сейчас наметилась тенденция появления сокращенных по числу услуг программ по минимальной стоимости, – отмечает Ольга Замаруева. – Туристу нужно внимательно изучать содержание договора и правила страхования, где описаны включенные в покрытие и исключенные из него риски».
«Чаще всего страховку выезжающему за границу предлагают в турфирме, и турист не задумывается над ее выбором. Для страхователя удобнее получить в одном месте полный комплект документов. Поэтому непосредственно к страховщикам физические лица обращаются в единичных случаях, когда понимают, что турфирмы продают страховые программы с минимальным набором услуг, а расширенный пакет можно получить только в офисе страховщика», – делится своими наблюдениями Елена Геец.
Возможности страховой защиты сегодня достаточно обширны на всех этапах планирования и реализации поездки – от момента обращения за визой до спуска с трапа самолета по возращении на родину.
«При выборе страховщика, у которого вы будете покупать полис с расширенным числом рисков, стоит ориентироваться не на размер компании, а на качество выплат, о чем стоит навести справки как минимум в прессе, – советует Егор Шадурский, руководитель комиссии по страхованию Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Санкт-Петербурге. – Если по возвращении на родину возникли проблемы с выплатами со стороны страховой компании, для их разрешения стоит обращаться в региональную Инспекцию Федеральной службы страхового надзора, в обязанности которой входит контроль за качеством работы страховщиков».
 
Страховой минимум
Минимальная программа страхования за один доллар (евро) в день включает только страховку на случай экстренной медицинской помощи на сумму в 15–30 тысяч долларов (евро) и страхование от несчастного случая на сумму до 10 тысяч долларов (евро). «Важно читать правила страхования, так как в них могут быть заложены ограничения по госпитализации на сумму до 10 из 30 тысяч долларов, госпитализации по хроническим заболеваниям и прочее», – подчеркивает Ольга Замаруева.
Вместе с тем, как отмечают эксперты страховой группы «Спасские ворота», широкое распространение получают страховые программы с дополнительными услугами, включающими не только покрытие медицинских расходов на лечение. Например, «Спасские ворота» оплачивают билеты в оба конца близкому родственнику застрахованного и его проживание в гостинице в пределах установленных лимитов при наступлении страхового случая.
Кто заплатит за отмену поездки
В расширенный страховой пакет может быть включен риск того, что по каким-либо причинам турист не сможет совершить поездку. Основанием для выплаты в данном случае будут являться отказ в выдаче визы, внезапное заболевание страхователя, смерть близкого родственника. Стоимость страховой защиты по данному риску, по свидетельству экспертов Первой страховой компании, СГ «Спасские ворота» и компании «КИТ Финанс Страхование», варьируется от 1,5% до 5% от стоимости тура.
По свидетельству вице-президента сети туристических агентств «Мир без границ» Андрея Тихомирова, визу не получают не более 2% туристов. В Москве данный риск страхуют в массовом порядке, включая его в страховой минимум наряду с медицинской помощью. Стоимость такой услуги  равна $5. По словам Ольги Замаруевой, для снижения тарифов по данному риску в Санкт-Петербурге нужны московские объемы продаж.
Кроме того, страховщики предпочитают давать 10–15%-ную безусловную франшизу по риску невыезда, чтобы у клиента было меньше соблазна обмануть страховую компанию. Этот риск не страхуется, если у туриста ранее были отказы в визе или правонарушения за рубежом.
 
Если самолет задерживается
По новым правилам страховой компании «Спасские ворота», за каждый час опоздания самолета турист получает прописанный в договоре набор услуг (напитки, право на два звонка или e-mail-сообщения, горячее питание, расселение в отеле, сохранение багажа – в зависимости от количества времени «простоя»). Если рейс задерживается более чем на 12 часов, клиенту возместят расходы в связи с сокращением срока поездки исходя из минимальной страховой суммы в $150 и максимальной – в $750.
По данным компании «Мир без границ», задержки рейса на три часа и более случаются достаточно редко, хотя без них не обходится. «Но если у человека есть страховка, он спокойно пьет кофе, а не дергается», – делится наблюдениями Андрей Тихомиров.
В Первой страховой компании и в компании «КИТ Финанс Страхование» данный риск пока на страхование не принимают — собирают статистику. Правда, «КИТ Финанс страхование» предлагает программу страхования от несчастного случая на борту авиалайнера. Если в результате происшествия во время полета, взлета или посадки человек получает травму, по возвращении он получает денежную компенсацию. «Спасские ворота» и Первая страховая компания предпочитают не включать риски в воздухе в полис страхования выезжающих за рубеж.
 
Багаж уже не наш
Кража или утеря багажа – история довольно частая, отмечают в Первой страховой компании. По словам Сергея Лысенко, страховать багаж можно без франшизы на любую сумму, не превышающую его действительную стоимость. «Спасские ворота» страхуют багаж только на сумму в пределах $500–2000 долларов с франшизой в 15%. «КИТ Финанс Страхование» –  на сумму от $300–1500 долларов, но без обязательной франшизы.
Не встретили в аэропорту
«Ситуации, когда принимающий оператор не встречает российских туристов в аэропорту, к сожалению, бывают, – рассказывает вице-президент туристической сети «Мир без границ». – Для таких случаев клиент имеет наш фирменный конвертик, на котором указан телефон, куда можно позвонить бесплатно из любой точки мира с любого телефонного номера с нулевым балансом. Звонок будет переведен на менеджера, который продавал тур, и проблему решат в кратчайшие сроки».
Здесь, правда, речь идет уже об ответственности туроператора, а не личном страховании туриста. Если оператору не удается адекватно без претензий уладить все проблемы клиентов, выплата компенсаций производится по претензиям к туроператору со стороны компании-страховщика его ответственности. Такая страховка должна быть у каждого туроператора, который внесен в реестр Ростуризма.
Аналогичный «сюрприз» – заселение в отель меньшей звездности, чем было указано в программе. Это проблему тоже должны решать туроператор и турагент, личная страховка подобные риски не покрывает.
 
Очень активный отдых
Если клиент планирует активный отдых, ему необходимо сообщить об этом своему страховщику, так как в этом случае медицинская страховка и страховка от несчастного случая будут стоить в два раза дороже. Программ страхования в этой сфере много. Например, по словам Елены Геец, клиентам-экстремалам предлагается страховой продукт «Поисково-спасательные работы». Туристам могут понадобиться вертолетная доставка, если дело происходит, например, в Альпах, и транспортировка катером, если инцидент произошел на Мальдивах.
Материал подготовлен ИА Shadursky Promotion

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72