Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Лучшая профессия
Собеседник «ТБ» - глава представительства Мальтийского управления по туризму Энтони КАРУАНА
 
Что принято пить в течение рабочего дня на Мальте: чай, кофе или другие напитки? Что вы сами предпочитаете?
Это, наверное, будет самый трудный вопрос интервью. Я уже так давно живу в Москве, что постепенно начинаю забывать привычки мальтийцев. Помню только то, что было раньше. Исторически долгое время на моей родине предпочитали чай. Это влияние Великобритании. Но в последнее время молодежь больше пьет кофе.
Лично я, когда нужно взбодриться, пью кофе или чай мате. Сейчас, конечно, уже не то, что раньше, когда я мог выпивать по десять чашек кофе в день. Надо думать о здоровье, поэтому стараюсь ограничиваться одной-двумя чашками.
 
Расскажите о вашем первом месте работы в туризме.
Я получил образование в СССР, в городе Харькове. По специальности я инженер-экономист. В 1989 году вернулся на Мальту и работал в сфере IT: программистом, системным администратором.
Вскоре российские граждане получили возможность свободно выезжать за границу, туристы из бывшего СССР появились и на Мальте. Однако у нас почти не было специалистов, владеющих русским языком. В то время одна небольшая турфирма, которая занималась российским рынком, пригласила меня посотрудничать. Так я получил свой первый опыт в туризме. Сначала это были небольшие поручения, встречи в аэропорту, другие организационные моменты. Конечно, я не занимался проведением экскурсий, поскольку для этого требуется лицензия, но для небольших групп мог организовать прогулку по какому-нибудь городу.
 
Сильно ли изменились с тех пор туристы из России?
Конечно, они стали гораздо опытней. В первое время мне приходилось отвечать на самые элементарные вопросы: можно ли в номере пользоваться халатом, утюгом и прочее. Люди удивлялись, когда с них требовали заплатить за мини-бар. Это все было неудивительно после стольких лет существования «железного занавеса». Сейчас изменилась страна, изменились и люди: стали больше ездить по миру, больше узнавать.
 
Как сложилась ваша карьера в дальнейшем?
Сначала туризм не был моим основным занятием, я продолжал заниматься компьютерами. Рабочий график позволял совмещать одно с другим: я освобождался в 16 часов и потом мог до позднего вечера сопровождать гостей. Мне это нравилось, особенно живое общение с людьми, которого так не хватает, когда работаешь с машинами.
Впоследствии меня привлекло к сотрудничеству Мальтийское управление по туризму, и с тех пор это занятие стало для меня основным.
 
Не жалеете, что бросили свою деятельность в сфере IT?
Теперь иногда жалею (смеется). Как раз недавно подумал, как хорошо работать с компьютерами: какой запрос ему отправляешь, такой и получаешь результат. Спрашиваешь ерунду – тебе и ответят ерунду… С людьми же все непредсказуемо. Это и недостаток, и достоинство.
 
Сложно ли представлять свою страну за рубежом?
Я очень долго нахожусь в России. С точки зрения моей работы в этом есть свои плюсы и минусы. Как я уже говорил, живя здесь, мне все сложнее актуализировать свои знания о Мальте. Я начинаю многое забывать. Это минус. Ведь представляя свою страну за рубежом, я, конечно, должен знать о ней даже больше, чем другие мои соотечественники. С другой стороны, живя сначала в СССР, потом в России, я успел хорошо изучить менталитет русских, поэтому мне легче, чем многим, общаться и взаимодействовать с партнерами, находить общий язык. Стараюсь изо всех сил поддерживать контакты с Мальтой, чтобы не терять знаний о ней. На этой работе нужно быть на 100% мальтийцем и при этом хорошо знать русский менталитет.
Ритм жизни в Москве сильно отличается от мальтийского. Вы уже привыкли?
Я часто сравниваю себя с хамелеоном: стараюсь быть гибким и в каком-то смысле подчиняться атмосфере, в которую попадаю. Мальта – небольшая страна с маленькими расстояниями. Там другой жизненный уклад. Когда я приезжаю домой, за один день успеваю очень многое: сходить на работу, на обратном пути сделать покупки, вечером провести время с семьей и прочее. В России же получается так, что в будние дни успеваешь только поработать и вернуться домой, а остальное приходится делать в выходные. Здесь много времени отнимает дорога.
Когда я во второй раз приехал в РФ в 1998 году, я стремился войти в этот сумасшедший образ жизни. Он очень привлекал меня, жителя небольшой страны. Это также был и своего рода вызов самому себе: нужно было доказать, что я смогу жить и работать здесь, в самом большом городе Европы.
 
В чем вы видите сложности своей работы?
Поначалу мне было очень сложно. За долгие годы в России сформировался иной, чем в Европе, деловой уклад, иной способ ведения дел: бюрократизм, закрытость, недоверие друг другу. Ко всему надо было приспособиться.
Мешал и языковой барьер. Несмотря на несколько лет, проведенных в СССР, мой русский был еще не настолько хорош. Но все это ушло со временем, я стал свободно общаться.
Хотя к некоторым вещам привыкаешь с трудом. Они связаны, конечно, с тем, что Мальта очень отличается от России. Взять хотя бы расстояния. На Мальте дорога из пункта А в пункт Б всегда занимала у меня не более 15–20 минут. Здесь на это нужно закладывать не меньше часа. Чтобы точно знать, когда и где я смогу быть, в рабочие дни я предпочитаю пользоваться метро.
Кроме этого, в России сложно с кем-то договориться. Говоря это, я имею в виду уровень доверия людей друг к другу. На Мальте во многих случаях достаточно просто вашего слова, чтобы сделка считалась состоявшейся. А здесь гораздо больше бюрократии: для всего нужны юристы, договоры, все до последней точки должно быть сверено и заверено.
В результате много времени тратится на ненужные вещи. Хотя, зная российскую действительность, я понимаю, чем продиктована такая ситуация. Здесь такой порядок во многом оправдан. Но в результате для достижения аналогичного результата нужно в 10 раз больше усилий. Я не осуждаю это, но для меня это сложно.
 
А в чем ее плюсы?
Первый и самый очевидный – общение с людьми. Причем с людьми разных национальностей, культур и профессий: директорами компаний, чиновниками, журналистами. Кроме того, в мои обязанности входит много путешествовать по стране, в которой я работаю. Конечно, поездки носят деловой характер: посещение семинаров, рабочих встреч, но я всегда стараюсь выкроить время, чтобы осмотреть город, узнать его жителей. Это также очень интересно, поскольку Россия очень большая, объехать ее всю невозможно, наверное, и за целую жизнь. Здесь почти нет одинаковых городов. Даже менталитет жителей разных регионов очень отличается.
Вообще мальтийцы стараются побывать в известных местах. Мало кто из моих соотечественников может про себя сказать, что посетил буддийский монастырь в Улан-Уде. А я могу. И это предмет моей гордости.
 
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек вашей профессии?
В первую очередь нужно хорошо понимать людей, то есть быть отчасти психологом. Кроме того, необходимо обладать определенной гибкостью. Работая в чужой стране, нельзя действовать здесь по тем принципам, которые существуют у тебя на родине. В каком-то смысле надо приспосабливаться. К примеру, я знаю, что в России на каждую бумажку нужна печать. Мне это непонятно, но я это соблюдаю, потому что здесь так нужно.
А еще нужно обладать харизмой: представлять свою страну непросто, по тебе судят и обо всей стране и ее жителях. Необходимо любить и хорошо знать свою родину. Иначе невозможно работать. По крайней мере, для меня это так. Во всем, чем бы я ни занимался, я нахожу что-то, что лично меня интересует. Когда я начал работать, то очень многого не знал про Мальту. Это обычная история. У тех, кто в 1990-е годы пришел в туризм, не было достаточной подготовки. В России я прочел больше книг об истории и культуре своей страны, чем когда-либо в жизни.
Очень важно знание языка. Я знаю, что многие мои коллеги в России обходятся без этого, но плохо представляю, как им это удается. Со знанием языка проще устанавливать неформальные контакты, понимать партнеров. Кроме того, не зная русский язык, невозможно ощутить красоту работы здесь. Все ощущения поверхностны.
Я вообще не любитель языков, когда в 1989 году уезжал из СССР, даже не думал, что придется еще когда-то говорить по-русски. В школе мальтийцы учат несколько иностранных языков – английский обязательно, кроме него я еще учил итальянский и французский. По-итальянски я еще могу изъясниться, а французский вообще не пошел. Не люблю учить языки просто так, без работы, живого общения.
Конечно, человек, представляющий страну, должен быть разносторонне образован: люди постоянно задают самые разные вопросы, нужно уметь на них отвечать.
Если говорить конкретно о работе в России, то совершенно необходимо обладать чувством юмора, чтобы не принимать все близко к сердцу и на многие вещи смотреть как на анекдот.
 
Кем вы мечтали стать в детстве?
В разные периоды было по-разному. Помню, в начальной школе в сочинении на тему «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь» я написал, что хочу быть милиционером, пожарным или солдатом. Конечно, все мальчики так отвечают, потому что это именно то, во что они обычно играют. А в 13 лет я захотел стать бухгалтером. В школе изучил бухучет, мне это очень легко давалось.
Вообще не это главное. Что бы человек ни делал, главное, чтобы ему самому это нравилось и он был счастлив. Я с тем же успехом мог стать пожарным. Или бухгалтером. Может, завтра буду кем-то другим. Но сегодня я работаю в туризме и считаю, что это самое лучшее.
Подготовила Анна ЮРЬЕВА

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72