Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2009
« Вернуться к журналу  

ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР
Круизный рынок держит удар
Как глобальный финансово-экономический кризис отразился на мировой индустрии морских путешествий? В обсуждении этой темы важно мнение первых лиц ведущих круизных компаний. На вопросы «ТБ» отвечают вице-президент по продажам и маркетингу в Европе, Африке и на Ближнем Востоке компании Crystal Cruises Филипп Ордевер, старший вице-президент по продажам и маркетингу в континентальной Европе и на новых рынках компании Silversea Cruises Энрико Оригоне, руководитель отдела продаж в Европе, Африке и на Ближнем Востоке компании Yachts of Seabourn Эндрю Магован, генеральный менеджер по континентальной Европе компании NCL Cruises Майкл Зенгерле, менеджер по международным продажам компании Windstar Cruises Марни Уиппл, директор по продажам и маркетингу Star Clippers Энди Лаверинг, исполнительный вице-президент по маркетингу и продажам компании Holland America Line Ричард Медоуз, руководитель департамента продаж в европейском регионе Royal Caribbean Cruises Ltd Хелен Бек.
 
1 вопрос
Как мировой финансовый кризис отразился на круизной индустрии в целом и на вашей компании?
Филипп ОРДЕВЕР
Финансовый кризис изменил привычки наших клиентов. Сегодня они покупают меньше экзотических круизов, выбирают маршруты поближе к дому: европейцы - Средиземное море, Балтику, американцы - круизы из портов США. Но бронирования на 2010 год идут иначе. Люди знают, что если они хотят получить определенную каюту или пентхаус на конкретный круиз, им все-таки нужно приобретать поездку заранее.
Энрико ОРИГОНЕ
Прежде всего хочу отметить, что круизная индустрия не ощутила таких последствий финансового кризиса, как другие секторы турбизнеса. В целом отрасль потеряла около 20% клиентов. На круизном рынке этот показатель существенно ниже. Но и здесь ситуация не одинаковая. Наша компания продолжает инвестировать средства в оборудование и обновление лайнеров, мы даже строим новое экспедиционное судно  Prince Albert II и лайнер Silver Spirit, который впервые отправится в море в конце года. Тогда же мы начнем предлагать услуги дворецких в сьютах.
Эндрю МАГОВАН
Как и любой другой бизнес, круизная индустрия столкнулась со спадом продаж, который был связан с паникой отдельных потребителей. Все внимание клиентов было приковано к финансовым новостям, люди даже не думали о путешествиях или отдыхе. Наши исследования подсказали простое решение: мы вышли на рынок со скидками, и это сработало. Сегодня мы заполняем наши лайнеры и даже получили в полтора с лишним раза больше клиентов, которые отправляются с нами в круиз впервые.
Майкл ЗЕНГЕРЛЕ
Офис компании NCL Cruises в Висбадене отвечает за рынки континентальной Европы, включая Россию. Мы не зафиксировали сокращение спроса даже в нынешней экономической ситуации. Сейчас число бронирований на 2009 год превышает аналогичные показатели прошлого года. Но предсказывать дальнейшее развитие событий, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, весьма сложно.
Марни УИППЛ
Кризис существенно снизил объем продаж. Хотя  в начале лета мы увидели заметный рост бронирований, в том числе на рынках США и Канады. Однако, как и во всем мире, речь идет о поездках на ближайшие даты.
Энди ЛАВЕРИНГ
Финансовый кризис заметно повлиял на круизную индустрию, и компания Star Clippers  - не исключение. Снизились продажи на рынке США, хотя продажи в Европе держатся на стабильном уровне.
Ричард МЕДОУЗ
Кризис не изменил нашего отношения к бренду - мы были и будем лидерами среди круизных компаний класса «премиум». Наши скидки раннего бронирования привлекают не только постоянных клиентов, но и тех, кто раньше с нами не путешествовал, а также новичков, которые вообще ни разу не были в круизе.
Хелен БЕК
Мировой экономический спад отразился на круизной индустрии, так же как и на других сферах бизнеса. Круизные компании вынуждены снижать цены, чтобы сохранить клиентов. В среднем стоимость морских путешествий снизилась на 12%, что дает возможность привлекать новых туристов.
 
2 вопрос
Как повлияло на продажи изменение предпочтений круизных  туристов в связи с кризисом?
Филипп ОРДЕВЕР
В текущем году  глубина продаж упала до 3–6 месяцев против 6–12 месяцев в прошлом году.
Энрико ОРИГОНЕ
Мы не заметили значительных изменений. Правда, это связано с нашей стратегией поощрения раннего бронирования, которая предусматривает существенные скидки и бонусы. Сейчас пассажиры выбирают не круизные маршруты, а круизные компании, стремясь получить максимум за свои деньги.
Эндрю МАГОВАН
Глубина продаж уменьшилась. Но уже сейчас наблюдается тенденция к ее росту. Мы чувствуем, что спрос растет, люди начинают строить планы на будущее, задумываться о том, где и как провести отпуск.
Майкл ЗЕНГЕРЛЕ
Большинство пассажиров из континентальной Европы предпочитают европейские маршруты - в Средиземном и Балтийском морях. Да и второй по значимости регион - Карибский - не потерял своего значения. Так что изменений в географии маршрутов нет. А вот глубина продаж несколько уменьшилась.
Марни УИППЛ
Общий объем выручки у нас снизился. Хотя за к середине лета обороты вновь поднялись до $450 за человека в неделю. В среднем клиенты бронируют круиз примерно за 90 дней до его начала. В прошлом году этот показатель составлял шесть месяцев. Важно отметить, что за пределами США очень много бронирований в пределах одного месяца до начала поездки.
Энди ЛАВЕРИНГ
Большинство пассажиров покупают круизы достаточно поздно - примерно за три месяца до начала плавания. Клиенты хотят получить максимум за свои деньги. Многие выбирают регион плавания поближе к дому, чтобы сэкономить на дорогостоящих авиаперелетах. Поэтому наши средиземноморские круизы привлекательны для европейской клиентуры.
Ричард МЕДОУЗ
Сейчас мы наблюдаем тенденцию небольшого роста глубины продаж - люди понимают, что только так они могут обеспечить себе желаемые маршрут и каюту.
Хелен БЕК
Как и следовало ожидать, теперь наши клиенты более тщательно планируют свой бюджет и стремятся получить за свои деньги продукт более высокого качества. Действительно, предпочтения и приоритеты путешественников несколько изменились. Часть пассажиров переориентировалась на более близкие к ним круизные направления. Туристы экономят на перелете, добираясь до порта отправки на автомобиле. Некоторые путешественники бронируют каюты более низкой категории, чем раньше. Но весьма значительная часть клиентов воспринимает снижение цен как отличный шанс забронировать за те же деньги каюты более высокой категории, которые они не могли себе позволить раньше.
География популярных маршрутов прежняя  – Европа и Карибы. Россияне проявляют большой интерес к недельным круизам из эмирата Дубай на лайнере Brilliance of the Seas, которые стартуют в январе 2010 года.
 
3 вопрос
Что ваша компания сделала для минимизации потерь от кризиса?
Филипп ОРДЕВЕР
Мы выступили с рядом инициатив для привлечения клиентов из разных стран, а также постоянно улучшаем наш продукт. В частности, ввели новую программу страхования рисков, позволяющую туристам заранее бронировать свой отдых, что особенно актуально в наше неспокойное время.
На ряде круизов 2009 года предлагаются скидки в размере до $1500 на человека. Среди новинок – несколько бонусных программ, скидки до $10 тысяч для новых клиентов, бронирующих кругосветное путешествие, система «все включено», бортовой кредит на любые нужды (до $2 тысяч на каюту), обновленные лекционные программы, улучшенное меню. За последние два года мы инвестировали $40 млн  в обновление интерьеров лайнеров.
Энрико ОРИГОНЕ
Учитывая ошибки, сделанные некоторыми круизными компаниями в 2001 году, мы решили продолжить инвестировать средства в улучшение продукта. Мы не хотим принимать агрессивную ценовую стратегию, которая может подорвать доверие наших постоянных клиентов (а их около 50%) и лишит преимущества тех, кто бронирует отдых заранее. Мы выбрали лучших партнеров и разрабатываем совместные проекты по усилению нашего присутствия на российском рынке.
Эндрю МАГОВАН
В наших планах - спуск на воду нового роскошного круизного лайнера, первого за последние шесть лет. Продажа круизов на этом судне начнется с уникальной акции: скидки раннего бронирования достигнут размера 65%. Если это не привлечет клиентов, то они просто не знают, что им нужно!
Майкл ЗЕНГЕРЛЕ
С нашей инновационной концепцией Freestyle Cruising мы предлагаем привлекательное сочетание цены и качества. Наш продукт пользуется большим успехом на российском рынке, так как является очень «гибким». Это важный фактор для дальнейшего роста, даже в сложной экономической ситуации. Рынок РФ растет очень быстро и становится все более важным для нас. В сезоне 2010–2011 годов мы планируем улучшить сервис для наших российских пассажиров, предлагая меню на русском языке на всех лайнерах и во всех ресторанах. Кроме того, на ряде судов в определенные даты будут работать русскоговорящие ассистенты.
Марни УИППЛ 
Мы ввели ряд спецпредложений, в том числе бортовые кредиты и дополнительные услуги, включенные в стоимость круиза. Снизили цены, чтобы достичь 100-процентной загрузки. Приложили все усилия для сохранения уровня сервиса на борту. При этом были сокращены бюджетные траты в корпоративном офисе, персонал бросил все силы на то, чтобы помочь агентам увеличивать объемы продаж. Компания предлагает фирменные круизы с виноделами и шоколадными мастерами на борту. Это сделает морские путешествия еще более привлекательными. Продолжаем активно развивать наш сайт. Отмечу также, что мы учли вкусы россиян при формировании ассортимента товаров бортовых магазинов, наняли дополнительных сотрудников в спа-центры, посещение которых очень популярно у российских туристов.
Энди ЛАВЕРИНГ
Большинство круизных компаний, ориентированных на массовый рынок, предлагает гигантские скидки. Но мы на это не пошли. Наши парусники рассчитаны на небольшое число пассажиров, они хорошо загружаются. Мы привлекали клиентов по-другому, например, включали в стоимость отдыха ночь в отеле до или после круиза.
Несколько слов о регионах плавания. У нас возникли проблемы с Французской Полинезией. В Европе эти маршруты продаются достаточно хорошо, но продажи в США сильно упали. Поэтому мы приняли решение переместить лайнер Star Flyer в Средиземное море на следующее лето, а на зиму 2010–2011 - на побережье Коста-Рики, приблизив таким образом порты отправления к местам проживания наших основных клиентов.
Ричард МЕДОУЗ
Мы внимательно изучаем состояние мировых рынков. И мы понимаем, что экономическая ситуация дала нам шанс продемонстрировать клиентам высокое качество круизного отдыха, обучить турагентов, помочь им расширить целевую аудиторию. Несмотря на кризис, люди все равно хотят отдыхать. Наш департамент международных продаж сконцентрировал свои усилия на популяризации бренда компании за пределами Северной Америки. Большое внимание в этом вопросе уделяется России - мы видим огромный потенциал вашего рынка.
Хелен БЕК
Как и любая надежная компания, мы постоянно контролируем уровень издержек, чтобы быть уверенными в том, что работаем эффективно и экономно. В июле прошлого года, еще до начала экономического кризиса, и, несмотря на рекордно высокую прибыль в третьем квартале, мы объявили о ряде инициатив, позволяющих экономить $125 млн ежегодно. Важно отметить, что это не отразилось на продажах, отношениях с туристическими агентствами и активности компании на рынке. Пришлось принять ряд непростых решений. Среди них - сокращение кадровых издержек, уход от непрофильных видов деятельности, постоянный мониторинг работы наземных структур компании.
В 2010 году круизный холдинг RCCL начнет выполнять недельные круизы по Персидскому заливу. С этим проектом мы связываем большие надежды. Планируется, что доля россиян на этих маршрутах составит не менее 14% от общего числа туристов. Впервые в истории мировой круизной индустрии на лайнере будет представлен сервис полностью на русском языке: от стойки регистрации и меню в ресторанах до тренеров и воспитателей в детском клубе. Надеемся, россиянам понравится наша новинка, тем более что стоянка на две ночи в порту Дубая позволит избежать дополнительных затрат на отель.
 
4 вопрос
Ваш прогноз - как будет развиваться ситуация на мировом круизном рынке?
Филипп ОРДЕВЕР
Это непростой вопрос, ведь никто не знает, сколько продлится кризис. Но у туристов  из США и Западной Европы короткая память - их покупательские привычки быстро восстанавливаются по окончании депрессии или глобального геополитического кризиса. Для покрытия долгосрочных убытков многие, если не все, круизные компании обеспечили очень интересные цены на 2010 год.  Например, наши тарифы на этот сезон ниже цен 2006 года.
Энрико ОРИГОНЕ
Круизы – это выигрышная концепция отдыха, и все прогнозы говорят о росте индустрии круизных путешествий. Мы уверены, что такие рынки, как Россия, станут особенно сильными в ближайшем будущем, так как у них огромный потенциал.
Эндрю МАГОВАН
Ситуация нормализуется. Но думаю, что эра бездумного потребления на данный момент закончилась. Люди хотят получать хорошее качество за свои деньги. К счастью, наш продукт отличается прекрасным качеством даже по тем ценам, которые мы предлагали несколько лет назад. Сейчас - лучшее время для того, чтобы стать потребителем круизного продукта.
Майкл ЗЕНГЕРЛЕ
Рынок континентальной Европы продолжит расти, поскольку он обладает большим потенциалом. В США в круизах побывали уже 3% населения, в то время как в странах Старого Света этот показатель не превышает 1%.
Марни УИППЛ
В мире наблюдается спад поощрительного туризма. Это значит, что будет больше свободных мест для индивидуальных пассажиров и групп. Думаю, что в ближайшие два года поощрительный туризм не наберет своей былой мощи, так что мы должны сосредоточить свое внимание на других сегментах рынка.
Энди ЛАВЕРИНГ
Мы надеемся, что ситуация улучшится к концу этого года. Уже сегодня у нас много бронирований на круизы 2010 года. Полагаем, что наберем полную силу к 2011 году, а в 2012 году рассчитываем добавить еще один лайнер к нашему флоту. И тогда, возможно, мы снова вернемся во Французскую Полинезию.
Ричард МЕДОУЗ
Круизная индустрия продолжит активно развиваться. Мы, например, реализуем масштабную программу Signature of Excellence, которая предполагает многомиллионные инвестиции в обновление флота. Несколько лет назад мы улучшили обстановку кают, установили «плоские» телевизоры и многое другое - эта инициатива быстро распространилась почти по всему круизному флоту. Мы также спускаем на воду новые лайнеры. В июле 2010 года наш флот пополнится пятнадцатым судном  Nieuw Amsterdam.
Хелен БЕК
Спуск на воду лайнера Celebrity Equinox компании Celebrity Cruises в июле, долгожданный спуск лайнера Oasis of the Seas компании Royal Caribbean International, который состоится в ноябре, презентации новых судов других операторов - все это позволяет надеяться, что мировая круизная отрасль продолжит развиваться.
За последние двенадцать лет объем круизного рынка в Европе ежегодно увеличивался на 10%, ежегодный прирост североамериканского рынка составлял 6–7%. Круизы как вид отдыха пользуются все большей популярностью у европейцев. Мы ожидаем, что европейская круизная отрасль достигнет уровня Северной Америки. К 2020 году ежегодный объем этого рынка составит 10 млн человек по сравнению с 4,4 млн пассажиров в 2008 году.
Подготовил Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72