Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Парус надежды
Проблемы яхтенного туризма в России
Во всем мире яхтенный спорт и яхтенный туризм имеют устойчивую тенденцию к развитию. Крупнейшие яхтенные соревнования привлекают огромное внимание общественности. Например, кругосветную гонку Volvo Ocean Races посмотрели около 1,5 млрд телезрителей. Радует, что наша страна принимала в этих соревнованиях активное участие – в Санкт-Петербурге состоялся финальный этап гонки.
«Россия провела несколько крупнейших яхтенных соревнований, таких как чемпионаты мира и Европы, которые состоялись в Москве, где работает один из лучших спортивных парусных центров, - отмечает вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Игорь Ченцов. - Многочисленным яхтам стало уже тесно в границах московских водоемов. Но не все приморские регионы страны имеют подобные возможности из-за неразвитой яхтенной инфраструктуры».
Море без марин
Отрадным событием стало принятие в Санкт-Петербурге постановления о размещении объектов маломерного флота. Северная столица может принимать до 2 тысяч различных яхт и примерно 15 тысяч туристов-яхтсменов в месяц. Необходимо только развивать причальные мощности с сервисом заправки лодок водой и топливом, а также предложить гостям города возможность выбора швартовочных мест с разными ценовыми категориями. Например, необходимо наличие около 10–20 стоянок для больших яхт в центре города с видом на исторический центр.
По словам Игоря Ченцова, важнейшей задачей для привлечения яхтсменов в Санкт-Петербург является анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих плавание прогулочных и спортивных зарубежных и отечественных парусных и моторных яхт по внутренним водным путям Северо-Запада России с целью подготовки обоснованных предложений по совершенствованию этих документов с учетом зарубежного опыта и традиций.
Ведется работа по развитию яхтенного туризма и в Калининградской области, где главным проектом считается реконструкция рыбного порта и строительство яхтенной марины на 750 мест в городе-курорте Пионерский. Этот проект разработан и реализуется российско-французской компанией «Эмбер Лэнд Компани» под руководством известного французского архитектора Доминика Буйона (он, кстати, участвовал в строительстве гостиницы «Космос» в Москве). Яхт-клуб, расположенный на территории в 35 тысяч квадратных метров и располагающий всеми современными средствами обслуживания судов и коммуникаций, позволит Пионерскому принимать даже международные регаты, такие как Americans Cup.
Прорабатываются вопросы развития яхтенных гаваней в городах Балтийске, Мамоново и Калининграде (поселок Прибрежный). Эти проекты могут быть реализованы совместно с Евросоюзом по аналогии с нашими соседями -Польшей и Литвой, но для этого требуется софинансирование со стороны России в пропорциях 50 на 50 или 30 на 70. Проекты развития портов на акватории Вислинско-Калининградского залива будут рассматриваться на Форуме парламентов стран Южной Балтики, куда входят парламенты Шлезвиг-Гольштейна, Гамбурга, Браденбурга, Западно-Поморского и Вармино-Мазурского воеводств, Калининградской области.
С 2005 года закрыто судоходство по Вислинско-Калининградскому заливу. Год назад открыли Куршский залив, но до сих пор нет механизма пересечения его границы с российской стороны, что сильно мешает двухсторонним обменам. Закрытость границ Калининградской области является сдерживающим фактором в развитии инфраструктуры яхтинга, одновременно давая заведомые приоритеты соседним странам.
Например, в Польше только на побережье Вислинского залива созданы 5 из 11 яхтенных гаваней. По всему северному морскому побережью Польши расположены 23 благоустроенных яхтенных марины. Большинство гаваней принадлежат муниципалитетам. Во всех маринах работают пункты пограничного и таможенного контроля.
В маленькой Литве парусный спорт занимает одно из лидирующих мест. Как результат – серебряная медаль на Олимпийских играх в Китае. На литовской части Куршского залива построены три хорошие яхтенные гавани со всей необходимой инфраструктурой. Сюда уже заходят суда крупнейших парусных мероприятий Балтийского моря Baltik Sail и The Tall Ships Races Baltik.
На обширной же акватории российской части Калининградского залива существует одна единственная необустроенная яхтенная гавань в районе поселка Прибрежный.
Черноморское и Азовское побережья Краснодарского края также являются приоритетными направлениями развития яхтенного спорта и туризма, особенно с учетом создаваемой туристско-рекреационной зоны. Появление в Сочи или в Имеретинской долине современного яхтенного центра может дать уникальную возможность посетить зимние Олимпийские игры 2014 года на яхте. Игорь Ченцов считает, что было бы также целесообразным предусмотреть строительство современных яхт-клубов в программах создания игровых зон в РФ.
Для компетентного решения этих вопросов необходимо разработать и принять федеральную целевую программу развития туризма в РФ с включением в нее раздела по развитию яхтенного туризма и созданию современной яхтенной инфраструктуры на основных морских и речных туристических маршрутах РФ.
Шлагбаум для иностранцев
Серьезно сдерживает развитие яхтенного туризма в РФ запрет на плавание маломерных судов под иностранным флагом. В 2000 году правительство утвердило Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения, куда включены водные пути единой глубоководной системы России. Сегодня стоит вопрос об открытии этих путей для прохода судов и яхт под иностранными флагами. Но для создания международных транспортных коридоров необходимо решить большой и сложный комплекс проблем.
Прежде всего, требуется внести поправки в федеральное законодательство, разрешить транзитное плавание маломерным судам под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ. На первом этапе это может быть маршрут Санкт-Петербург - Москва. Он проходит через крупные туристские центры России: Углич, Горицы, Онежское и Ладожские озера, Валаамский архипелаг, Кижи и Северную столицу. Комплексная разработка инфраструктуры данного маршрута даст мощный импульс развитию водного туризма в целом.
Совместно с туристской инфраструктурой обязательно должна развиваться спортивная парусная составляющая, в том числе создаваться детские парусные школы. «Уверен, - подчеркивает Игорь Ченцов, - что все это позволит в обозримом будущем сделать Россию исключительно привлекательной для яхтенных туристов всего мира. При решении указанных проблем мы могли бы рассчитывать на привлечение серьезных инвестиций, в том числе и частных, в создание туристической и яхтенной инфраструктуры в стране, а не миллиардных отелей за рубежом».
Евгений ГОЛОМОЛЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72