Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2009
« Вернуться к журналу  

На линии Маннергейма
30 ноября исполняется 70 лет с начала так называемой Зимней войны между СССР и Финляндией. События того времени оставили множество исторических свидетельств на территории Карельского перешейка Ленинградской области. Самое грандиозное из них – оборонная линия Маннергейма, построенная финнами и названная в честь легендарного финского маршала.
Для любителей военной истории финские и российские турфирмы предлагают экскурсионные маршруты по местам боевых действий. Продолжительность подобных программ - от нескольких часов до нескольких дней. Россияне могут побывать на линии Маннергейма, например, по пути в Выборг или Финляндию, а финские туристы – по дороге в Санкт-Петербург. Экскурсии проводят профессиональные историки и знатоки военного дела.
По словам Баира Иринчеева, директора финской компании «Баир Трэвелс», линия Маннергейма - уникальный военно-исторический памятник. Здесь сохранилось большое число долговременных укреплений, не говоря уже о полевых укреплениях и заграждениях. Наиболее подходящим для организации экскурсий участком считается укрепрайон Суммакюля у старого шоссе Петербург - Выборг.

Мобильная граница
Карельский перешеек находится между Ладожским озером и Финским заливом. Ледник сформировал здесь большое количество красивых озер, имеющих характерную вытянутую форму. Светлые сосновые леса, песчаные берега водоемов…  Начиная со Средних веков эти земли были предметом постоянного конфликта между Шведским королевством и Новгородом. Вооруженные стычки проходили с периодичностью в пять-десять лет. До 1323 года здесь не была определена граница, но и после демаркации она периодически меняла свое местоположение.
Во времена Ивана Грозного в результате Ливонской войны вся территория перешейка, в том числе та, где сейчас находится Петербург, стала шведской. Ситуация изменилась лишь после победы Петра I в Северной войне. Выборг был взят, и границу провели примерно там, где сейчас проходит граница между Россией и Финляндией. В начале XIX века, в период наполеоновских войн, Великое княжество Финляндия отошло к Российской империи. Административная граница прошла по реке Сестре возле Сестрорецка. После революции, в 1920 году, границу между двумя независимыми государствами провели чуть севернее Сестрорецка, по так называемой Ржавой канаве.
В результате советско-финского военного конфликта 1939–1940 годов граница вновь вернулась под Выборг. Во время Второй мировой войны Финляндия выступила на стороне фашистской Германии, ее войска вышли на старые рубежи под Сестрорецком. Но ненадолго. В августе 1944 года парламент Финляндии привел Маннергейма к присяге в качестве президента страны. Осенью начались боевые столкновения в Лапландии между финнами и их бывшими немецкими союзниками. А 19 сентября между нашими странами было подписано перемирие. Условиями этого договора, в частности, стали возврат к границам 1940 года с дополнительной уступкой Советскому Союзу сектора Петсамо и сдача СССР в аренду на 50 лет полуострова Порккала вблизи Хельсинки. Остров был возвращен Финляндии в 1956 году.
 
Памяти павших
Первую остановку экскурсионный автобус делает чуть севернее Сестрорецка, где с дороги виден памятник защитникам Ленинграда, установленный на берегу Ржавой канавы. Крутой берег усыпан острыми «зубами» противотанковых надолбов. Памятник является частью Зеленого пояса Славы Ленинграда. Инициатором его создания был Михаил Дудин, поэт и ветеран войны. Цепь памятников обозначает передний край обороны Ленинграда. Под Сестрорецком советским войскам противостояли финские дивизии.
Следующая остановка – в городе Зеленогорск, который финны называли и называют Териоки. Он был основан в XVI веке и пользовался славой курортного местечка. Сейчас зимой в нем проживает около 10 тысяч человек, а летом население увеличивается до 40 тысяч. Здесь туристы осматривают красивые храмы, которые находятся почти у самой трассы.
Особенно впечатляет белоснежная церковь Казанской Божьей Матери с девятью куполами-маковками. В 1880 году на ее месте стояла деревянная православная церковь, которая сгорела через 13 лет после постройки. Позднее возвели каменный храм, который вмещал 1500 прихожан. Высота колокольни составляла 57 метров. Во время Второй мировой войны она была уничтожена, поскольку являлась удобным наблюдательным пунктом, откуда хорошо просматривался Кронштадт. Восстановили церковь в 1990-х годах.
Буквально по соседству находится лютеранская кирха, возведенная в 1908 году. Автором проекта выступил известный финский архитектор Йозеф Стенбек. Храм был сильно поврежден во время войны, а после ее окончания превращен в кинотеатр «Победа». Лишь совсем недавно кирху восстановили на средства финских компаний и частных лиц, в ней начали проходить службы. В столовой при храме организуют горячее питание для туристических групп.
В сквере у церкви находится могила 25 финских солдат, погибших в период Второй мировой войны и памятник, посвященный всем погибшим во время советско-финской войны.

Бетонный рубеж
Из Зеленогорска вдоль побережья Финского залива путь лежит в поселок Молодежное, где автобус сворачивает на Старовыборгское шоссе, ведущее в поселки Поляны и Каменка. Именно по этой дороге шли части Красной армии на штурм линии Маннергейма. Перед Каменкой с левой стороны от дороги раскинулось живописное озеро Красавица. По-фински оно называлось Каукярви.
В поселке Каменка еще во времена Российской империи был основан Николаевский артиллерийский полигон. В 1920–1930-е годы, когда территория принадлежала Финляндии, там находился артиллерийский лагерь Перкиярви, считавшийся колыбелью финской артиллерии. Сейчас в районе Каменки расположены танковый и артиллерийский полигоны. У ворот гарнизона можно увидеть танк Т-72 на постаменте. В будние дни, когда ведутся стрельбы на полигоне в районе Каменки, дорога к линии Маннергейма может быть закрыта. Сюда лучше приезжать в выходные дни.
В десяти километрах от Каменки находится садовое хозяйство, где раньше была деревня Сумма, полностью сожженная финскими солдатами. За ним справа от дороги видны два креста – военные захоронения. На одном из них укреплена табличка с надписью «Вам, недожившим отпущенный Богом срок, павшим на поле брани жесточайшей и никому не нужной войны – наша скорбь и память». Напротив, по другую сторону дороги, - руины дота №2 под названием «Тертту», входившего в оборонную линию Маннергейма.
С линией Маннергейма связано немало легенд. В 1939 году, когда началась советско-финская война, Красная армия оказалась в затруднительном положении, неожиданно наткнувшись на мощные оборонительные укрепления. По одной из легенд, доты были покрыты толстым слоем резины, от которого отскакивали снаряды. Утверждали также, что на дотах есть специальные металлические сетки, отбрасывающие снаряды. Говорили, что бронеплиты держатся на пружинах, амортизирующие удары. На самом деле укрепления в целях гидроизоляции покрывали черным гудроном, а снаряды рикошетировали из-за бронеплит, расположенных под пологим углом.
Как показал опыт, мощь линии Маннергейма была сильно преувеличена. Это делалось для того, чтобы оправдать первые неуспешные штурмы укреплений Красной Армией. На самом деле большинство дотов имели небольшие размеры и были рассчитаны на один пулемет. В результате укрепление оказывалось беззащитным перед танками, которые подходили близко и в упор расстреливали его из пушки. Финские доты были способны остановить лишь пехоту.
Следует заметить, что Финляндия не производила танки и пушки, закупая их за рубежом. В начале войны финская армия имела всего 30 танков. Артиллерия была крайне разношерстной – на вооружении стояли орудия образца 1860 года, оставшиеся в наследство от Российской империи.

Маршальская чарка
Примерно в ста метрах от бывшей деревни Сумма у дороги стоит указатель «Финское воинское захоронение». Лесная дорога приводит к гранитному памятнику, установленному на месте братской могилы 204 неопознанных финских солдат. Сюда часто приезжают финны.
От памятника остается пройти по дороге через поле около трехсот метров, чтобы попасть на один из самых крупных и интересных военных объектов линии Маннергейма – дот №10, называемый «Червонцем». Несколько казематов, стоящих на удалении друг от друга, под землей, на глубине четырех метров, соединены подземными галереями, которые служили убежищами для личного состава.
Под землей была печь, принудительная система вентиляции воздуха, колодец и большой запас продуктов. «Червонец» рассчитан на три пулемета. И сейчас можно пройти из одного бункера в другой по подземному переходу. Необходимо иметь с собой фонарик. В дождливую погоду галереи заливает водой.
Дот имеет устройство для подъема и спуска пулемета во время артобстрела. С высотки хорошо видны заграждения из колючей проволоки и полосы противотанковых заграждений, называемые «зубы дракона». Они сделаны из остроугольных гранитных валунов. Здесь в изобилии разбросаны ржавые гильзы.
Особенностью экскурсий, которые проводит фирма «Баир Трэвелс», является то, что гиды и сопровождающие одеты в военную форму периода советско-финской войны. Туристы могут не только узнать интересные исторические факты, но и ознакомиться с оружием того времени. Арсенал включает так называемые массо-габаритные макеты винтовок, пулеметов, автоматов и гранатометов, которые использовались во время боев.
Экскурсию завершает полевой обед на лесной поляне. Гостям предлагают солдатский паек финской армии, основу которого составляет гороховый концентрат с ветчиной. Каша варится в котле на костре. Пока готовится обед, туристы обучаются сборке-разборке оружия, примеряют военную амуницию, получают информацию о технических данных вооружения, материально-технического снабжения и особенностях несения службы в Красной и финской армиях.
Освоив военные премудрости, экскурсанты приступают к обеду, во время которого полагается «маршальская чарка» - крепкий спиртной напиток из шнапса, вермута и специй, приготовленный по рецепту маршала Маннергейма. Любимый напиток финского маршала подавали в ставке главного командования в городе Миккели с 1941 по 1944 годы. Он имеет крепость 40 градусов и замечательный вкус.

Евгений ГОЛОМОЛЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72