Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Впервые в России - музейный «инкубатор»
В середине осени на главной площади Коломны, напротив символа города — снова обретшей знаменитые некогда куранты Иоанно-Богословской колокольни, - открылся Центр музейных технологий «Новый музей». Центр создан Коломенским краеведческим музеем и некоммерческим партнерством «Город–Музей». Находится он в одном из старейших зданий города (вторая половина XVIII века) — только что отреставрированном доме первого русского романиста Ивана Лажечникова — в Коломне прошли его детские и юношеские годы.
Этот проект стал победителем Грантового конкурса творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства Совета по грантам президента России, V Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире - 2008», проводимого  благотворительным фондом Владимира Потанина. Усадьба работает и как традиционный музей: проводятся экскурсии «Иван Лажечников и Коломна», часовые программы «Тайна старинной усадьбы», «изюминка» которых - дегустация коломенской пастилы ручной работы, и «Синема в усадьбе Лажечникова» с просмотром немого фильма «Ледяной дом» 1916 года выпуска (цены соответственно - 20, 200 и 100 рублей)
Но главное назначение нового коломенского объекта показа – служить практической площадкой музейных инноваций, собирающей коллекцию лучших отечественных музейных практик. Иначе говоря, если тот или иной музей, нередко провинциальный, предлагает нетрадиционный проект, расширяющий, а порой и просто ломающий привычные рамки музейного дела, и не может по каким-то причинам воплотить его в жизнь у себя — добро пожаловать в Дом Лажечникова, готовый послужить своеобразным — и первым в России  - музейным «инкубатором».
Первым «вылупился» в нем проект Натальи Толстой из Третьяковской галереи, посвященный рисункам Александра Иванова на библейские сюжеты. Рисунки, увеличенные в 10–20 раз, проецируются на стены, а виртуальный движущийся световой луч выхватывает изображения последовательно, по одному, создавая впечатляющий получасовой спектакль, в котором занято около ста рисунков Иванова, «подсвеченных» музыкой Оливье Мессиана.
«Предпремьера» прошла в стенах Ново-Голутвина монастыря, который для воплощения этого проекта (вход бесплатный, представления проходят по выходным каждый час)  на свои средства отремонтировал специальное помещение и закупил современную проекционную аппаратуру.
Наряду с представлением коломенской пастилы (проект Елены Дмитриевой), «Новый музей» возрождает и, казалось бы, навсегда забытые традиции - писание рукописных писем чернилами и старинным пером. Или написание  таким же способом  открытки из Коломны в старинном вкусе, созданной при желании  самим посетителем музея. Эти программы, «Привет из Коломны» Анны Щербаковой из Мелихова и «Урок каллиграфии», реализуются в рамках большого проекта «Живое письмо».
Самый неожиданный проект, представляемый в Коломне, - «Уроки Леонардо» Татьяны Гафар из Волгоградского музея изобразительных искусств, использующий музейные фонды в процессе преподавания детям естественно-научных дисциплин. Музейный зал превращается в средневековую лабораторию, каждому участнику предлагается собственными руками изготовить гипсовую отливку и понять при этом, как законы физики и химии «работают» в художественном творчестве.
Открытие «Нового музея», представленные в нем проекты создания в историческом центре Коломны пешеходной туристической улицы (ул. Зайцева), а также реконструкции набережной Москвы-реки доказывают давно обозначившееся намерение города стать одним из крупных туристских центров не только Подмосковья, но всей России.

«Захар», «эмка», «жук» и другие «ретрости»
Разменявший второй десяток XI фестиваль ретро-автомобилей «Мышкинскiй самоходъ» традиционно завершает летний туристический сезон в этом верхневолжском городе. «Самоходъ» проводится на базе Музея уникальной техники, входящего в комплекс Мышкинского народного музея. Его коллекция включает несколько десятков самых разнообразных экспонатов — от локомобиля и речного катера до зенитки. Но основу экспозиции составляют именно автомобили былых времен, а законы хранения коллекции требуют показа экспонатов в движении хотя бы раз в год.
В последние годы «Самоходы» обрели тематическую направленность — нынешний был посвящен 65-летию знаменитого грузовика ЗиС-5В, который на фронте прозвали «Захаром» («За характер»). Количество участников фестиваля по сравнению с прошлым годом выросло вдвое и достигло почти семи десятков. Любители старинной техники прибыли из Москвы, Сергиева Посада и всех соседних с Ярославской областей.
«Дуайеном», то есть старейшим экспонатом нынешнего фестиваля, стала прославленная «эмка» (она же «черный воронок») выпуска 1937 года. Нынешний «Самоходъ» показал и ряд других уникальных экспонатов, которых не найти в государственных музеях: «пузатый» пассажирский автобус  Курганского автозавода («кавзик») выпуска 1958 года, короля самосвалов 1960–70-х годов ЗиЛ-ММЗ-585, сельскую пожарную машину образца 1950-х годов АЦУП (автоцистерна упрощенная). Не отставали и «заморские» гости - «линкольн» образца 1971 года, легендарный «Фольксваген»-жук, «Опель-Конкорд» 1969 года — одна из первых иномарок в Ярославской области. Главный же приз «Самохода» - Золотой кубок — был присужден дебютантам фестиваля — клубу «Ретро-Волга» из Костромы, который, наряду с автомобильной, представил коллекцию бытовой ретротехники.
«Мы хотим, чтобы «Самоход» обрел вполне логичное продолжение в виде музея старинной речной техники, которая могла бы демонстрировать свои возможности на акватории Волги. Таких экспонатов в нашей коллекции имеется пять единиц, - рассказал основатель Мышкинского народного музея Владимир Гречухин. - Нам даже выделили землю на волжском берегу, но проект пока «повис» из-за недостатка средств».
А вот от недостатка зрителей «Самоходъ» не страдает, но парадокс - мышкинские гостиницы были заполнены едва наполовину. Объясняется это тем, что специализированных туров на фестиваль ретротехники практически нет, а неорганизованным фанатам старинных «эмок», «виллисов» и «полуторок» сюда добираться трудно. Прямых автобусов из Москвы в Мышкин, как и речного сообщения с ним уже давно не существует, автобус до Углича, находящегося в 35 км от Мышкина, — за исключением воскресенья и понедельника — ходит один раз в день, да и тот прибывает в Углич значительно позже последнего рейса на Мышкин. Существовавший еще недавно прямой поезд «Москва – Углич» заменил прицепной вагон, курсирующий три раза в неделю.
Такая «транспортная недостаточность», равно как и отсутствие специализированных сувениров, в частности, видеофильмов, немало вредит дальнейшему продвижению на туристический рынок одного из самых оригинальных местных праздников, которых в уездных российских городах становится все больше.

Яснолянский маяк светит всем
В день 181-й годовщины со дня рождения Льва Толстого в Ясной Поляне прошла премьера его драмы «И свет во тьме светит». Постановку в «родовом гнезде» автора осуществил режиссер-«оскароносец» Фолькер Шлёндорфф. Премьере никто не удивился - музей «Ясная Поляна», принявший в 2008 году почти 150 тысяч туристов, за последнее время существенно расширил рамки «традиционной» музейной деятельности, территориальные, профессиональные и ведомственные границы. Сегодня «Ясная Поляна» – это большой культурно-образовательный конгломерат, учреждение культуры принципиально нового типа, который сами его сотрудники определяют  как «мегамузей».
Его главные задачи - развитие местного сообщества и решение социальных проблем, формирование позитивного имиджа региона, привлечение инвестиций, создание рабочих мест. А также воспитание нового поколения на лучших образцах национального культурного наследия, увеличение потока туристов в регион и страну в целом, историческое осмысление культурного наследия, сосредоточенного в музейном фонде.
Речь идет и о новом этапе взаимодействия власти, бизнеса и  музея в рамках так называемого «Яснополянского соглашения». Именно такой подход позволил недавно «Ясной Поляне» заключить взаимовыгодную договоренность с немало вредившим его экологии объединением «Щёкиноазот»: химкомбинат реконструирует систему очистных сооружений, взамен получая право использовать в переговорах с партнерами всемирно признанный бренд «Ясной Поляны».
«Музейный холдинг», «мегамузей» Ясной Поляны, - рассказывает его директор с 1994 года, праправнук великого писателя Владимир Толстой,  - состоит из трех частей. Первая, получающая «подпитку» из госбюджета — это собственно музей-заповедник «Ясная Поляна» (412 га, более пятисот сотрудников) и его филиалы. К ним относятся станция Козлова Засека, музей-усадьба Л. Н. Толстого в селе Никольское-Вяземское, мемориальный дом М. Н. Толстой в селе Малое Пирогово (на фото) — имение М. Н. Толстой, мемориальный дом П. И. Толстого в деревне Покровское, усадебно-парковый ансамбль в селе Большое Пирогово, краеведческий музей и исторические здания в городе Крапивна.
Вторая часть — благотворительный фонд «Наследие Льва Толстого». Фонд занимается реализацией конкретных проектов. Самым заметным из  них в последние годы стал проект «Сад гениев», посвященный сотрудничеству домов-музеев трех великих европейских писателей — Толстого (Ясная Поляна), Гёте (Веймар) и Шекспира (Стратфорд-он-Эйвон). В ближайшие годы он превратится в «Великолепную семерку» - ряд великих имен дополнят Сервантес, Данте, Гюго и Джойс.
Наконец, в структуру «мегамузея» входят подразделения, связанные с оказанием услуг посетителям. Это туристско-гостиничный комплекс «Ясная Поляна», центр народных ремесел,  кафе «Прешпект», научно-культурный центр в Туле, включающий издательский дом, сувенирный и книжный магазины, художественную галерею и агентство культурного туризма. Агентство предлагает однодневные («Ясная Поляна — Кочаки», «Козлова Засека — Ясная Поляна»), двухдневные («Тула — Ясная Поляна», «Война и мир: Тула — Ясная Поляна — Куликово Поле») и трехдневные («Ясная Поляна — Никольское-Вяземское — Спасское-Лутовиново — Орёл», «Русская усадьба: Мелихово — Тула — Ясная Поляна — Никольское Вяземское — Спасское-Лутовиново), а также конные туры.
Появление такой структуры, как утверждает Владимир Толстой, не в последнюю очередь связано с желанием перераспределить огромную антропогенную нагрузку, падающую ныне на старинную усадьбу. Именно ее ограниченная пропускная способность заставляет отказываться от празднования некоторых дат, например, Яблочного Спаса. Между тем Ясная Поляна имеет уникальный, не имеющий аналогов в России старый яблоневый сад, которые в принципе могли бы привлечь в музей-заповедник дополнительных туристов.
Отчего другие музеи не идут по пути «Ясной Поляны»? Это вопрос не только к их руководителям, которым во многих случаях удобнее работать по старинке, но и к федеральным законодателям, которые «обкладывают» музеи массой запретов, препятствующих их развитию.

Георгий ОСИПОВ, Ирина ПЕЛЕВИНА
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72