Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2010
« Вернуться к журналу  

Новая Ганза на родине России

Оценивая итоги 2009 года - юбилейного для «Господина Великого Новгорода» - председатель комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода Исак ФРЕЙДМАН в интервью «Турбизнесу» предпочел парадным реляциям анализ насущных проблем. Наш собеседник - руководитель  органа управления одного из ведущих центров российского туризма, специалист «со стажем» и большим практическим опытом -  рассматривает перспективы развития регионального туризма в  контексте национальной экономики и европейского партнерства, не избегая проблемных тем.

Исак Борисович, в прошлом году Великий Новгород отметил свое 1150-летие и отпраздновал Ганзейские дни. Как сказалось это на развитии туризма в регионе?
Подготовка к торжествам, как мне кажется, стала новым важным этапом и в развитии города вообще, и новгородского туризма в частности. Я говорю, прежде всего, о Великом Новгороде, поскольку возглавляю городской комитет по туризму и зарубежным связям. 
Появился девиз, на основе которого идет разработка туристического бренда города и с которым он может смело выходить на рынок: «Великий Новгород — Родина России». Мы отдаем себе отчет в том, к чему этот очень серьезный слоган обязывает: под нами и за нами — огромный культурный слой, тысячелетие мировой истории. Наш город - родина российской государственности, родина православия, родина первой русской книги — Остромирова Евангелия, родина купца Садко, родина Рахманинова...

А если другие древние города захотят назваться родиной России? Кое-какие основания у них для этого есть.
Не скрою — девиз вызвал немало споров в научной среде, тем более, что претензии Старой Ладоги, Старой Руссы, Пскова, наконец, имеют под собой некоторые основания. Но чем громче споры, тем больше мы на слуху, тем большее внимание общественности мы привлекаем — чего тут еще желать? Заметьте, что в юбилейные дни на Государственном совете президент России уже оперировал этим лозунгом.
Но давайте начнем с Ганзейских дней. Старый, средневековый Ганзейский союз был своеобразным прообразом современной единой Европы в плане торгово-экономического взаимодействия. Нынешний же рождался, прежде всего, как единое культурное пространство. Его участники знакомят друг друга со своей культурой, традициями, кухней, бытом, укладом жизни. Вполне символично, что первое место среди иностранных туристов, посещающих Великий Новгород, неизменно держат именно немцы. В Великом Новгороде в Ганзейских днях участвовали свыше 2 тысяч гостей, примерно 70 процентов приехали из немецких городов.
Теперь, когда в рамках Дней проводятся и представительные экономические форумы, они стали весьма престижным мероприятием европейского масштаба. В Ганзейский союз нового времени входят более 170 городов. Их объединяет идея многостороннего культурно-экономического партнерства, выгоды которого увеличились в кризисный период.  Достаточно сказать, что календарь ежегодных Ганзейских дней — сравните с Олимпийскими играми - расписан до 2037 года.

Как Великий Новгород готовился к торжествам и приему высоких гостей?
Великий Новгород — первый город в России, вошедший в новый Ганзейский союз, подал заявку в 1992 году — с дальним расчетом на юбилей. Но ни о каком туризме ни тогда, ни даже пять лет назад даже речи не было. Не было даже соответствующей административной структуры. И когда мы показывали город Ганзейской комиссии и рассказывали о своих планах, ее члены союза по-европейски вежливо кивали, но было по всему видно — не очень-то они нам верили...
Информационное продвижение Великого Новгорода, конечно, велось — был открыт большой, европейского типа информационный туристский центр «Красная Изба» на Сенной площади, вышла масса книг и путеводителей, в том числе на английском языке, интенсивно велась подготовка волонтеров. Но при этом нас не оставляло ощущение, что, образно говоря, фантик был куда «вкуснее» и привлекательнее, чем сама конфета.
И городские власти стали планомерно изменять лицо Великого Новгорода именно в отношении комфортности, уюта городской среды: заново мостились улицы, тротуары, территория кремля, устанавливались скамейки, туалеты, наконец, стали подсвечивать Кремль — только это обошлось в 30 миллионов рублей, но овчинка стоила выделки. Отреставрировано Ярославово Дворише, открылись новые памятники — Ганзейский знак, Ганзейский фонтан, памятник Сергею Рахманинову. Вообще мы воспринимали Ганзейские дни как грандиозный рекламный тур для двух тысяч иностранцев, хотели, чтобы в лице Великого Новгорода они увидели крупный туристский центр европейского масштаба.

Результат превзошел ожидания?
Не совсем. В Европе проведение Ганзейских дней обычно активно поддерживается правительством. В течении нескольких лет нами настойчиво предпринимались попытки решить вопрос о том, чтобы ганзейские делегации беспошлинно провозили в Россию товары  — хлеб, сыр, пиво. Тем более, что везут их преимущественно не для продажи, а для подарков, дегустации. Но этот вопрос так и не был решен.
В городе пребывания делегации за все платят сами — за проживание, питание, торговые помещения. В Европе это легко - там нет границ. А у нас, несмотря на поддержку МИДа, все увязло в бюрократической трясине, и мы недосчитались очень многих гостей — были делегации 87 городов, хотя мы рассчитывали на большее. Словом, во всех этих «ганзейских церемониях», как в зеркале, отразились все проблемы нашего въездного туризма.

Получит ли развитие этот «ганзейский» опыт?
Я надеюсь на это. В декабре на Ганзейской комиссии в эстонском городе Пярну – это место следующего праздника, мы выступили с рядом конкретных предложений. Прежде всего, о создании единого ганзейского туристического пространства. К примеру, наши гостиницы дают 30%-ные скидки для приезжающих жителей из ганзейских городов. Ажиотажа, как говорится, не будет, но на рынке мы «прозвучим», а это главное.
Одновременно жители Великого Новгорода и региона, хотя бы в низкий сезон, с ноября по апрель, могли бы получать скидки в гостиницах, например, Любека.
Следующий этап использования «ганзейского» опыта — повышение уровня обслуживания гостей. Чем не лозунг - «Европейский комфорт на родине России». Работа в этом направлении ведется, но сфера сервиса требует качественных преобразований. В первую очередь за счет повышения квалификации кадров.    Другая стратегическая задача – развитие инфраструктуры гостеприимства в городе и области. Должны быть введены в туристический оборот новые крупные объекты, например, Рюриково городище, на котором жили новгородские князья.
В системе государственного управления в регионах сейчас первостепенным является усиление позиций туризма. Хороший пример – Великий Новгород. В администрации города действует комитет по туризму и зарубежным связям. В области с ноября 2009 года вместо отдела появилось соответствующее управление, начальник которого действует в статусе заместителя председателя Комитета по культуре, туризму и архивному делу.
Из стратегических для Великого Новгорода преобразований нужно еще назвать изменение формата транспортной доступности. Это целый комплекс вопросов – аэропорт в Кречевицах, вокзальный модуль, граница. Необходима управляющая компания.   

Даже в низкий сезон на выходные в новгородских гостиницах трудно найти свободные места. Значит ли это, что экономический кризис никак не сказался на вас?
Увы, нет. Надо смотреть правде в глаза. Конечно, при помощи лукавой цифры — сваливая в одну статистическую «кучу» туристов, экскурсантов, просто посетителей — можно было бы нарисовать вполне утешительную картину. Но зачем? По итогам 2009 года мы сумели не допустить падение турпотока, - это главное.
Подготовлены областная и городская программы развития туризма на 2010 - 2012 годы. Мы запросили по максимуму: 52 миллиона рублей на областную программу и 38 — на городскую. Но таких денег нам, конечно, никто не даст. Мы же не Вологда, не донорский регион.

Что еще изменилось за последнее время в новгородском туризме?
Начала меняться в лучшую сторону транспортная доступность города. В августе в Великий Новгород пришел пробным рейсом первый круизный теплоход «Николай Славянов». Специалисты понимают, что это для нас значит. Кто-нибудь слышал про заметные изменения в круизном туризме за последние лет тридцать? Один и тот же давно сложившийся набор маршрутов: Санкт-Петербург, Ладога, Онега, Валаам, Кижи, Верхняя Волга. Круизный туризм — это очень замкнутый и своеобразный мир со своими законами. В этом консерватизме есть и минусы, и плюсы.
У каждого судна найдутся свои «фанаты», которые отдыхают на нем десятилетиями. К примеру, к нам из Москвы на встречу «Славянова» на машинах приехали его поклонники, чтобы присутствовать на торжествах. Капитану первого пассажирского судна, пришедшего в Великий Новгород, вручили денежную премию. То есть получилось яркое туристическое событие.
Но объективно здесь, конечно, масса серьезных трудностей. «Славянов» - судно речное, и на короткий проход по Ладоге ему пришлось брать специальное разрешение. Волхов — река очень непростая. Если о проходе через шлюзы ВолховГЭСа вполне можно договориться, то порогов нижнем течении, увы, никто не отменял, и все зависит от метеоусловий. Средняя глубина — 190 сантиметров.
Но мы надеемся на лучшее: наш губернатор активно поддерживает развитие водного туризма, и «Славянов» пришел к нам в рамках программы сотрудничества с правительством Москвы. На будущий год у него запланированы четыре рейса в Великий Новгород, хотя премии, сами понимаете, уже никто выплачивать не станет. Ожидаются и четыре рейса из Санкт-Петербурга — но уже на теплоходе типа «река - море», который называется «Господин Великий Новгород». Пятидневный круиз — туристы прилетают в Северную столицу - включает два полных дня пребывания в Великом Новгороде.

А как насчет того, чтобы продлить маршрут до Старой Руссы?
До Старой Руссы мы предполагаем запустить в будущем году судно на воздушной подушке на 48 человек — оно было продемонстрировано во время юбилейных торжеств президенту России. Этому судну не нужны причалы, но оно, во-первых, имеет свою специфику, а во-вторых, билеты на него совсем не дешевы — куда проще съездить в ту же Руссу за 150 рублей на автобусе.

Какого вы мнения о межрегиональных маршрутах, включающих Великий Новгород?
На сегодня не слишком высокого. Они плохо продаются. Возьмите «Золотой путь России», он же «Государева дорога». Кто этот маршрут купит — с таким качеством самой дороги  и прилегающей туристской инфраструктуры? Требуется землеотвод для малого бизнеса, на такой маршрут нужна программа федерального уровня.
Откуда тем же Крестцам, тому же Чудову, Валдаю с их дефицитными бюджетами взять деньги? Только в декабре 2008 года муниципалитеты получили право развивать туризм. А на что? Возможно, ориентируясь на мировую практику, стоило бы ввести в перечень местных налогов гостиничный сбор — скажем, 10 рублей. Нынешний турист их и не заметит. А нам, со 170 тысячами туристов, — почти два миллиона прибыли. В регионах такая прибыль была бы куда заметнее и целевым образом могла бы идти на развитие туризма. Но для того, чтобы такой налог был узаконен, необходимо внести изменения в налоговый кодекс Российской Федерации, а для этого нужно решение Государственной Думы РФ.
По экспертной оценке аналитического управления аппарата Государственной Думы, налог на гостиницы представляет собой гарантированный источник финансирования дополнительных маркетинговых программ. В городах, где установлен гостиничный налог, не наблюдается ни сокращения количества туристов, ни уменьшения сумм их расходов. Фактически, в этих городах отмечается рост туристического сектора. Более того, полученные от налогов средства используются для реализации крупных проектов, которые способствуют развитию туристической деятельности. В некоторых американских штатах собираемая сумма налогов чрезвычайно высока и помогает реализовать такие крупные проекты, как строительство спортивной арены для команды высшей лиги.
Введение гостиничного налога может быть рациональным решением. С помощью введения этого налога город на своем уровне сможет развивать маркетинговые программы, которые в наибольшей степени ориентированы на целевой туристский рынок.

Беседовали Елена БОРИСОВА, Георгий ОСИПОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72