Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2010
« Вернуться к журналу  

Мэрия уходит в небо
Правительство Москвы не собирается без боя уступать «Аэрофлоту»
Статистика – наука хитрая. Тот, кто умеет ловко жонглировать цифрами, легко может выдать желаемое за действительное, сокращение за повышение, очевидное – за невероятное. На пресс-конференции, посвященной итогам деятельности аэропорта Внуково в 2009 году и перспективам его развития, которая состоялась в здании московского правительства, цирковые приемы сыпались как из рога изобилия.

С фанфарами…
«По итогам 2009 года международный аэропорт Внуково обслужил 7,731 млн  пассажиров. Таким образом, аэропорту удалось на 3% перевыполнить плановые показатели, установленные в размере 7,5 млн пассажиров, и это несмотря на общемировые и общероссийские тенденции падения объемов пассажирских перевозок в условиях кризиса», - заявил генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково» Василий Александров.
Однако он скромно умолчал о том, что на самом деле произошел не рост пассажиропотока, а его снижение на 2% по сравнению с 2008 годом.  Собственно, этим даже можно гордиться: кризис – не тетка, и результат действительно хороший. Но ведь так хочется, чтобы «медь звенела и фанфары пели».
Василий Александров также добавил, что  по итогам 2009 года Внуково сохранил третье место среди аэропортов России по количеству обслуженных пассажиров. «Доля Внукова в суммарном пассажиропотоке аэропортов Московского авиационного узла увеличилась за год с 18,2% до 18,9%, а в пассажиропотоке на внутренних авиалиниях – с 27,2% до 30,9%», - отметил он.
Председатель совета директоров ОАО «Аэропорт Внуково», руководитель департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи в свою очередь сообщил, что в 2010 году, с учетом тенденций развития рынка авиаперевозок в условиях текущей экономической ситуации, пассажиропоток Внукова прогнозируется на уровне 8,4 млн пассажиров, что превысит показатель 2009 года на 10%.  По его мнению,  столь заметный рывок удастся сделать прежде всего за счет введения в строй первого пускового комплекса нового пассажирского терминала. «Его строительство ведется сегодня очень активными темпами, и в мае этого года мы  откроем первую очередь терминала, который по своим архитектурным решениям станет жемчужиной Москвы», - объявил Василий Кичеджи.
Новый терминал – это замечательно. Но рост пассажиропотока все-таки в первую очередь обеспечивают авиаперевозчики. Между тем с 28 марта  компания «Авианова» начинает выполнять свои полеты не из Внукова, а из Шереметьева. Генеральный директор «Авиановы» Владимир Горбунов посчитал, что условия для реализации концепции бюджетных перевозок в Шереметьеве сейчас лучше, нежели во Внуково. Что касается «жемчужины Москвы», то, полагаем,  ни с храмом Василия Блаженного, ни с другими визитными карточками столицы России новому пассажирскому терминалу Внуково все-таки тягаться не под силу.

…и без фанфар
Внуково действительно неплохо развивается. И если абстрагироваться от раздражающего звона меди, спокойно разбираться в показателях, то картина складывается такая.
В 2009 году аэропорт  Внуково обслужил 130 тысяч рейсов. На  внутренних маршрутах  пассажиропоток вырос по сравнению с 2008 годом на 9,1% - до 5,411 млн  человек. При этом в маршрутную сеть аэропорта  добавились 17 новых регулярных направлений, а именно: Воронеж, Кострома, Новосибирск, Омск, Барнаул, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре, Брест, Гродно, Гянджа, Самарканд, Бухара, Фергана, Урай и остров Маэ. Общий пассажиропоток на международных направлениях составил 2,189 млн пассажиров. И если падали объемы чартерных перевозок, то на регулярных международных рейсах они оказались на 21,7% больше по отношению к показателю 2008 года -  837 тысяч человек.
В 2009 году рейсы во Внуково  выполняли свыше ста отечественных  и зарубежных авиакомпаний. В десятку  ведущих перевозчиков  вошли UTair, «Скай Экспресс», «Атлант-Союз», Red Wings, «Кавминводыавиа», «Владивосток Авиа», «Якутия», «Авиалинии Кубани», «Газпромавиа», «Авиалинии Дагестана». Они  обеспечили 84% пассажиропотока аэропорта. 
Выросло значение Внукова и как грузового терминала: в 2009 году здесь обработано и перевезено 32,4 тысячи тонн грузов и  почты, что на 14,5% больше, чем в предыдущем году. Лидирующие позиции по грузоперевозкам  заняли авиакомпании UTair, «224-й летный отряд», «Якутия»,  «Владивосток Авиа», «Кавминводыавиа», «Авиалинии Дагестана», «Скай Экспресс», «Газпромавиа», «Авиалинии Кубани» и «Алроса». Основные направления грузопотоков: города России – 91%, дальнее зарубежье – 6%, страны СНГ – 3%.
Новый пассажирский терминал – главный проект программы модернизации  аэропортового комплекса. Его общая площадь  составит 250 тысяч квадратных метров, причем значительную часть займет посадочная галерея, оборудованная 25 телетрапами. Первый  пусковой комплекс - это  170 тысяч квадратных метров с пропускной  способностью до 7 млн пассажиров в год.
В прошлом году выполнен также значительный объем работ по реконструкции всего  аэродромного комплекса: введена в эксплуатацию после основательной модернизации взлетно-посадочная полоса №2, обновлено и улучшено ограждение аэродромного комплекса, построены семь новых мест для стоянки воздушных судов в районе Внуковского авиаремонтного завода. Завершено строительство нового почтово-грузового комплекса, способного  обработать в год до  150 тысяч тонн грузов.  
Большое внимание в 2009 году уделяли совершенствованию  системы безопасности аэровокзального  комплекса, имеющего статус  правительственного аэропорта. В частности, введена в эксплуатацию новая система телевизионного наблюдения  VIP-ЗОЛД, проведена модернизация систем контроля и управления  охранной сигнализацией. Создан оперативный штаб по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Совместно с представителями силовых структур проведены антитеррористические учения. Для нового пассажирского терминала закуплены современные технические средства обеспечения безопасности. Планируется также поставить там новую автоматизированную многоуровневую систему досмотра и сортировки багажа «Вандерлэнд».
Внедряют и новейшие информационные технологии. К примеру, проведена работа по переводу авиакомпаний на регистрацию пассажиров с использованием платформы общего доступа SITA CUTE. Для удобства пассажиров создан модуль регистрации через интернет-сайт аэропорта. В пассажирском терминале установлены киоски саморегистрации. Разработана и успешно используется система SMS-оповещения пассажиров о статусе авиарейсов.
Согласно  планам реконструкции аэродромного комплекса,  в 2010 году планируется завершить строительно-монтажные работы по устройству новых мест стоянки воздушных судов, а также первую очередь строительства производственно-технической зоны, где будут развернуты аэродромная служба, служба связи, служба электротехнического обеспечения полетов и метрологическая служба.
В текущем году администрация аэропорта собирается также ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс авиационного учебно-тренировочного центра для летных экипажей. Этот проект реализуется на базе совместного предприятия Flight Training Vnukovo, которое создано усилиями  ОАО «Аэропорт Внуково» и компанией Lufthansa Flight Training. На начальном этапе в  центре предполагается установить четыре, а позднее - 20 тренажеров различных типов.
Еще один проект, сдаваемый в 2010 году, - крупный десятиэтажный гостиничный комплекс категории 4 звезды  на 439 номеров рядом с аэропортом. В него войдут, кроме жилых и офисных помещений, несколько конференц-залов, рестораны, магазины, спортивный зал с бассейном, салон красоты, сауна, подземная парковка на 65 мест.
Сейчас в непосредственной близости от Внукова работают  два отеля: «ВАРЗ-400» (для инженерно-технического состава) и «Экипаж».

«Атлант» удержит небо?
Аэропорт Внуково – детище правительства Москвы. Так же как и авиакомпания «Атлант-Союз», которую столичные власти любыми путями намерены вывести на позицию второго авиаперевозчика России и наиболее серьезного конкурента «Аэрофлота».
Как известно, амбициозные планы подобного рывка совместно с компанией «Ростехнологии» недавно с треском провалились. Партнеры собирались объединить шесть принадлежащих госкорпорации авиакомпаний с «Атлант-Союзом», прикупить еще 65 самолетов на примерно $2 млрд и выйти под флагом новой авиакомпании «Росавиа» к 2014 году на пассажиропоток в  20 млн человек в год.
Однако крах «Росавиа» отнюдь не похоронил саму идею. Столичные власти твердо намерены теперь уже совершенно самостоятельно, без поддержки федерального правительства, претворить ее в жизнь. На заседании у мэра Москвы Юрия Лужкова уже рассмотрена новая стратегия развития «Атлант-Союза», идет активная проработка инвестиционных планов ее реализации. 
Понятно, что финансово-экономические параметры нового проекта определяются теперь более скромно. Но и они впечатляют: через пять лет  перевозить не менее 8,3 млн пассажиров в год в 50 городов мира. В том числе  проложить дальнемагистральные маршруты через Атлантику -  в США (Нью-Йорк, Майами) и Канаду (Торонто, Ванкувер), а также в целый ряд азиатских столиц (Сеул, Пекин, Бангкок, Дели и другие). На сегодняшний день  маршрутная сеть «Атлант-Союза» - это полеты всего по 13 направлениям, и международных дальнемагистральных среди них не имеется. За прошлый год авиакомпания перевезла 970 тысяч человек.
Для выполнения столь непростой задачи к 2015 году авиапарк намерены расширить до  90 воздушных судов.  Начиная с 2012 года «Атлант-Союз» собирается закупить  несколько дальнемагистральных лайнеров Boeing 767-300 или Airbus 330-300: ведь с будущего года их можно будет ввозить в Россию  беспошлинно.
«Атлант-Союз» рассчитывает в 2015 году получить 74,2 млрд рублей выручки и 3,22 млрд рублей прибыли. Показатели 2009 года соответственно составляют  6,05 млрд рублей выручки и 644 млн рублей  убытков. А капитализация «Атлант-Союза», согласно все тем же стратегическим планам, обязана вырасти в 2015 году до  30 млрд рублей.
Правительство  Москвы высказало также намерение взять авиакомпанию под полный контроль. Оно уже в текущем году планирует выкупить долю такого крупного частного акционера, как Виктор Григорьев, и затем консолидировать в своих руках все  100% акций «Атлант-Союза».

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72