Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2010
« Вернуться к журналу  

Четыре якоря израильского туризма
Полтора с лишним года назад между Россией и Израилем был введен безвизовый режим, благодаря чему поток туристов из нашей страны увеличился в четыре раза. Министр туризма Израиля Стас МИСЕЖНИКОВ в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал о перспективах развития отрасли и сотрудничестве с российским рынком.

Какую роль индустрия туризма играет сегодня в экономике Израиля?
Каждые 100 тысяч туристов обеспечивают нам 4 тысячи рабочих мест и ежегодно дают в казну 200 млн долларов. Туризм позволяет развивать малый и средний бизнес, формирует привлекательный имидж страны. К сожалению, многие годы он не относился к экономическому сектору.
После выборов я вел коалиционные переговоры от имени партии «Наш дом - Израиль» и выбрал для своей работы именно это министерство. Следует отметить, что за 62 года существования Израиля сменилось 32 правительства. В подобной ситуации невозможно наладить серьезную работу, поскольку едва министр приступает к какому-либо стратегическому проекту, как наступают новые выборы. Многие рассматривают должность министра туризма в качестве трамплина для будущей политической карьеры. Для меня же это направление является приоритетным. Даже если мне через какое-то время предложат пойти на повышение, я не пойду, буду работать здесь до конца срока полномочий. Если, конечно, не будет перевыборов.
За десять месяцев работы мне удалось убедить правительство, что туризм является одним из важнейших экономических направлений, которое нужно развивать. В последние месяцы у нас происходит настоящая революция в области туризма. Рекордным стал 2008 год, когда в Израиль приехало 3 млн гостей. Тем не менее для страны трех морей и множества культурных, исторических и религиозных достопримечательностей и святынь это мало. Нашей целью на ближайшие три года является увеличение турпотока на миллион человек, что создаст дополнительно 40 тысяч рабочих мест и принесет 4,5 млрд долларов в казну.

Ваше назначение на пост министра пришлось не на самое спокойное время…

Да, в то время проводилась операция «Литой свинец» в Газе, где мы уничтожили террористов, которые восемь лет обстреливали наши южные города. Разумеется, туризм долго был на спаде в результате этой операции. Ситуацию усугубил экономический кризис, ударивший по индустрии гостеприимства во всех странах. С января по май 2009 года у нас был 30%-ный спад, но с сентября ситуация резко улучшилась. В феврале 2009 года я отдыхал на Мертвом море и, похоже, был единственным постояльцем одного из лучших отелей. Недавно я посетил эту же гостиницу с рабочим визитом и с радостью узнал, что нет ни одного свободного номера. Январь 2010 года стал рекордным по прибытию туристов в Израиль за всю его современную историю.

Как вы собираетесь увеличить турпоток?
Министерство разработало трехлетний план развития туризма, который основан на четырех «якорях». Первое – это правильное позиционирование Израиля. По разным причинам мы не можем конкурировать с нашими соседями – Турцией, Грецией, Кипром, Иорданией. У нас выше цены, поскольку труд оплачивается выше, так как существует минимальная ставка оплаты. У нас меньше земли – если наш южный сосед имеет пляж длиной 17 км, то мы в Эйлате располагаем лишь 1,7 км.
К тому же приплюсуйте сюда геополитику, которая не всегда играет в нашу пользу. В Израиле можно спокойно гулять по улицам городов в любое время суток, сюда приезжают на гастроли мировые звезды. Но при этом телевидение насаждает мнение, что Израиль – это место, где непрерывно идут военные действия. Обычный человек часто не задумывается, что сектор Газа находится далеко от туристских маршрутов, а Иран не граничит с Иерусалимом.
Поэтому правильное позиционирование нашей страны – основа для первого «якоря». Я позиционирую свою страну как колыбель истории, культуры и трех религий, центром которой является святой город Иерусалим. Этого достаточно для того, чтобы каждый человек хотя бы один раз в жизни приехал сюда.
Второй «якорь» – это профессионалы во всех сферах, от официантов до управляющих гостиничным бизнесом. Сегодня у нас много туристических школ, и мы разрабатываем академический подход к турбизнесу в университетах.
Третий «якорь» – это способность правильно понять и правильно продать наш «товар», то есть туристический Израиль. Для этого необходимо выяснять у людей, что конкретно мы можем предложить им, в частности, православным, евангелистам, католикам, еврейскому населению других стран. Именно для этого я совершал турне по США, Бразилии, Испании, России. Ведь зарубежных гостей прежде всего побуждают ехать к нам культура, история, религия. Сейчас мы разрабатываем специальную программу, связанную с религиозным туризмом, и программу для тех русских, которые разбросаны по всему миру.
В Бразилии я встречался с туроператорами, которые отправляют треть всех туристов из своей страны в Израиль, и один из собеседников посетовал, что очень трудно рекламировать мою страну, поскольку комендантский час в Тель-Авиве начинается в 23.00. На мой изумленный вопрос, когда в последний раз он был в Израиле, я получил ответ: «Никогда. Но мне рассказали, что подобная ситуация имеет место быть». Чтобы подобные случаи «испорченного телефона» не повторялись, нам нужно четко определить, какой «товар» представляет наибольший интерес в той или иной стране, и донести его без искажений до специалистов, работающих с туристами. Очень важно наличие туристской информации на родном языке гостя.
Четвертый «якорь» – это, повторю, увеличение за три года туристского потока на миллион человек. Их надо будет где-то расселять. В срочном порядке нужно строить отели и гостиничные комплексы. Это должны быть и дорогие отели, и экономичные мотели, и дешевые гостевые дома. Необходимо убрать бюрократические препоны, мешающие этому строительству, я обсуждал это с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и нашел в его лице достаточно хорошего партнера.

Какие страны и группы населения вы считаете наиболее приоритетными?
Среди туристов, приезжающих в Израиль, лидируют США – из этой страны к нам ежегодно приезжают около 800 тысяч гостей. Второе место занимает Россия. После того, как в сентябре 2008 года был введен безвизовый режим, поток туристов вырос в четыре раза – если раньше он составлял 100 тысяч гостей, то сейчас – 420 тысяч. Эта цифра включает и тех, кто приезжает на однодневные экскурсии из Египта, Турции и с Кипра. Эти туристы также важны, поскольку, посмотрев страну кратковременно, многие из них возвращаются уже на более длительный срок. Первое зарубежное турне на посту министра я совершил в Россию, поскольку в ней заключен гигантский потенциал. На третьем месте находится Германия, далее следуют страны католической Европы – Франция, Польша. Активизировалась Бразилия, откуда турпоток вырос за год на 30%.
В отношении России также хочу отметить, что введение безвизового режима - огромное дело! Кроме туристов туда и обратно постоянно ездят разные делегации, бизнесмены и их родственники, в том числе из российской глубинки, откуда люди раньше должны были добираться через Москву, выстаивая очереди за визой. Теперь прямым рейсом можно улететь и из периферийных городов России. Кстати, единственный, кто пострадал от безвизового режима, так это я сам, потому что по моему дипломатическому паспорту мне до сих пор почему-то нужна виза, все остальные выезжают по обычному паспорту. Но я стерплю. В ближайшем будущем безвизовый режим будет введен с Украиной.
Самой приоритетной группой населения для нас являются евангелисты, цель жизни которых - хотя бы раз побывать на Святой земле. В США их насчитывается 90 млн человек, в Бразилии – 45 млн, по всему миру – сотни миллионов. Мы будем рады, если хотя бы их маленькая толика посетит Израиль. Очень перспективны еврейские общины, которые разбросаны по всему миру, а также католики и православные из России.

Существуют ли проблемы с посещением библейских мест на территории Палестинской автономии?
Нами обеспечено свободное посещение туристами Вифлеема, где на границе с Палестинской автономией оборудован туристский пункт. Раньше экскурсии проводились с палестинским гидом,  в последнее время это стало возможно и с израильским гидом. Что касается посещения туристской группой Хеврона, здесь требуется подготовиться заблаговременно, поскольку необходим эскорт и специальный автобус.

В Израиле запрещены казино. Как вы к этому относитесь?
Я был в Лас-Вегасе, изучал этот бизнес и с удивлением узнал, что лишь 30% доходов город имеет от игорного бизнеса. Львиная же часть прибыли приходит от отелей, ресторанов, магазинов, шоу и даже деловых мероприятий. Поэтому я за то, чтобы в Израиле были казино. Но чтобы казино стало частью какого-то культурного комплекса, конгрессов, ярмарок, выставок. Как Россия определила четыре региона для игорного бизнеса, так же я хочу сделать и в Израиле. На мой взгляд, для этого наиболее подходит юг страны. Когда подпольные игорные дома будут легализованы, мафиози превратятся в бизнесменов, тогда государство сможет контролировать этот бизнес и взимать с него налоги.

Когда говорят о пляжном отдыхе в Израиле, чаще всего подразумевают Красное море. Почему слабо используется потенциал Средиземного моря, на котором, например, зиждется весь туристский потенциал Турции?
В Турции каждому предпринимателю выдавался участок земли на берегу. В Израиле земли мало и она очень дорогая, поэтому требуется преодолеть немало бюрократических преград, чтобы получить участок для развития туристской зоны. В Турции легче развивать пляжный отдых, поскольку там очень дешевая рабочая сила и, как следствие, цена турпродукта ниже, что привлекает туристов. Тем не менее, у нас немало курортов на берегу Средиземного моря – Тель-Авив, Ашкелон, Нетания, Хайфа и другие.

Потенциальных туристов часто пугает проверка службы безопасности в аэропорту.
Турист – это наше богатство. Но у нас есть определенная реальность, в которой мы живем. По крайней мере, такая бдительность дает стопроцентную гарантию, что у нас против туристов не будет совершено терактов, как в Индии, Индонезии, Египте. У меня состоится встреча с министром внутренних дел, на ней я попытаюсь решить проблемы, связанные со встречами и проводами в аэропорту. Не в ущерб безопасности страны и самих туристов, но чтобы гость ощущал, что ему здесь рады.

Евгений ГОЛОМОЛЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72