Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2010
« Вернуться к журналу  

Ничего случайного
Любовь к своему делу и чувство ответственности позволили Ирине Рыбаковой пройти путь от рядового менеджера до генерального директора компании BSI Group. Но какую бы должность она ни занимала, в работе Ирина всегда руководствуется принципом – стараться понять человека.

Ирина, вы возглавили компанию BSI Group совсем недавно. Это назначение - логичное развитие вашей карьеры или  неожиданность? Уже появились какие-то планы, идеи, которые хотелось бы реализовать в новой должности?
Я уверена, что ничего случайного в мире не происходит: наши встречи, наша работа – всему можно найти объяснение. Но все же было несколько неожиданно, когда я получила эту должность. Я не ставила себе основной целью карьерный рост. В департаменте образования моя работа шла успешно - он выжил в кризис, более того, приобрел новых клиентов, открылись новые направления. Кризис заставил нас задуматься о том, что нельзя стоять на одном месте, надо развиваться дальше. В образовании были взяты новые направления: это Греция, Чехия, Турция, Канада. Они пользуются популярностью. С прошлого года  мы начали реализовывать проект в лагере «Орленок» в Туапсе. Изначально это было связано с эпидемией «свиного» гриппа и невозможностью отправить детей за границу. Но проект оказался успешным, и в этом году мы также будем работать с «Орленком».
Около года назад круг моих обязанностей расширился: я совмещала должности директора департамента образования и первого заместителя генерального директора, отвечающего за продвижение фирмы и ее продукта. Затем генеральный директор компании принял решение уйти из турбизнеса, так что я стала руководителем BSI Group. Это можно расценивать как доверие наших учредителей и сотрудников, поскольку моя кандидатура была предложена почти единогласно.
Возможно, если бы все сложилось несколько иначе, можно было проявить больше творчества в рамках своего департамента. Но поскольку к моменту назначения я все равно уже принимала участие в жизни всей компании, переход на новую должность стал вполне логичным. Уже сейчас, проработав два месяца на этом посту, могу сказать, что мне нравится. Появились планы. Мы определили концепцию своей деятельности: развивать то, в чем сильны. Это поездки в Европу, образование за рубежом. Надо укреплять свои позиции на рынке, это мнение поддерживают и субагентства, которых у нас много.
Какие основные сложности появились на новом посту?
Нельзя сказать, что есть какие-то серьезные трудности. Мое назначение и продиктовано было, полагаю, тем, что я изначально выбрала верный подход, с помощью которого удалось добиться успеха в образовательном сегменте. Механизмы, которые я применяла там, сейчас, часто даже не осознавая этого, я перекладываю и на управление всей компанией.
При этом я понимаю, что сильна в образовательном туризме, но в отношении отраслевых дел в целом есть некоторые пробелы, и я с удовольствием все изучаю. Радует то, что во главе департаментов стоят хорошие специалисты, у которых я чему-то учусь, и которые у меня перенимают опыт. Мы договариваемся.
Каковы ваши принципы работы с коллективом?
У нас довольно специфический бизнес. Летом мы в основном имеем дело с детскими группами, это накладывает дополнительную ответственность. Она закаляет и меня, и моих сотрудников. У них огромный опыт. Когда необходимо, мы работаем психологами. А если речь идет об академической программе, которая длится от года и более, то становимся как бы опекунами над детьми.
Конечно, в такой обстановке очень важно, чтобы мы все были единомышленниками, работали на благо общего дела. Поэтому в сотрудниках я вижу, прежде всего, людей, которым надо дать возможность раскрыть свой творческий потенциал. Основное, что я от них требую – интереса, стремления реализовать себя на своем месте. Чтобы у них горели глаза и они генерировали идеи. А моя задача как руководителя - позволить их талантам раскрыться.
Понятно, что идеальных людей не бывает. Но моя задача – создать такую команду, в которой каждый сотрудник стремился бы к процветанию компании, к тому, чтобы зарабатывать достойно. Чтобы он с удовольствием приходил на работу. Отрадно видеть, что люди задерживаются в офисе не потому, что не успевают что-то сделать, а потому что хотят сделать еще больше.
Поэтому в моих принципах руководства нет места давлению и насилию (улыбается). Ведь интереса к работе этим не добиться! Стараюсь объяснить, что мы единый механизм, и если какие-то его части откажут, будет плохо всем. Бывает, что кто-то тормозит процесс. Я не настроена сразу принимать категоричные решения. Мы обсуждаем проблему, иногда выясняется, что человек действительно исчерпал себя, не может себя реализовать на этом месте. Мы договариваемся: либо находим другую позицию в компании, либо расстаемся.
Стараться со всеми договориться – это особенность вашего делового стиля?
Да, я человек демократичный, не могу давить на людей, испытываю при этом ужасный дискомфорт. Я могу договариваться с людьми, идти на компромисс. Но если я четко понимаю, что должна проявить настойчивость, что сделать нужно именно так, а не иначе, то никакого компромисса быть не может. Я могу стать и очень жесткой, но, к счастью, не приходится часто пускать в ход такие методы.
Вы сменили на новой должности руководителя-мужчину. Это может отразиться на компании из-за того, что у женщин и мужчин разные стили руководства?
Безусловно, стили разные. У женщин более личностный, индивидуальный подход, они обращают внимание на детали. Мужчины мыслят более глобально. Даже если посмотреть на планерки: мужчины-руководители склонны больше сами говорить. А я люблю сначала выслушать всех, а потом подвести итог, сделать выводы.
Оглядываясь на свое прошлое, видите ли вы что-то, что предрешало вашу карьеру?
Ничего особенного в моей судьбе как будто не было. Я родилась в Подмосковье, в городе Пушкино, как все, ходила в школу. Училась очень хорошо, до шестого класса у меня не было четверок. Мне нравилось учиться, я посещала  самые разные кружки, пела в хоре, ходила на гимнастику. Родителям было некогда мной заниматься, папа работал инженером на заводе, мама в основном воспитывала детей – меня и старших брата и сестру. У брата сейчас несколько высших образований. А тогда он был лучшим учеником в школе, так что мне было за кем тянуться.
Я всегда принимала участие в общественной жизни: была старостой класса, комсоргом, играла в театре. Бралась за все, что предлагалось, вне зависимости от того, получалось или нет. Все было интересно.
Недавно в своем домашнем архиве я нашла характеристику по окончании 11-го класса. Такие документы давали при поступлении в вуз. Характеристика как будто предначертала мне путь: инициативна, коммуникабельна, отстаивает свою точку зрения. Я прочитала это и поняла, что все эти мои качества реализовались. В каком-то смысле все мы родом из детства.
После школы я поступила в институт, сейчас он называется Университет железнодорожного транспорта. Год проучилась на дневном отделении, потом перешла на вечернее и начала работать. Надо было помогать семье, к тому же мне захотелось быть самостоятельной. Это было трудное время. Я ездила к восьми часам на работу из Пушкино в Москву. В пять часов вечера начинались занятия в институте. Это было каждый день, и по субботам тоже. Думала, что не выдержу, брошу, что невозможно жить в таком темпе. Но я обязательный человек, поэтому я выполняла все задания, старалась посещать все лекции.
По окончании института я вышла замуж, родила двоих детей. Какое-то время сидела с ними дома. А когда пришло время выходить на работу, стала думать, куда податься. Пошла в исполком, поскольку нужно было решить квартирный вопрос. Там мне предложили место в ЗАГСе, где я проработала 7 лет. Работа была очень интересной и оказалась моей «школой жизни». Ведь это такое место, которого не минует никто. Человек родился, женился, развелся - все это проходило через нас. Это был огромный опыт работы с людьми. Я видела и счастье и горе.
Когда я только пришла в ЗАГС, то поразилась негативу, который исходил от сотрудников. Это неудивительно: маленькие зарплаты, не лучшие условия труда. Со временем у меня выработался собственный стиль работы, которому я не изменяю уже много лет: относиться к людям с пониманием, гасить своим спокойствием их гнев. Тогда люди начинают к тебе относиться с доверием. Я поняла, что иногда человека достаточно просто выслушать.
Как сложилась ваша карьера в дальнейшем?
После того как в стране поменялась власть, исполкомы расформировали, им на смену пришли другие структуры. Я решила, что и в моей жизни пора что-то менять. Меня пригласили работать в компанию, которая привозила студентов из-за границы и распределяла в университеты России. Мне очень понравилась эта работа. Тогда у нас часто бывал профессор, который впоследствии создал компанию по отправке туристов из РФ за границу на обучение. Он пригласил меня к себе, а главным его аргументом было: «Вы умеете работать с людьми».
У меня уже был определенный жизненный багаж, но я не знала языков. Менять профессию было страшновато, но интересно. Стоял 1993-й год, мало кто представлял, что такое образование за рубежом. Это тоже была хорошая школа, и я очень благодарна этой компании. Время было непростое, даже просто найти партнера в те годы было очень тяжело. Сейчас мы не только не конкурируем, а дружим с теми, кто стоял у истоков. Поскольку каждый занял свою нишу на рынке, все эти люди -  профессионалы своего дела.
С тех пор у меня сохранилась привычка каждого клиента рассматривать как человека, которому нужно помочь. Помочь ему разумно вложить деньги в образование своих детей. Когда я начинала работать в этом бизнесе, родители приходили к нам, не зная особенностей разных стран, программ. Мы им все объясняли, помогали определиться.
Со временем я изучила различные направления, накопила опыт. В то время я сменила не одно место работы. Часто начинала с нуля и постепенно поняла, что занимаюсь любимым делом. В 2000 году пришла в BSI обычным менеджером с минимальной зарплатой. Но уже через полгода стала директором. Удалось найти применение накопленным за 7 лет знаниям. Кроме того, было где развернуться: на момент моего прихода образованием тут почти не занимались, я была у истоков основания этого департамента.
В BSI мне удалось реализовать масштабный проект, применив туристические технологии к сфере образования. У нас появились групповые образовательные программы. На лето мы стали брать много блоков по Великобритании, Мальте, Кипру. Когда возросли объемы, начали работать через агентскую сеть. Постепенно департамент занял лидирующую позицию на рынке.
При таком объеме работы удается ли выкраивать время для чего-то еще?
Я осознаю, что в моей жизни очень большой перекос в сторону работы, мало времени остается для себя. Надо стремиться к равновесию. С моим опытом уже можно хорошо организовать работу и не заниматься ею 24 часа в сутки. Конечно, необходимо иногда расслабляться, следить за здоровьем.
Меня очень поддерживают дети. Они мои друзья, с ними я могу поговорить, поделиться проблемами. Они всегда относятся ко мне с пониманием.
Что касается хобби, то я люблю театр. Там я отдыхаю. У меня уже появился круг знакомых актеров, которые часто приглашают на свои спектакли.
А где вы предпочитаете путешествовать?

В этом смысле я консервативна – люблю Европу. Экзотика привлекает гораздо меньше. Я верю, что в Доминикане или на Бали чудесная природа, но это не мое. Я очень люблю Великобританию. Это страна как будто из старой сказки с королями и королевами. Меня восхищают британские традиции. Когда я жила в английских семьях, то очень любила останавливаться у бабушек, которые знали много обычаев и любили про них рассказывать. Лондон – это мегаполис, как и другие города. А вот английская глубинка очаровывает. Там все по уму, все красиво и сдержанно: сервировка стола, обустройство дома, английские садики… Я и в Москве хочу обустроить дом в английском стиле. Еще мне нравится Германия. Скорее даже нравится сравнивать менталитет людей. Когда путешествуешь по стране, всегда создается ее цельный образ. Только Швейцария как бы разбита на несколько кусочков, не чувствуется ее целостность. Но поражают, например, горы – неимоверно красивы!
Вы помните свою первую заграничную поездку?
Помню хорошо, потому что она меня ошеломила. Я ездила в Малайзию. Поездка состоялась по инициативе моей руководительницы в самой первой компании, где я работала и занималась приемом студентов в России. Это было в феврале, лет 20 назад. До того никогда не была за границей, не видела такой экзотической природы. И ходить по джунглям было просто счастье. 30 градусов жары, в то время как в Москве 30 градусов мороза. Меня поразили люди, которые хватали нас и бежали фотографироваться, потому что их удивляла наша белая кожа. Удивительно было все. Тогда был забавный случай: я плохо знала английский, а моя попутчица, наоборот, очень хорошо, поэтому говорила в основном она. И меня приняли за какую-то леди, которая приехала в сопровождении переводчика. Мою спутницу постоянно спрашивали: «А почему это ваша хозяйка не доела это блюдо, оно ей не понравилось?»
Еще я хорошо помню первую поездку в Великобританию, куда я отправилась на месяц учить английский. Первые дней десять проплакала, потому что мне казалось, что из меня силой выуживают те немногие знания, которые у меня были. Но я прошла всю программу от первых уроков до заключительных мероприятий. Чтобы все видеть и потом рассказывать клиентам. Это было трудно, слов для полноценного общения не хватало. Я жила в английской семье и тренировала свои знания на маленькой дочке хозяев. Она меня хорошо понимала! В дополнение к основным занятиям брала частные уроки. Компания выделила мне деньги на поездку, но даже соблазна не возникло ходить по магазинам или развлекаться. Я все потратила на уроки. Это очень пригодилось: все-таки какие-то вещи подсознательно делаешь правильно. Ничего случайного не бывает.
Беседовала Анна ЮРЬЕВА

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72