Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2010
« Вернуться к журналу  

На взлет через интернет
Электронная продажа авиабилетов стала хитом российского рынка
В прошлом году российский рынок электронной продажи авиабилетов, похоже, наконец-то перешел Рубикон, сделав качественный скачок. Повсеместное внедрение электронного билета логически приучает пользователей во все возрастающих масштабах бронировать и покупать авиабилеты в режиме онлайн либо непосредственно у авиаперевозчиков, либо через специализированные сайты. И если в 2008 году объем рынка электронных авиабилетов в России достигал отметки в 18,39 млрд рублей, то в прошлом году, по предварительным подсчетам, он вырос взрывным образом - в три-четыре раза.
Андрей Полозов-Яблонский из Национальной ассоциации участников электронной торговли утверждает, что в 2008 году 82% продаж российских авиакомпаний приходилось на независимые турагентства, 9% - на собственные офисы и еще 9% составляли электронные продажи. Прогноз на  2011 год уже такой: объем продаж через агентства сократится до 64%, в собственных офисах – до 6%, а электронные платежи составят уже  до 30% финансового оборота.
Резкий рост прямых электронных продаж авиабилетов означает укрепление позиций в этой сфере крупных сетевых консолидаторов. Это – линейная логика: увеличивается спрос – растет и совершенствуется механизм предложения.

Все флаги в гости

В начале года на российский рынок вышла самая крупная в мире система онлайн-бронирования отелей и авиабилетов - американская Expedia. Она заключила партнерское соглашение с  компанией Mail.ru, которая начала использовать для продаж информационную базу отелей Expedia. Авиабилеты тандем Mail.ru-Expedia пока не продает «из-за проблем юридического характера». 
Шаг закономерный: ежемесячно число посещающих сайт Expedia. com достигает почти 60 млн человек. Однако россиян среди них едва набирается 75-90 тысяч. С появлением движка на русском языке эта цифра, по расчетам, должна многократно возрасти.
Русифицированное бронирование отелей – всего лишь пробный шар Expedia, подобного рода «разведка боем»  - довольно обычная практика корпораций, выходящих на новые, развивающиеся рынки. Но вот если в скором времени за этим не последует продажа через Mail.ru авиабилетов – вопросы возникнут.  Как уже упоминалось, электронные продажи авиабилетов  в России выросли в 2009 году в три-четыре раза – до 55–75 млрд рублей.
А вот  интернет-бронирование отелей за год увеличилось  всего на 30% - до 4–5 млрд рублей. То есть львиную долю доходов приносят именно авиабилеты, а не бронирование отелей. Часть экспертов считает, что американцев пока действительно настораживает юридический вакуум, существующий в российском законодательстве по части электронных продаж. Соответственно, и мошенничество в этой сфере весьма процветает.
Другие полагают, что американцы гораздо более изощренны и, не без помощи «русскоязычного крючка» на Mail.ru, завлекут тех россиян, которым нужны авиабилеты или комплексная услуга перелет-отель, напрямую на Expedia.com. Таким образом, американская компания сэкономит на комиссионных, которые в противном случае придется выплачивать Mail.ru.
Впрочем, генеральный директор ООО «Bronni.ru» Сергей Аримов считает, что на самом деле никаких «подводных камней»  в действиях Expedia нет,  все логически объясняется большой разницей  в развитии электронной торговли как таковой в России и на Западе: «Это у нас сейчас продажа авиабилетов через интернет  теснит онлайн-бронирование гостиниц, на западных рынках все происходит с точностью до наоборот: там самый выгодный сегмент – именно отели и морские круизы. Поэтому конкурировать с сайтами авиакомпаний очень тяжело, они и сами весьма заинтересованы в прямых продажах, довольно неохотно делают тарифные уступки консолидаторам. В итоге последним достается только весьма небольшая комиссионная маржа».
В сетевом сообществе бродят также упорные слухи, что сервис iGlobe.ru, созданный в  2006 году швейцарской компанией Braddy S.A., использует на бронировании и продаже авиабилетов информационную базу Expedia. Но не хочет, мол, этот факт афишировать. Однако диспетчерская служба сервиса на запрос корреспондента «ТБ» ответила, что это неправильная информация.
Онлайн-бронирование авиаперелетов превратилось в столь лакомый кусочек, что им в начале этого года занялся и многопрофильный британский туроператор индивидуального туризма - компания Travel Menue. «Мы  сделали очередной важный шаг к полной реализации концепции создания индивидуального пакетного тура в едином интерфейсе, - заявил официальный представитель фирмы. -  Если до этого Travel Menue предлагала забронировать отель, заказать услуги по оформлению визы, оформить индивидуальный или групповой трансфер, то сейчас на сайт добавлена также возможность бронирования авиаперелетов».
Информационная база Travel Menue включает 250 тысяч отелей в 193 странах мира. Теперь к ней добавились авиабилеты более чем 500 авиалиний, включая бюджетные, которые летают в любую точку мира.
В России британский туроператор работает уже три года. На сегодняшний день он сотрудничает с 452 туроператорами и почти двумя тысячами турагентств. «Надежность Travel Menue обеспечена солидными британскими фингарантиями – финансовое покрытие рисков не ограничено суммой компенсации. Лимит выплаты только по одному страховому случаю доходит до двух миллионов фунтов стерлингов», - отмечается на интернет-сайте оператора.

Побеждает самый быстрый

Презентация, устроенная для журналистов электронным сервисом Anywayanyday, который вот уже больше года работает на российском рынке электронных продаж авиабилетов, отражает веяния времени. Проект преуспевает и, накачав мускулатуру, стремится к дальнейшей экспансии в интернет-пространстве.
Руководители проекта представляют его как детище  швейцарско-российской корпорации.
«Мы зарегистрировали в Швейцарии, в Лозанне, компанию RUS e-Tickets SA, которая является дочерним подразделением швейцарского филиала зернового концерна Valars Management,- объясняет руководитель проекта Anywayanyday Петр Кутис.  –  В то же время логотип Anywayanyday является собственностью компании Zellen.Business.Inc., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Сервиc автоматически консолидирует все доступные предложения от более чем 500 авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы, а также  более чем 40 авиакомпаний-дискаунтеров. При этом в режиме реального времени проверяется наличие мест по каждому из заданных маршрутов для подготовки оптимального предложения. В своей работе мы используем две глобальные дистрибутивные системы бронирования Galileo и Amadeus, а также собственные разработки, позволяющие сделать поиск авиабилетов самым эффективным на рынке: они дают возможность быстро находить максимальное количество вариантов перелета по выгодной стоимости».
У Anywayanyday  простой, очень удобный интерфейс, позволяющий проложить маршрут любой степени сложности буквально «за три клика». Корпоративные клиенты, подключенные к автоматизированному онлайн-сервису по оптимизации командировочных  расходов, имеют возможность создавать на сайте собственные  специальные странички, позволяющие учесть внутренние регламенты компании – штатное расписание, план перелетов и т.д. На базе  корпоративных и комиссионных договоров активно также подключается на партнерских сайтах модуль awad: если клиент по ссылке с модуля, размещенного на партнерском сайте, переходит к Anywayanyday  и делает покупку, партнеру начисляется комиссия.
Сначала компания ориентировалась в основном на деловых людей,  но сейчас среди клиентов очень  много обычных туристов.  Ежедневно на сайт заходят 50 тысяч посетителей, которые совершают 20 тысяч поисковых запросов. В течение минувшего года объем продаж вырос в 15 раз и превышает уровень  $100 тысяч в день. Соответственно, финансовый оборот за 2009 год составил 450 млн рублей. Средняя глубина покупки на сайте – 14 дней, средняя стоимость билета - 10 тысяч рублей. Услуги проекта Anywayanyday оплатили 14 тысяч клиентов, по приобретенным билетам совершили перелеты 43 тысячи пассажиров российских и международных авиакомпаний.
«В настоящее время  компания занимает 3% рынка онлайн-продаж авиабилетов в России. Но уже к концу нынешнего года мы собираемся увеличить эту цифру до 15%», - обещает Петр Кутис.
«Проект начинает новый этап своей жизни, - заявил в ходе презентации председатель совета директоров Anywayanyday Кирилл Подольский. – Мы начинаем активное продвижение в российском и мировом интернет-пространстве. Наша амбициозная цель – создать лучший ресурс онлайн-бронирования в стране, а удастся – так и во всем мире. Конечно, сейчас просто некорректно сравнивать масштабы клиентской базы американской Expediа, работающей на этом рынке уже почти 15 лет, и те показатели, на которые вышел сегодня проект Anywayanyday. Однако хочу подчеркнуть: наша техническая база и качество предоставляемых онлайн-услуг ничуть не уступают американским. Так что будущее покажет. Нам очень нравится формула успеха, которую озвучил на самом первом этапе нынешнего экономического кризиса знаменитый  медиа-магнат Руперт Мердок: «Сегодня побеждает не та компания, которая крупнее, а та, которая  работает быстрее». Новый этап заключается в том, что в текущем году  компания вводит услугу предварительного бронирования, а также единую фирменную бонусную карту. Начнет она и онлайн-продажи железнодорожных билетов. Anywayanyday собирается также приступить к экспансии на  европейских  рынках:  для стартового рывка выбраны Германия и Украина».
Коммерческий директор Anywayanyday Алексей Дорош обрисовал  еще и стратегию «активного выхода в офлайн», под которым подразумевается максимально возможное привлечение к сотрудничеству с онлайн-сервисом  Anywayanyday  агентских и операторских туристических компаний, а также  владельцев уличных билетных касс. Никлас Эдрин, управляющий директор по странам Восточной Европы компании Travelport, которая выступает партнером проекта  Anywayanyday, заявил: «На фоне общемирового положительного тренда онлайн-продаж видна и тенденция роста онлайн за счет офлайн-бизнеса».
«Anywayanyday действительно осуществляет прямые продажи авиабилетов на сайте, - подтверждает генеральный директор ООО «Bronni.ru» Сергей Аримов. – Так делают практически все авиакомпании, а вот из сервисов-консолидаторов – только некоторые. Ведь в случае покупки прямо на сервере способ оплаты только один – кредиткой. Это далеко не всем клиентам удобно, да и побаиваются многие производить оплату через интернет. В то же время консолидаторы могут некоторое время держать забронированное место без штрафа, что позволяет выписать электронный билет не напрямую, а через кассира. Такой вариант дает клиенту больше возможностей для оплаты, которую можно произвести уже не только кредиткой, но и безналом либо наличными – по его собственному выбору. Когда  покупатель  расплатится безналом, банковским переводом, кассир, по желанию клиента, может выслать ему электронный билет по интернету. Кстати, именно безналичные расчеты, как правило, предпочитают командированные».

Инвестиционное обаяние

Эпоха первопроходцев онлайн-продаж на рынке B2C в России явно подходит к концу. Как и пустопорожние дискуссии о том, являются ли сетевые консолидаторы конкурентами туроператорских компаний или их союзниками. Рынок стремительно набирает  финансовые обороты, и тут уже не до разговоров, кто кому мешает и как регулировать обозначившиеся процессы. Уже вовсю идет раздел и передел пышного рыночного пирога. Интернет-сервисы по бронированию авиабилетов, отелей и других услуг, еще несколько лет назад не особенно-то процветавшие, стали сейчас  не только успешным бизнесом, но и привлекательными инвестиционными объектами.
Весьма очевидным подтверждением этого тезиса стало недавнее инвестиционное соглашение между туроператором «Натали Турс» и сетевым консолидатором Tourix Holidays. «Мы заинтересованы в этом партнерстве, поскольку нуждаемся в инвесторе и средствах на развитие», – определил свою позицию гендиректор ООО Tourix Holidays Юрий Носов. В свою очередь, президент «Натали Турс» Владимир Воробьев не менее откровенно заявил: «В России доля онлайн-продаж туруслуг пока не превышает 10%, однако динамика развития этого рынка позволяет надеяться, что через три-пять лет мы догоним Европу, где данный показатель равняется 45%, а затем и Северную Америку с ее 60%. И «Натали Турс» намерена активно участвовать в этом процессе. Согласно планам, к тому времени Tourix Holidays должна войти в тройку лидеров по предоставлению подобного рода услуг. В ходе дополнительных эмиссий «Натали Турс» станет обладателем 25% акций компании с правом увеличения этой доли до 100%. Между нами также существует понимание, что для успешной реализации проекта потребуется иностранный партнер с опытом работы в этой области. «Натали Турс» берет на себя задачу подыскать такого инвестора».
Владимир Воробьев считает, что  упрощение бюрократических процедур по выдаче виз россиянам, предпринятое последнее время многими странами, бурное развитие системы банковских платежных карточек, а также не менее высокие темпы растущей самостоятельности туристов, все чаще предпочитающих самостоятельно формировать свои маршруты и способы передвижения по ним, не пользуясь услугами классических посредников – туроператоров и турагентств – неминуемо ведут к формированию крупного рынка онлайн-продаж туристических услуг и увеличению акцента именно на сектор B2C.
«Мы понимаем, что Tourix Holidays – это своего рода альтернатива туроператорской деятельности, однако считаем, что этот проект все-таки направлен на иную целевую аудиторию», – дипломатично лавирует Владимир Воробьев.
В свою очередь, инвестиционный альянс с «Натали Турс» позволит, по мнению генерального директора Tourix Holidays Юрия Носова, укрепить технологическую базу сетевого проекта и обеспечить целый веер дополнительных услуг, таких как онлайн-аренда автомобилей, приобретение трансферов, экскурсионных пакетов, билетов на те или иные мероприятия, страховых полисов и т.д. «Такая широкая диверсификация, - считает Юрий Носов,  - выгодно выделит Tourix Holidays среди многих конкурентов и позволит рассчитывать на повышенное внимание со стороны туристов».
Партнеры ставят весьма амбициозную задачу в течение ближайших двух-трех лет взять под свой контроль 20–25% рынка онлайн-продаж туристических услуг в России. Инвестиционный проект предусматривает ассигнования на эти цели не менее $5 млн.

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72