Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2010
« Вернуться к журналу  

Формула успеха
Директор представительства Совета Каталонии по туризму в Восточной Европе Хосе-Мария Перрамон Мартинес – человек, не только хорошо известный в российской туристической индустрии, но и искренне любимый. Обаятельный, интеллигентный, веселый, щедрый и гостеприимный, сеньор Перрамон вот уже почти 20 лет олицетворяет для россиян лучшие стороны каталонского характера.

Расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, учебе.

Я родился 31 мая 1958 года в Барселоне. Дед был предпринимателем, занимался  земледелием и скотоводством, так что я с самого детства был окружен коровами. (Смеется.) В семье росли два сына. Один из них, мой дядя Хоакин, стал очень известным журналистом. Самые его большие достижения – основанная в апреле 1976 года  чрезвычайно популярная газета Avui («Сегодня») на каталанском языке, а также специализированный журналистский колледж. Люди его любили, это был чрезвычайно симпатичный человек. Второй сын и мой отец, Хосе-Мария (меня назвали как родителя) овладел профессией инженера-металлурга.
Но основной бизнес семьи оставался скотоводческим. Так что мне приходилось и коров пасти, и даже доить их. И все это, как говорится, без отрыва от учебы. А учиться я ходил в барселонский колледж «Ла-Фарга», один из лучших в Каталонии. Там давали прекрасное образование, и я его окончил лучшим учеником выпуска. До сих пор поддерживаю активные связи со своей альма-матер. Затем получил два университетских образования – экономическое и юридическое. Эти два диплома дополнил еще бизнес-школой Наваррского университета, хорошо известной в деловом мире как IESE, где получил испанский эквивалент MBA. Ее тоже окончил первым учеником.
В семье моего отца росли три сына и дочь. Всем сыновьям поставили жесткое условие: пока не получите два высших образования, не сможете покинуть отчий кров. Вот мы и грызли гранит науки. И я очень благодарен родителям, что они предоставили нам такую возможность.
Как лучшему выпускнику, мне предоставили на выбор несколько вариантов трудоустройства. В том числе - представлять интересы целого ряда испанских компаний в России.  Эти компании занимались продажей целлюлозы, текстиля, колбасных изделий и ряда других товаров. Так я оказался в России. И, знаете ли, влюбился в нее с первого взгляда. Решил изучать русский язык, по возможности, связать всю свою дальнейшую жизнь с вашей замечательной страной.
Такая возможность мне предоставилась, когда позвонил министр по делам торговли,  потребления и туризма (с тех пор это учреждение  поменяло много названий, но мне запомнилось именно так) и предложил мне работать по продвижению Каталонии как туристического продукта. И я решил, что эта работа очень даже мне подходит. Так я начал продавать свою страну. (Смеется.)

Нелегко, наверное, приходилось на первых порах?

Очень нелегко. Финансовые ресурсы представительства были крайне ограниченны, технические возможности тоже выглядели более чем скромно. Прямо кустари-ремесленники… Но мне повезло, я встретил и взял на работу Ирину Капустину и Татьяну Михалеву, мы уже вместе работаем почти двадцать лет. Это один из ключевых факторов успеха: крепкая, сплоченная команда, преданная своему делу. А женился я на русской женщине, поступив исключительно мудро: русские женщины – не только самые красивые в мире, но и самые умные, трудолюбивые и предприимчивые.
Сначала в основном работали с турагенствами, ведь туроператоров в вашей стране тогда практически не было.  Потом, по мере того как стремительно таяла монополия «Интуриста и «Спутника», начали появляться серьезные туроператорские компании. Они хотели сотрудничать с нами, мы встречались со всеми, кто приходил к нам за советом и помощью. И россияне хотели ехать на отдых в Испанию, но вот летать оказалось практически не на чем.  В 1991 году только «Аэрофлот» выполнял регулярные рейсы в Мадрид – и все. В Каталонию из России вообще никто не летал. 
Когда появились первые российские независимые авиакомпании, мы тут же засучили рукава. В середине 1990-х  очень много помогали, например, «Внуковским авиалиниям»: со всевозможного рода разрешительными документами, вопросами аккредитации и т.п. – только бы летали в Барселону. Тяжело, далеко не сразу, но дело пошло. На сегодняшний день только в Каталонию, где самолеты принимают уже четыре международных аэропорта, из России в летний сезон еженедельно выполняется более 50 рейсов.
На испанском и, соответственно, каталонском направлении стали появляться крупные туроператоры. Первой успешно освоила этот рынок «Натали Турс». Затем пришли «Время тур», «ВКО Тревел», «Нева»… Были и другие крупные компании, которые, к сожалению, не смогли пережить дефолта 1998-го года. Скажем прямо, в начале 1990-х многие россияне вообще плохо себе представляли, что такое Каталония и где она находится.
Великолепным трамплином для продвижения Каталонии как туристического продукта стали Олимпийские игры в Барселоне в 1992 году. Они особенно сильно повлияли на российский рынок.  После Барселоны, несмотря на то, что в Испании есть много других замечательных курортов, именно Каталония стала бесспорным лидером продаж в России. И главный фактор здесь – менталитет и пристрастия самих россиян, а не наши усилия. Мы практически вообще не проводили рекламных кампаний. Во-первых, нет на это денег, во-вторых, если не работать головой, то и хорошее финансирование вряд ли поможет.
Мы прекрасно понимали, что россиянам требуется гораздо более сложная формула, чем  «море, солнце и пляж». По этой формуле желающих вполне устроит и Турция. Мы не собирались конкурировать с Турцией. Ведь мы знали, что россиянам нужно намного больше, чем просто валяться на шезлонгах и пить коктейли. Они очень интересуются культурой, с удовольствием ходят в музеи, ездят на экскурсии. Они не просто едят, а изучают местную  гастрономию. А еще у них в значительно большей степени, чем у европейцев, популярен семейный отдых.
Вот на эти составляющие формулы успеха мы и сделали ставку. Работа была проделана огромная, особенно принимающей стороной. Правительство Каталонии внимательно прислушивалось к нашим рекомендациям, и вместе мы вскоре сумели добиться очень многого. Раскрученный бренд, подкрепленный престижной сертификацией, – очень эффективный инструмент туристического маркетинга. Формируя каталонские бренды, мы добивались их сертификации соответствующими органами Евросоюза. Так, например, появилась марка DTF (Destinacio de Turisme Familiar - «Направление семейного отдыха»). И это означает, что, скажем, отель, удостоенный такого сертификационного отличия, обязан  обеспечивать своим гостям специальное детское питание, услуги нянечек, которые присмотрят за ребятишками в отсутствие родителей, персонал должен говорить на многих европейских языках и на них же вести программы детской анимации, ну и много чего еще.
Марка DTE (Destinacio de Turisme Esportiu - «Направление спортивного отдыха») подразумевает выполнение массы других специальных требований, например, при отеле обязательно должен быть бассейн длиной не менее 25 метров, хорошо оборудованный тренажерный зал, прокат соответствующего спортивного инвентаря. И, как у вас говорят, «на арапа» тут не проскочишь: целая армия инспекторов то и дело устраивает тщательные проверки. Понятно, что при таком положении дел спокойнее себя чувствуют и туроператоры: продавая пакетный тур, ориентированный на услуги со знаками европейского качества, они практически гарантированы от рекламаций.
Конечно, огромное значение имеет повседневная активная работа с туроператорами. Особенно, когда на каталонском направлении появляются новые игроки. Вот только что, прямо перед встречей с вами,  от меня вышли представители «Ланта-тур вояж», которые раньше не работали с Испанией как с массовым направлением.
«Три кита»,  три основных принципа, определяющих и стратегию, и тактику нашей работы по продвижению Каталонии как успешного туристического продукта, это, во-первых, его четкая национальная идентификация, во-вторых, максимальные диверсификация и разнообразие - семейный отдых, культурный, спортивный, активный, деловой, оздоровительный туризм, гастрономические туры и т.д., в-третьих, высокое качество. 

А как вы решали визовые вопросы?

О, это целая эпопея, достойная пера Сервантеса или Лопе де Вега. Вы и сами хорошо знаете, как сложно было получить испанскую визу в первой половине 1990-х годов. Наконец,  с лета 1996 года ввели электронную систему Visa-tour, которая значительно облегчила эту бюрократическую процедуру. Но тут же родилась другая проблема: консульская служба посольства Испании оказалась просто физически не в состоянии справиться со стремительно нарастающим потоком  визовых обращений российских туроператоров и отдельных граждан. И мы решили подставить свое плечо: наше представительство по договоренности с посольством тоже занялось оформлением виз. При этом мы просто помогали  российским туроператорам, которые работали по каталонскому направлению, у нас в этом деле не было и быть не могло  никаких финансово-экономических интересов. За год мы ухитрялись оформить около 30 тысяч виз. Но нагрузка оказалась колоссальной, мы просто падали с ног от усталости.
В начале 2000-х годов  визовой режим вновь ужесточили. В частности, посольство Испании запретило туроператорам подавать через Visa-tour информацию на туристов, выезжающих с деловыми целями. Даже на тех, кто, отправляясь в путешествие, покупал в турфирме полный пакет услуг, включая проживание в отеле. Российские бизнесмены должны были сами приносить документы в специальное окно и проходить собеседования с визовыми сотрудниками.
Позднее опять вышли некоторые послабления. В целом же визовые вопросы продолжали оставаться, пожалуй, самым серьезным барьером на пути к максимально возможному росту турпотока россиян в Испанию в целом и в Каталонию в частности.
В мае 2008 года король Испании Хуан Карлос I наградил меня Большим крестом Ордена за гражданские заслуги. Это высшее государственное отличие в мирное время, вручаемое за «исключительные заслуги перед страной и образцовое выполнение  гражданского долга». Орден учредил дедушка нынешнего монарха, король Альфонсо XIII, правивший Испанией с 1902 по 1931 год. А награждают им по ходатайству МИДа Испании.
В прошлом году, кстати сказать, Большим крестом Ордена за гражданские заслуги наградили также 47-летнего каталонского повара Феррана Адриа за «профессиональный личный вклад в повышение международного престижа испанской кухни и Испании».
Поймите меня правильно, я не собираюсь хвастаться своими заслугами. В любом случае, это заслуженная награда для всего коллектива, которым я здесь руковожу. Я рассказываю все это для того, чтобы объяснить, как эффективно мы сумели использовать столь замечательную возможность для решения застарелой визовой проблемы.
В ответном благодарственном письме на имя короля  Хуана Карлоса I я попросил у него, как о монаршей милости, три вещи. Во-первых, разрешить выдачу россиянам многократных виз. Во-вторых, чтобы процесс выдачи россиянам испанских виз всех типов стал простой и прозрачной административной процедурой, почти формальностью. И, в-третьих, чтобы она стала таким же обыденным туристическим документом, как ваучер, авиабилет, страховой полис. Подчеркнул, что у меня нет никаких политических мотивов обращаться к нему с подобной просьбой, но делаю я это исключительно исходя из интересов страны.
Посольство, со своей стороны, также предприняло немало усилий в том же направлении. Огромную работу проделал нынешний посол Испании в Москве сеньор Хуан Антонио Марч-и-Пужоль, он просто удивительный человек. Большой вклад внес и генконсул Хесус Атьенса.
В результате объединенных усилий и король нас  услышал, и МИД Испании. На сегодняшний день получение испанской визы стало обычной бюрократической процедурой, она перестала быть привилегией, неким ценным призом.  Если раньше к нам то и дело бежали за помощью по визовым вопросам всевозможного рода гонцы из российских туркомпаний, то теперь этот поток практически иссяк. Как следствие, появились также новые замечательные возможности для продвижения Каталонии как туристического продукта.
В частности, многократная виза в сочетании с услугами бюджетных авиакомпаний и недорогих чартеров  позволили развить как совершенно новое направление туризм выходного дня: россияне вылетают в Испанию в пятницу, а утром в понедельник возвращаются домой.  Большим подспорьем стал в этом деле базирующийся в Барселоне бюджетный перевозчик Vueling. Раньше  бюджетную авиалинию Барселона - Москва обслуживала авиакомпания Clickair. В июле 2009 года произошло слияние дискаунтеров  Clickair и  Vueling, которые продолжили полеты под объединенным брендом Vueling. Слияние усилило позиции барселонского сектора бюджетных перевозок: самолетный парк новой Vueling состоит уже из более чем 40 лайнеров  Airbus A-320.  Дискаунтер вошел в первую тройку всех авиакомпаний, выполняющих полеты в и из Барселоны. Кстати, если в Москву эта бюджетная компания раньше летала только в летний сезон, то сейчас и зимой. Ведь горнолыжные курорты Каталонии пользуются все большей популярностью. 

Конкурируете с Андоррой?

Да, и вполне успешно. В свое время, между прочим, Андорра очень трудно выходила на горнолыжный рынок, зато, когда вошла – сразу потянула все одеяло на себя. Сейчас ситуация выправляется, все больше гостей приезжает кататься именно в Каталонию. В такой конкурентной борьбе главное – найти ту «изюминку», которая и перетянет чашу весов.
Самый значимый из абсолютно всех горнолыжных курортов Испании это, конечно же,  Бакейра-Берет, расположенный в регионе Баль-де-Аран («Долина долин»). Он очень гламурный, именно  здесь катается практически вся королевская семья и, соответственно, испанская знать. Это фешенебельный и дорогой курорт. У него прекрасная инфраструктура, пятизвездные отели стоят рядом с трассами, подъемники установлены чуть ли не у самых входных дверей, можете хоть с чашечкой кофе на ходу отправляться на трассы. Склоны отличные, по ним проложены 72 трассы: 4 зеленых, 36 синих, 26 красных и 6 черных общей протяженностью 104 км. Пропускная способность трасс – более 56 тысяч лыжников в час, их обслуживают 33 подъемника. 
Климат тут уникальный, это единственная горнолыжная долина с атлантическим климатом, а не средиземноморским. Поэтому там всегда есть снег. Не зря Баль-де-Аран  называют также «мини-Швейцарией в Пиренеях». В Баль-де-Аране  - много живописных высокогорных озер. В городе Виэлья и деревушках Саларду и Артиес  туристы могут увидеть старинные церкви. Местные жители, между прочим, говорят на аранском  -  средневековом языке, на котором разговаривали на юге Франции. Аранская кухня - очень самобытна, многие местные блюда можно отведать только здесь.
Если  мы говорим о горнолыжных  центрах Каталонии, стоит упомянуть  и такой всемирно известный курорт как  Ла-Молина - Маселья, где ежегодно проходят этапы Кубка мира по горным лыжам и сноуборду. Это 121 км отличных трасс с перепадом высот в 935 метров - 19 зеленых, 34 синих, 35 красных и 13 черных. Пропускная способность трасс – 36 тысяч  человек в час.
Ла-Молина – первый в истории Испании горнолыжный курорт. Дерзкие первопроходцы начали осваивать местные склоны еще в 1908 году. Сезонное катание на постоянной основе стало возможным с 1924 года, когда сюда проложили железнодорожную ветку от Рибес-де-Фресер. В том же году открылись первые учебные горнолыжные курсы. Катание на лыжах по крутым горным склонам быстро набирало популярность, а приход в эту зону электричества позволил перейти от этапа энтузиастов к эпохе массового спорта. Официально курорт открыли в разгар Второй мировой войны, в 1943 году, с первым в стране простым подъемником на трассе Фонт-Каналета. И уже в 1947 году на Ла-Молине появились кресельные подъемники. 
Кроме лыжных, здесь еще целая дюжина великолепных сноубордистских трасс, с хав-пайпом, горками, трамплинами и всем, что положено для самого головокружительного фристайла. Календари практически всех значимых международных соревнований по сноуборду включают  Ла-Молина - Маселья. В 2011 году там пройдет чемпионат мира по сноуборду.
Огромной популярностью пользуется также ужин в ресторане «Гнездо орла» на самой вершине заснеженного пика, после которого гости спускаются вниз на лыжах с горящими факелами. Ну, а кто выпил слишком много шампанского с устрицами и съел слишком много утиной печенки, тех усаживают на большой ратрак, рассчитанный на 25 пассажиров, и спускают вниз уже моторизованным способом.
Прекрасные дороги связывают эту очень солнечную горнолыжную зону с Барселоной (чуть больше полутора часов езды) и другими крупными городами Каталонии.
Ла-Молина занимает особое место в моей биографии. У нашей семьи был небольшой дом в горах, я с детства хорошо стоял на лыжах. Получил диплом инструктора по лыжам и, когда зарабатывал два своих университетских образования – за обучение в значительной мере  платил из собственного кармана, я с братьями получил правильное трудовое воспитание – то по утрам во вторник, субботу и воскресенье давал уроки на горнолыжных склонах Ла-Молины, а вечерами   играл на пианино в ресторане Siete Puertas («Семь дверей»).

Готовит ли Каталония на своих великолепных горнолыжных трассах олимпийских чемпионов для Сочи-2014?
Ну, именно каталонцы вряд ли выиграют олимпийское золото. Хотя Испания одного феноменального горнолыжника и олимпийского чемпиона все-таки воспитала, это Франсиско «Пакито» Фернандес Очоа, победивший в Саппоро в 1972 году. А его сестра Бланка стала единственной испанкой – призером зимних Олимпиад: она выиграла бронзу в слаломе в 1992 году в Альбервилле. К сожалению, Фернандес Очоа умер четыре года назад, на его родине, в городке Серседилья с участием членов королевской семьи ему открыли памятник. Я, кстати сказать,  вместе с Фернандесом Очоа учился в горнолыжной школе.

Какие новые амбициозные задачи ставит перед собой представительство в Восточной Европе Совета Каталонии по туризму?

Во-первых, привезти в Каталонию всю Восточную Европу. Из российских туристов, приезжающих в Испанию, именно в Каталонию едут сейчас от 60% до 70%. Мы тут основательно поработали, и уже до 65% гостей Испании из Чехии, Польши, Венгрии, Болгарии и других стран Восточной Европы, прибывающих в Испанию,  тоже едут в Каталонию.
Сейчас даем большой импульс развитию медицинского туризма. Продвигаем активный  туризм на горных реках, в первую очередь – рафтинг и каньонинг в провинции Лерида.
Уверены также, что многократно вырастет поток  российских туристов на барселонский этап автогонок по «Формуле-1»: ведь теперь в команде «Рено» впервые в истории этих престижнейших соревнований выступает ваш соотечественник Виталий Петров.
Вообще значительно возрастет роль Каталонии как интереснейшего направления для спортивных болельщиков. Каталония принимает этапы ежегодного  чемпионата мира по классическому ралли, чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам Мото GP,  Кубка мира по экстремальному скалолазанию на трудность. Раз в четыре года в Барселоне проходит чемпионат Европы по легкой атлетике. То и дело съезжаются со всего мира на каталонское побережье для участия в различного рода соревнованиях спортсмены-экстремалы, практикующие виндсерфинг, фанбординг, серфинг, кайтсерфинг,  паркур и другие виды.
Для бизнес-туристов теперь предоставляют просто уникальные возможности по организации деловых встреч в самых необычных местах, например, в музеях, на спортивных стадионах, в оперном театре «Лисеу» и даже в монастырях. Барселонский Forum, между прочим,  крупнейший конгресс-центр в Южной  Европе.
В Каталонии созданы идеальные условия для совмещения делового и гастрономического туризма. Местная кухня великолепна, а по количеству ресторанов, отмеченных звездами Мишлена (их уже 45) Каталония занимает первое место в Испании.

Беседовал Сергей СВИСТУНОВ

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Ф.И.О. – Хосе-Мария Перрамон Мартинес
Место рождения – Барселона, Каталония
Образование – два высших образования (экономическое и юридическое), бизнес-школа Наваррского университета (IESE), защитил диссертацию по международному праву
Знание иностранных языков – русский, английский, испанский, французский
Должность  - директор представительства в Восточной Европе Совета Каталонии по туризму
Место жительства – Москва
Любимое место отдыха – Каталония
Хобби – горные лыжи, фортепиано, каталонская кухня.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72