Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2010
« Вернуться к журналу  

Авто в раритете
Даже самые лучшие образцы автомобильной продукции сегодняшнего дня не могут составить серьезную конкуренцию машинам, ставшим частью истории и получившим к своему названию приставку «ретро». Музеи старинных автомобилей в разных уголках мира становятся центрами туристского притяжения, принося радость посетителям и какие-никакие доходы своим владельцам. Свои музеи четырехколесных экспонатов есть и в нашей стране. Они не только не уступают лучшим зарубежным аналогам, но во многом и превосходят их.

Попасть в историю
«Ретроавтомобилями можно называть те машины, которые были выпущены как минимум 25 лет назад. А экспонаты старше 50 лет – это, собственно, и не автомобили уже, а подлинные произведения технического искусства», - считает Сергей Свиридов, главный хранитель «Музейного альянса», объединяющего три музея ретроавтомобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Интерес представляют машины, которые выпускались в ограниченных количествах или в течение очень короткого периода времени. Например, одна из моделей Mustang с «акульей» внешностью, производившаяся только в 1969 году. Достойная часть любой музейной коллекции – автомобили знаменитостей. Например, экспонируемые в Петербурге Rolls Royce императора Японии, прокуренный Леонидом Брежневым ЗиЛ-115 или Pontiac Tempest Юрия Гагарина.
Во всем мире популярны парады, выставки и пробеги ретроавтомобилей. Например, в Финляндии много хорошо сохранившихся машин выпуска 1960–1970 годов, находящихся в руках частных владельцев. Богатые экспозиции у музеев, работающих при крупных автозаводах - Ferrari, Mersedes, BMW. Но у них, как правило, есть существенный изъян: там представлена только одна линейка автомобилей определенной марки. И это понятно: заводу-изготовителю представлять «чужаков» не пристало.
Музеев, обладающих действительно большой экспозицией ретроавтомобилей, в мире не так уж и много. Несколько из них находятся за океаном, в частности, в Детройте. В Европе популярен автомобильный музей в Монако, в Азии - постоянно действующая выставка-музей в Абу-Даби. Россия в этом отношении сегодня оказалась на высоте, так как открывшийся в конце июля 2009 года в Выборге музей ретроавтомобилей считается одним из крупнейших в Европе. А если учесть, что у него есть собратья - в Зеленогорске под Петербургом и в самом городе на Неве, то конкурентом этого «Музейного альянса» можно назвать разве что Детройт.
Красота и сила
В том, что по масштабам экспозиций ретроавтомобилей наши музеи могут легко поспорить и с Западом, и с Востоком, убедиться очень просто. Достаточно назвать цифры: в залах «Музейного альянса» представлены сразу 9 заводских линеек и более 300 экспонатов.
Музей в Выборге занимает площадь в 6 тысяч квадратных метров. На них вольготно расположились более 180 машин. Экспозиция посвящена 50-летию первой американской выставки, состоявшейся в 1959 году в Москве, поэтому значительная ее часть посвящена легендарному «плавниковому периоду» -уникальному автостилю «детройтского барокко». Его создал Харли Эрл, военный летчик, который и на земле продолжал летать. Многие ретрокрасавцы достигают семи метров в длину и весят около трех тонн. «Форд-Скайлайнер», «Форд-Тандерберд», «Шевроле-Корвет» - эти машины символизируют эпоху Элвиса Пресли и Мерилин Монро. «Звездные» «Кадиллаки» в выборгском музее тоже есть. На двух этажах можно увидеть много удивительного. Это американские и советские автомобили послевоенного времени, авто многих знаменитых людей, включая и три машины Леонида Брежнева - ЗИЛ, названный самой красивой машиной ХХ века Citroen DC и Lincoln Continental, подаренный нашему генсеку президентом Картером. Всего в выборгском музее представлено 5 заводских линеек автомобилей. И еще один маленький, но очень важный штрих: все представленные публике экспонаты - на ходу.
Зеленогорский музей, открытый ровно за год до выборгского, 25 июля 2008 года, поскромнее. В нем хранится коллекция экспонатов отечественного автопрома. Но именно в этом пригороде Петербурга располагается основная ремонтная база, на которой ретроавтомобили, многие из которых поступают в руки специалистов в ужасном состоянии, умельцы доводят до состояния выставочного лоска. Ежемесячно там проходят реставрацию 2–3 уникальные машины.
Третьей вершиной «Музейного альянса» стал открытый накануне нового 2010 года музей ретроавтомобилей в петербургском «Ленэкспо». Он полностью занял весь третий павильон крупнейшего в городе на Неве выставочного комплекса и имеет целый ряд преимуществ и существенных новаций.
Коллекция, в которую входят десятки машин и мотоциклов, поражает неискушенное воображение. Она основывается на спортивных моделях. В частности, здесь можно увидеть восемь разных «Мустангов» (в 2009 году этой марке исполнилось 45 лет, во всей Европе подобного собрания этих автомобилей просто нет), Plimouth Road Runner GTS 1972 года выпуска, один из первых Porsche, BMW с кузовом, изготовленным из бука, Hummer, полностью, до последнего винтика, перебранный умелыми руками специалистов из программы «Тачка на прокачку», симпатичный «Жужик», горбатый «Запорожец», из которого хозяева сделали кабриолет небесно-голубого цвета. Трогать руками здесь ничего нельзя, но смотреть и делать фотографии – пожалуйста.
Впрочем, интересно и другое  - это единственный в России музей, который открыт для посетителей круглосуточно. Он удачно расположен в одном из павильонов «Ленэкспо», совсем недалеко от «Морского фасада», через который в Петербург прибывают тысячи круизных туристов. По вечерам экспозиция превращается в клуб: на сцене звучат джаз, рок и кантри. Совместно с эстет-клубом «Каменный лев» музей организовал уникальную программу джазовой музыки, участие в которой принимает мэтр жанра Валерий Остапенко. Здесь играют «цветные» блюзы, а подчас и вещи, специально посвященные некоторым автомобилям. Раз в неделю организаторы обещают устраивать целое шоу под названием «Ночь в музее».
Но и это еще не все. В планах основателей музея - разработка специальной экскурсионной программы для посетителей, которые смогут воспользоваться аудиогидами. В этом году есть твердое намерение запустить экскурсионный тур сразу по трем музеям ретроавтомобилей в Выборге, Зеленогорске и Петербурге.
Жизнь в стиле «ретро»
Впрочем, всего того, что сегодня радует глаз посетителей и вызывает их восхищение, могло и не быть. Если бы не существующий уже 27 лет петербургский клуб «Ретро-Юнион», председателем которого (а также и главным хранителем музейных коллекций) является Сергей Свиридов.
Официальная история клуба началась 15 сентября 1982 года, когда в его распоряжении оказался первый автомобиль будущей коллекции - «Опель-Олимпия» 1936 года выпуска. Этот раритет не раз принимал участие в многочисленных мероприятиях и экспонировался в прибалтийских республиках СССР. Постепенно коллекция клуба пополнялась разными экспонатами. Часть оставалась в нем навсегда, другие обменивались на то, что хотелось бы заполучить. Сейчас клуб, который стал организатором всех трех музеев, представляет в них три основных направления - американские автомобили 1950–1970 годов, «именные» авто известных людей XX века и экзотику, в том числе изготовленную на его ремонтно-реставрационной базе. Поскольку любое коллекционирование границ не знает, «Ретро-Юнион» не только регулярно участвует во всевозможных выставках, но и имеет дружеские отношения с рядом зарубежных ретрогалерей.
«На самом деле коллекцию мы начали собирать еще раньше, примерно 35 лет назад, – рассказывает Сергей Свиридов. – Сейчас в музеях выставлены несколько сот машин, которые специалисты относят к категории ретро или автоэкзотики. Причем в настоящее время в экспозициях принимают участие как автомобили клуба, так и частных владельцев. Уверяю вас, что они вполне довольны, когда их сокровище не стоит в темном гараже, а радует взор петербуржцев и гостей города. Ведь хранить раритет без соответствующих условий – определенных температуры воздуха, уровня влажности и т.д. - попросту невозможно».
Уникальность и специализация – вот что отличает представленную в Петербурге и Ленобласти коллекцию автомобилей от всех других в мире. Она заметно превосходит зарубежные аналоги и по количеству экспонатов, и по качеству. Однако собрать этот огромный по международным масштабам автопарк в одном месте пока так и не удается. 
«Это происходит в силу различных причин. Однако положение меняется. Руководство «Ленэкспо», например, само обратилось к нам с предложением организовать экспозицию, – поясняет Сергей Свиридов. – И все мы понимаем, что этот проект никогда не будет приносить большой прибыли, но он все равно со всех сторон выгоден. Самое главное, что такой музей интересен людям, и я лично просто не нарадуюсь, когда вижу, с каким интересом все, от мала до велика, любуются нашими автомобилями».

Большой интерес к российским музеям ретроавтомобилей проявляют зарубежные гости. Выборгский музей, в частности, уже включили в обязательную программу посещения десятки финских туркомпаний. А в этой северной стране умеют ценить хорошее и знают толк в машинах. И даже некоторые американцы уже ездят в Россию специально для того, чтобы посмотреть на «детройтское барокко».
Впервые организованный в России круглосуточный музей-клуб его организаторы намерены всячески популяризировать. В том числе с помощью «Золотых голосов Петербурга» - фестиваля талантливой молодежи города. С  января им бесплатно предоставляют площадку для выступлений в павильоне, где выставлены десятки уникальных авто. Для чего, кстати, пришлось специально разработать и изготовить столь же уникальную акустическую систему, способную наполнить звуком абсолютно не предназначенный для подобных шоу выставочный павильон. Не случайно один из телевизионных каналов предположил, что у «Музейного альянса» есть все шансы стать номинантом в категории «Самый удачный проект кризиса».
«Для меня главное не зарабатывать на автомобилях, а сохранить их и показать людям, – резюмирует Сергей Свиридов. – Могу вас уверить, что и подавляющее большинство владельцев раритетных автомобилей не продаст их ни за какие деньги. У нас много планов, но без поддержки властей порой обойтись трудно. Хотелось бы, чтобы и на местах к инициативам, рассчитанным не на доход, а на интерес туристов и горожан, на продвижение Петербурга и Ленобласти в качестве туристической дестинации, относились с пониманием».

Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72