Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2010
« Вернуться к журналу  

Внуково готовится к рывку
Из трех богатырей московского авиаузла - Домодедово, Шереметьево, Внуково – последнему повезло больше всех. Он ближе к центру, рядом проходят сразу три федеральные трассы, электричка идет с Киевского железнодорожного вокзала всего 35 минут, выход из нее – прямо к терминалам, которые собраны в единый комплекс. Для пассажиров очень удобно, и они это понимают. Недаром именно Внуково облюбовали в качестве своей базы и федеральное правительство,  и столичное, и бизнес-авиация. Обязательно потянутся к нему и крупные авиаперевозчики: аэропорт готовится к новому рывку. Собеседник «ТБ» - Михаил ГРЕЙДИН, заместитель генерального директора ОАО «Аэропорт Внуково» по производственному комплексу.

Михаил Ефимович, вы готовы к резкому увеличению объемов работ, каковы прогнозы на ближайшую перспективу?

Мы ожидаем  бурный послекризисный  рост пассажиропотока во всем московском авиаузле, который в прошлом году превысил 40 млн человек.  Причем неминуемо произойдет и перераспределение его загрузки. Поэтому надо быть готовыми  к этим большим переменам. Вот почему последние пять лет мы живем в режиме непрерывной масштабной реконструкции.
Терминал внутренних авиалиний D работает с 1980 года, международный терминал B – с апреля 2004 года. Сегодня вместимости этих терминалов нам явно не хватает.  Уже сейчас мы идем с опережением исторически рекордных показателей 2008 года примерно на 15%.  Прогнозные показатели по нынешнему году предусматривали рост пассажиропотока до 8,4 - 8,6 млн человек. Однако я полагаю, что в нынешнем году мы даже, возможно, выйдем на пассажиропоток в 9 млн человек.  Так что очень вовремя сдаем новый терминал, который станет главным вокзалом аэропорта. Закономерно, что ему присвоена первая буква алфавита – А.  Пассажиров там начнем обслуживать в июле в опытном режиме на внутренних линиях. Основной поток пойдет несколько позже, когда все опробуем, обкатаем, выявим «тонкие» места и зашлифуем их.
Вокзал  имеет трансформерный формат, сейчас его площадь распределится примерно пополам между международными и внутренними рейсами. Но эту площадь и необходимые ресурсы (выходы на посадку и т.д.) можно по мере надобности изменять в пользу той части, которая потребует более высокую пропускную способность. 

С вводом в строй нового терминала пропускная способность Внукова вырастет до 20 млн пассажиров в год – вдвое больше, чем требуется на сегодняшний день. Не слишком ли это большой оптимизм?

Ничуть.  По нашим расчетам, в  2011 году загрузка аэропорта составит 10 млн пассажиров, к 2012 году она выйдет на уровень 12–13 млн, а к 2015 году – на  те самые 20 млн, о которых вы говорите и которые прогнозирует правительство Москвы. По темпам роста пассажиропотока мы  находимся на одном из первых мест в Европе. К тому же сейчас сдаем только первый  пусковой комплекс терминала: это  170 тысяч квадратных метров с пропускной  способностью до 7 млн пассажиров в год. Вторая очередь войдет в строй в следующем году. Третья предусматривает снос старого терминала D,  творить новое будем прямо на том месте, которое он раньше занимал. И только тогда уже полностью отстроенный терминал А  общей площадью 250 тысяч квадратных метров соединится с терминалом B.
У нового вокзала прекрасная архитектура, элегантные формы, воздушные объемы. В сторону перрона глубина терминала составляет около 500 метров, поэтому значительные площади - не притесняя при этом пассажиров - мы отведем под коммерческую зону, здесь будут магазины, кафе, всевозможного рода сервисные услуги.  В терминале установлена самая большая и самая технологичная  линия обработки багажа в России и СНГ, на ней выстроены пять уровней безопасности. Терминал очень насыщен IT-технологиями, компьютерными программами.  Стоек регистрации – 152, причем целый «остров» - 25 стоек – занимает самый крупный авиаперевозчик аэропорта – компания «ЮТэйр»,  которая  установит там  режим свободной регистрации на все свои рейсы (за 24 часа до рейса). Установлены в терминале и киоски саморегистрации. Проводится реконструкция перрона, сейчас идут работы в его северной части, чтобы привязать ее к новому терминалу.
Конечно же, реконструкция – это не только новый терминал. Четыре года длилась модернизация ВПП №2:  заменены искусственные покрытия полосы и примыкающих к ней рулежных дорожек, установлено современное светосигнальное оборудование, средства навигации, смонтированы новейшие метеокомплексы, что позволяет теперь ВПП №2 не только принимать все современные и перспективные типы магистральных воздушных судов, но и делать это в условиях ограниченной видимости.

А ВПП-1? СМИ сообщали, что мэр столицы Юрий Лужков недавно специально встречался с премьер-министром Владимиром Путиным по вопросу удлинения ВПП-1 во Внукове.

Да, все взлетно-посадочные полосы  – это федеральная собственность, и решать такие вопросы – исключительная прерогатива  правительства. Премьер пообещал обязать министерство транспорта  рассмотреть эту проблему.
У ВПП-1 – исключительно удачное  расположение, но она все-таки коротковата  для лайнера Boeing-747 с полной загрузкой. Мы такие самолеты  принимаем, но это в основном правительственные борта, а они облегченные. Поэтому, чтобы принять полномасштабные самолеты подобного типа, и особенно  - грузовые 747-400 (такие, например, эксплуатирует компания «Волга-Днепр», с которой мы недавно подписали договор о намерениях по сотрудничеству), взлетно-посадочную полосу необходимо удлинить. Сейчас ее длина – 3060 метров, добавить надо еще 800 метров.  В любом случае, мы хотим поставить ее в 2012 году на полную реконструкцию. Недавно ВПП-1 закрывали, чтобы немного «подлатать». Сейчас делаем в ее зоне реконструкцию перрона, рулежных дорожек. По ВВП-2 мы все это уже сделали.

Прирост пассажиропотока обеспечивают авиаперевозчики. Какие авиакомпании  пришли во Внуково,  какие ушли?

Ушла «Авианова», у которой не было к нам никаких претензий. Мы прекрасно раскрутили эту компанию,  все и всем были довольны. Но принято политическое решение: надо же чем-то загрузить Шереметьево-1.
Новые компании приходят. Но многие пока еще только присматриваются к нам,  они видят, сколько мы уже сделали и какие у нас серьезные планы на перспективу. Думаю, у них появится желание поработать в нашем аэровокзале.
Впрочем, главное сейчас для нас - это расширение маршрутной сети тех авиакомпаний, что  давно и прочно обосновались во Внукове. Здесь лидером тоже выступает «ЮТэйр», которая практически каждую неделю  вводит новое направление. Она, к примеру,  полностью «закрыла» Украину.  В Донецк, помнится, раньше лайнеры уходили полупустыми, сейчас – совершенно иная картина. В Харьков недавно сам летал на ATR–42 - полный самолет. На некоторые направления уже ставят и «боинги».
Хорошо пошли международные чартерные программы, особенно у нашей базовой компании «Атлант-Союз». Она недавно свой шестой «боинг» получила, компания  активно нарабатывает СНГ, Среднюю Азию, ряд других направлений. Регулярно летает в Европу – Афины, Салоники, Брно.
Кстати, похоже, что Ил-86-е в ближайшие несколько лет закончат свои полеты. Жалко их, они просто идеальны для чартеров. Шесть таких воздушных судов, например, сейчас прекрасно «закрывают» всю Турцию. 
Из  новых авиакомпаний можно выделить  I fly, у нее три Boeing-757-200, на которых они выполняют чартерные международные полеты.
Авиакомпания «Якутия» заметно расширяет маршрутную сеть, у нее тоже появились  757-е «боинги». Она особенно активно идет на Дальний Восток, и, кроме Якутска, летает от нас в Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Магадан, Братск, Нерюнгри, Улан-Удэ. Такая сеть хорошо дополняется рейсами «Владивосток Авиа» во Владивосток, Абакан, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Эта компания прекрасно чувствует себя на дальнемагистральных трассах со своими Airbus A330. Это просто отличный лайнер. Дважды в неделю все три самолета  этого типа собираются во Внукове – просто захватывающее зрелище.
«Авиалинии  Кубани» сейчас пересаживаются с Як-42 на «боинги», выполняют в Краснодар до шести рейсов в сутки. Емкость у новых самолетов совершенно другая, компания резко пошла в рост. Так что «подсолнух» на фюзеляжах этих самолетов явно тянется к солнцу.
Из иностранцев активно работает армянская «Армавиа», которая ежедневно выполняет во Внуково три  рейса из Еревана. Наконец-то украинский AeroSvit, которого мы долго ждали, решил открыть к нам полеты из Киева. На этом направлении у них уже неплохая загрузка. Очень хорошо летают самолеты Germanwings -  дочерней бюджетной компании «Люфтганзы». Во Внуково они приходят из Берлина,  Кёльна,  Штутгарта, недавно начали выполнять рейсы из  Ганновера. Отличный пассажиропоток на этих линиях. Syrian Arab Airlines открыла второе направление в Сирию: к маршруту Москва - Дамаск добавился рейс на Алеппо – второй по величине город страны. 

СМИ сообщали, что руководство Внуково договаривается с немецкими коллегами о резком увеличении трафика между Внуково и Берлином - до 20 рейсов в неделю. Так ли это?

Есть такие намерения. Сейчас у нас пять рейсов в неделю в Берлин, и я полагаю, что ежедневный рейс на столицу Германии оправдан. Но не более. Вряд ли при 20 рейсах это направление окажется способно экономически себя оправдать. Впрочем, авиакомпания Germanwings постоянно анализирует рынок  и при наличии спроса готова оперативно увеличить частоту полетов.

Внуково – базовый  аэропорт отечественного  бюджетного перевозчика  Sky Express, который вызывает массу нареканий за частую задержку рейсов. Оправдываясь, руководство авиакомпании нередко пытается «перевести стрелки» на вас.

Ситуация неприятная, но аэропорт в ней не виноват. Перевозчик  хорошо начинал, активно развивал маршрутную сеть. Сейчас, если несколько самолетов «выпадают» из расписания для прохождения форм технического обслуживания, авиакомпания  просто не в силах «закрыть» заявленную маршрутную сеть.  Sky Express пытается найти выход, договаривается о выполнении части своих рейсов с коллегами.  Сейчас ей помогают «Тулпар Эйр», Ульяновское ВАУ ГА, другие компании. Мы тоже всячески стараемся помочь Sky Express увеличить оборот воздушных судов: бывает, что сокращаем время обслуживания оборотного рейса до 40 минут, самолеты их выпускаем даже в закрытое время.  Так что вряд ли нужно искать виноватого в лице аэропорта – нужно решать возникающие проблемы, а решать их, как показывает практика, приходится вместе.
Мы в задержках рейсов совсем не заинтересованы. Основное правило и аэропорта, и авиаперевозчика – по возможности свести к минимуму время нахождения пассажира в аэровокзале.  Все для этого делается: и онлайн-регистрация, и другие ускоренные процедуры.

Вы только что запустили собственную службу  онлайн-продаж авиабилетов через интернет.

Совершенно верно, и  эта услуга оказалась востребованной у пассажиров. Многие  авиакомпании давно уже это делают, но и мы теперь собираемся внести свою лепту. Тем более что у нас есть собственное транспортное агентство.

Внуково – правительственный аэропорт, и вопросы безопасности, очевидно, приобретают здесь особое значение?

Безопасность -  и общая, и авиационная  – самое главное в нашей  работе. Мы тесно сотрудничаем  со всеми силовыми структурами,  начиная с линейных отделений МВД до ФСБ и Федеральной службы  охраны при президенте. Ведь из Внукова, в том числе, вылетают первые лица государства. Именно мы  отвечаем за все транспортные и грузовые потоки, обеспечивающие их передвижение. Все здесь под жестким контролем. Полное взаимодействие со службой авиационной безопасности, которая у нас очень мощная: и по штатной численности, и по оснащенности.
В терминалах аэропорта, где идет регистрация на регулярные и чартерные рейсы, проводится не только досмотр пассажиров и багажа: их постоянно патрулируют оперативные группы. Достаточно часто, кстати, находим забытые или брошенные вещи, а ведь каждая такая сумка или чемодан – это ЧП.  Обычно быстро с этими случаями разбираемся, но всякое бывает. Помню, года три назад  ну уж очень подозрительный бесхозный багаж обнаружили, и собака возле него села, которая на взрывчатку натаскана. Пришлось даже робот с Лубянки вызывать. К счастью, все закончилось благополучно, забытый груз оказался самым банальным, даже колбаса там нашлась.
Аэропорт  оснащен всеми современными  техническими средствами для контроля безопасности. И внутри терминалов, и на привокзальной  площади, и по периметру аэропорта, и на подъездных путях. По верху нового ограждения периметра натянули «егозу», есть вдоль него пятикилометровая внутренняя дорога, по которой с определенной периодичностью  курсирует инспекция безопасности. Все терминалы аэропорта оснащены современными  системами видеонаблюдения.
В общем, мы стараемся, чтобы пребывание пассажиров в нашем аэропорту было безопасно и комфортно. От себя лично приглашаю летать из Внукова!

Беседовал Сергей СВИСТУНОВ

СПРАВКА «ТБ»
Михаил Грейдин родился 12 декабря 1955 года в Москве. В 1979 году окончил  Московский институт инженеров гражданской авиации (сейчас - МГТУ ГА).
Начал работать в гражданской авиации в 1979 году. Его трудовая деятельность неразрывно связана с Внуково. Пройдя путь от инженера до заместителя генерального директора по производству, он внес значительный вклад в обеспечение эффективной и устойчивой работы аэропорта. Под его непосредственным руководством во Внукове разработаны и внедрены новые технологии и стандарты обслуживания пассажиров, которые позволили значительно улучшить и расширить комплекс услуг, отвечающих самым современным требованиям.
Сейчас Михаил Грейдин трудится в должности заместителя генерального директора по производственному комплексу ОАО «Аэропорт Внуково» и исполнительного директора ОАО «Международный аэропорт Внуково».
В сентябре 2009 года указом президента РФ ему присвоен почетный знак «Заслуженный работник транспорта». Победитель Московского конкурса «Менеджер года – 2008».
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72