Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2010
« Вернуться к журналу  

«У африканцев нам бы несколько занять…»
Среди почти двух десятков межправительственных соглашений, подписанных в Москве во время официального визита президента ЮАР Джейкоба Зумы, тема развития туризма не фигурировала. Но это не значит, что она не прозвучала. «Туристические связи между двумя нашими странами пока не получили широкого развития, что связано, в частности, с большой географической отдаленностью друг от друга, - заявил министр охраны окружающей среды и туризма ЮАР Мартинус ван Скалквик. – В то же время Россия - один из самых быстрорастущих туристических рынков в мире, и мы очень заинтересованы в нем». Министр провел в Москве переговоры о налаживании прямого авиасообщения, упрощении визового режима, расширении взаимной рекламы в России и ЮАР как стран, привлекательных для туризма.
Не случайно личная встреча Джейкоба Зумы с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным состоялась в предолимпийском Сочи. Российская сторона очень заинтересована в интенсивном обмене опытом по организации крупных спортивных соревнований. У ЮАР, которая недавно принимала чемпионат мира по футболу, такой опыт имеется.
Интересно, что чемпионат мира по футболу стал мощным стимулом развития винного туризма в ЮАР. Кейптаун, общепризнанный центр  южноафриканского виноделия, принял во время жарких спортивных баталий около 350 тысяч иностранных гостей. И кто же из них мог устоять против магии качественных солнечных вин Капской провинции?

Дрожжи для развития
Еще до первого удара по мячу правительство ЮАР подвело предварительные финансовые итоги мероприятия. «Доходы от чемпионата мира по футболу уже превысили расходы, — сообщил министр финансов Правин Горхан. – Страна заработала  38 млрд  рандов ($4,9 млрд), в то время как  расходы на подготовку и проведение чемпионата составили 33,6 млрд рандов ($4,3 млрд). Однако реальная прибыль будет гораздо больше,  ведь главная статья дохода — это налоги». Эксперты, конечно, сравнивают эти показатели с финансовыми итогами чемпионата мира по футболу в Германии в 2006 году. Прямые и косвенные расходы немцев оказались в два раза выше – 6 млрд евро ($9 млрд), только на обновление транспортной инфраструктуры затратили 3,7 млрд евро.  Но и прибыль оказалась высока. По данным немецкого Postbank, чемпионат мира принес от 0,25% (4,7 млрд евро) до 0,5% (9 млрд евро) ВВП Германии в 2006 году. По словам Вольфа фон Шиммельмана, возглавляющего Postbank,  наибольшую выгоду извлекли строительная и туристическая отрасли, а также производители спортивных товаров. Федеральное правительство Германии считает, что чемпионат оказал  на туриндустрию долгосрочный  экономический эффект, измеряемый сотнями миллионов евро.
Министр финансов ЮАР Правин Горхан полагает,  что благодаря чемпионату прибавка к ВВП страны составит в 2010 году не менее 0,4%. Положительный эффект большой: создано 13 тысяч дополнительных рабочих мест, реализованы крупные инфраструктурные проекты - спортивные сооружения, дороги, гостиницы, линии связи. Новая инфраструктура содействует притоку инвестиций и поднимает уровень жизни населения. Активизировался туризм. Скептики оказались посрамлены: наплыв туристов в страну оказался почти вдвое выше оптимистических оценок организаторов: не 200–300 тысяч человек, а более полумиллиона.
Прекрасно заработала и Международная федерация футбола (ФИФА). Ее главный источник дохода - продажа прав на телетрансляцию. По данным оргкомитета чемпионата, общий доход ФИФА составил $3,2 млрд, а чистая прибыль — $1 млрд. Кстати, доходы ФИФА на прошлом чемпионате мира в Германии оказались намного скромнее, чистая прибыль - 156 млн евро, из которых 111 млн достались оргкомитету соревнований.

Магнит для отельеров
Долгосрочный положительный эффект на развитие национального туризма эксперты оценивают как минимум в 3–4 года. Он наверняка покроет инвестиции в туристический сектор ЮАР, проведенные за четыре года, предшествовавшие чемпионату мира  -  769,8 млн рандов, или около $100 млн.
Турпоток в ЮАР растет, существующая  инфраструктура даже не вполне за ним поспевает, приходится срочно строить новые гостиницы, рестораны, прогулочные суда. Заполняемость отелей значительнее всего увеличилась в Йоханнесбурге – на 27,1% в годовом исчислении. А наибольший рост стоимости проживания в гостиницах и доходности в расчете на номер наблюдается в Кейптауне – 123,9% и 159,6% соответственно.
Такая динамика притягивает международные гостиничные сети как магнитом. Starwood  Hotels&Resorts объявила, что она  планирует через два-три года открыть два-три новых отеля в Кейптауне и три-четыре отеля  в Йоханнесбурге. Hyatt Hotels&Resorts сдала в эксплуатацию роскошный гольф-спа-отель на курорте Убаай в окрестностях города Джордж. Это живописное побережье Индийского океана в кольце гор Утеника.  Значительную часть его территории занимает гольф-клуб, в разработке и строительстве которого участвовал знаменитый южноафриканский гольфист Эрни Элс.
Rezidor открыл в Кейптауне гостиницу своего  новейшего  бренда Missoni, всего лишь вторую в мире после шотландского Эдинбурга. Свет, цвет, дизайнерская мебель, интерьеры - все выполнено в фирменном стиле от итальянского дома моды  Missoni. При этом каждый  из 157 номеров имеет индивидуальное лицо.  Отель разместился в деловом  центре города,  в окружении небоскребов и офисных зданий.

Мяч у торсиды
Один из фирменных футбольных мячей Jabulani («Адидас» обыграл имя города  Йоханнесбург, называемый в просторечии Йобург),  который использовали в финальном матче чемпионата мира в ЮАР,  продали в ходе благотворительного интернет-аукциона. Его приобрела группа испанских болельщиков почти за $74 тысячи. Вырученные деньги пошли в благотворительный фонд по борьбе со спидом.

Вошли во вкус

Расчетливые голландцы, не надеявшиеся попасть даже в полуфинальные матчи чемпионата,  забронировали номера в отеле Sandton Hilton только до 5 июля. После победы в четвертьфинале над бразильцами Футбольный союз Нидерландов попытался продлить пребывание команды в отеле еще на неделю, однако все номера оказались забронированы, и футболисты на некоторое время стали «бездомными». Не без помощи ФИФА сборной Голландии  в итоге удалось переселиться в Sunnyside Park Hotel.


Месть гугенотов
Винные маршруты традиционно занимают одно из лидирующих мест в экскурсионных программах туристической индустрии ЮАР. «Кейптаун входит в список винных столиц мира наравне с Бордо, Порту, Флоренцией, Мельбурном и Бильбао», - отмечает газета Travel Daily News.
В начале нынешнего десятилетия доходы от приезжающих на виноградные плантации гостей составляли более трети всех заработков производителей местных вин. Сейчас экспорт южноафриканских вин растет невиданными темпами, и это соотношение изменилось.  Но винный туризм от этого только прибавил в популярности.
Особенно славятся высоким качеством продукции и гостеприимством виноделы регионов Стелленбош и Паарл. Именно по ним проходит торный  туристический «Винный путь». Стелленбош – самый старый город Южной Африки после Кейптауна. Здесь сохранилась древнейшая постройка страны, одной из местных церквей - более 300 лет. Много красивых особняков XVIII века.
Паарл претендует на титул «южноафриканская Шампань». Основы виноделия в Южной Африке закладывали бежавшие от религиозных преследований на родине гугеноты, поэтому неудивительно, что в районе Франшхука (голл. «Французский уголок») сохранились французские названия, французский стиль построек, французские гастрономические традиции. В поместье Nederburg проводится самый знаменитый в стране винный аукцион. А одним из старейших винодельческих хозяйств ЮАР по праву считается поместье Seidelberg, основанное в 1692 году.

Под знаком льва
Более трех веков поместье носило имя De Leuwen Jagt (голл. «Львиная охота»). В  1997 году немецкий предприниматель Роланд Зайдель, решивший поменять сталелитейный бизнес на винодельческий, переименовал его в Зайдельберг.
«При всем уважении к отцам-основателям, хозяйство досталось Зайделю запущенным, оно уже не отвечало современным требованиям, теряло конкурентоспособные позиции на внешних рынках, - объясняет  Александр Насикан, представитель фирмы Seidelberg в Москве. - Зайдель, сохраняя традиционный уклад местной жизни, а главное – ценнейшую старую лозу (из одних новых посадок элитного вина не сделаешь) – реализовал обширную программу коренной модернизации хозяйства, которое в настоящее время вошло в число лучших производителей  южноафриканских вин. Старый бренд De Leuwen Jagt сохранился в одной из линеек  высококачественных вин. Так что 80 тысяч туристов, ежегодно посещающих винокурню, имеют шанс не только приобщиться к ее удивительной истории, насладиться замечательными пейзажами, но и отведать великолепные вина, которые сейчас высоко ценятся в Западной Европе  и других уголках планеты».
Дегустация вин проходит после осмотра подземных кладовых там же, внизу, в уютной гостевой комнате, или наверху, на тенистой веранде с великолепным видом на визитную карточку ЮАР - Столовую гору и величественный горный хребет  Симонсберг.
Для тех, кто хочет задержаться в поместье – 4-звездная мини-гостиница из трех со вкусом декорированных коттеджей с каминами, где, несмотря на сельские пейзажи вокруг, есть и беспроводной интернет, и спутниковое телевидение, и кондиционер. К услугам гостей - великолепный ресторан De Leuwen Jagt, в котором колдует над фирменными блюдами шеф-повар Мэгги Секапане, а также бассейн, сауна, теннисный корт. Для посетителей устраивают пикники на лоне природы.
«Своим гостям мы еще предоставляем уникальную возможность методом купажирования изготовить собственное вино, - отмечает Александр Насикан. - Хотите закупить десяток бутылок понравившегося вина, но не везти их с собой – оформим эту покупку по цене производителя,  путешественник получит ее,  вернувшись домой, от местного представительства фирмы Seidelberg».
В поместье сохранилась одна из очень немногих в ЮАР стеклодувных мастерских «венецианского стиля».  Изделия там делают удивительные. Гости тоже могут поучиться, а то, что в результате получилось, увезти с собой как сувенир.

Неповторимо
Винная индустрия ЮАР  первой  в мире вводит сертификационную марку, которая является гарантией экологически чистого производства. Каждая марка содержит уникальный номер, с помощью которого происхождение вина может быть отслежено через сложную компьютеризированную систему от лозы до бутылки.
«Другие страны тоже предпринимают шаги в этом направлении, но пока на очень  ограниченной основе. Сейчас только у Южной Африки есть возможность внедрить подобный механизм и распространить сертификацию по всей винной отрасли», - утверждает Сю Бёрч,  генеральный директор ассоциации «Вина Южной Африки».
По его словам, на сегодняшний день более 95% южноафриканской винной отрасли следует принципам экологически чистого виноградарства и виноделия. К концу этого года уже около половины производителей воспользуются  новой сертификацией. В следующем году их число достигнет  80%.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72