Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Суровое воспитание
Заслуженные артисты России Карина и Артур Багдасаровы много лет выступают на цирковом манеже с аттракционом «Тигры-шоу». Девять огромных тигров буквально завораживают зал своей неповторимой пластикой и грозным рыком. Временами кажется, что еще секунда и тигр бросится на укротителя. Несколько лет назад по технической случайности именно так и случилось. После этого Артур год не выступал, но потом нашел в себе силы вернуться на манеж и сейчас снова вместе с сестрой радует зрителей.

Артур, вы уже много лет ты выступаете на манеже вместе со своей сестрой Кариной. Между вами нет соперничества – кто главный?
Нам в этом смысле повезло. Мы разнополые и одним местом не меримся (смеется). Если бы мы были два брата, думаю, возникло бы соперничество - как по возрасту, так и по способностям. Я, например, моложе Каринки на пять лет. Сейчас мы совершенно не чувствуем этого. Хотя, когда работали с папой, было. Он держал все под своим контролем. А мы были всего лишь папины дети. И это было для нас проблемой. Был руководитель, и были дети. Но уже лет 6 как мы работаем сами по себе, самостоятельно, уже пообтерлись с Каринкой в работе и очень хорошо чувствуем друг друга. В процессе работы можем поменять трюковую часть, даже не обговаривая это заранее. Переглянулись - и все понятно.

Существуют какие-то сигналы или взгляды в работе, понятные только вам?
Существуют. Обычно наши тигры располагаются на арене по часовой стрелке. И если кто-то из них начинает ерзать или проявлять агрессию, я, не переставая работать, могу выкрикнуть имя шалуна, Каринка подойдет к нему и успокоит. Мы вообще разговариваем с ней на манеже только глазами, потому что времени на объяснения нет. Нужно реагировать на все мгновенно, ведь вокруг непредсказуемые хищники.

Как воспитывали вас с Кариной мама с папой?
Сурово. И я сейчас благодарен своим родителям за это. У нас есть свой «табель о рангах», и мы знаем, как с кем общаться. И я, и Карина всегда будем благодарны отцу за то, что он привил нам любовь к дрессуре. Когда я был маленьким, за все мои шалости «получала» Карина. Но когда родители уходили на работу, «получал» от Карины уже я (смеется). Мы больше боялись не тигров, а папу. Он и внешне похож на льва – большой, с огромной шевелюрой и большими руками. Нам хватало одного его взгляда, чтобы искать «пятый угол». Мы и в работе усердствовали, только чтобы не получить тумаков от папы.

У вас есть своя семья?
Четыре года назад я развелся с женой - цирковой артисткой. Сейчас у меня другая супруга. Зовут ее так же, как и мою сестру – Карина. Слава богу, она не из циркового мира. Она у меня юрист, будет заниматься логистикой и таможней. Мы познакомились в общей компании. Ни я, ни она (как потом выяснилось) на эту встречу ехать не собирались. Разговорились и в процессе общения поняли, что близки по духу. Карина долго не знала, кем я работаю, а я и не торопился говорить ей. Узнала лишь, когда я пригласил ее в цирк. Мы сели в зале и я сказал, что ненадолго отлучусь, а сам пошел готовиться к выходу на манеж. Когда объявили наш выход с Кариной, она просто обалдела, увидев меня с тиграми.
От первого брака у меня растет 10-летний сын Ричард. Я понял одно - нельзя супругам работать в одной сфере. Быть вместе 24 часа в сутки – утомительно для обоих. Пропадает новизна в отношениях и все рабочие проблемы перетекают в дом, а из дома опять в работу. Получается замкнутый круг. Это всегда губительно сказывается на семейных отношениях.

Сын живет с вами?
И со мной, и с мамой. Мы не определяли его местонахождение через суд. Я считаю, что могу дать ему многое в жизни, и буду помогать ему всегда. Убежден, что воспитанием сына должен заниматься отец.

Тигр для вас кто в первую очередь – друг, партнер или подчиненный?
И друг, и партнер. Эти животные дают нам хлеб (в смысле заработка). Мы ведь зависим от них. Не дай бог, если с ними что-то случится -  все, прощай карьера. Если тигр умирает, ко мне иногда обращаются с просьбой продать его шкуру. Меня это так возмущает! Как можно продать шкуру друга? Единственное, что я могу оставить себе на память – это коготь тигра, который можно носить на шее.

Говорят, дрессировщики со временем становятся похожи на своих питомцев по характеру. В вас есть что-то тигриное?
В работе я такой же агрессор, как и тигры, а в жизни - спокойный и даже мягкий человек. Но главное, в чем мы близки с тиграми, – я так же быстро ем, как они. Жена все время упрекает меня, что я не кушаю, а заглатываю пищу.

Какой рацион у тигров?
7 кг мяса (с костями) в день, молоко, сырые яйца, курица. И один голодный день в неделю: пьют только воду. Я иногда слышу, что, дескать, в цирке животных мучают и эксплуатируют. Но статистика показывает, что в природе животные живут меньше, чем в зоопарке, а в зоопарке меньше, чем в цирке. Такой вот парадокс. В природе идет естественный отбор, нужно самому добывать пищу, и не каждый может ее раздобыть. Всегда есть опасность быть уничтоженным более сильным. В зоопарке нет никакой нагрузки,  животные живут как в санатории. Возникают пролежни и прочие болезни. В цирке же у животных режим, они все время в движении, а движение, как известно – это жизнь. С утра репетиции, потом отдых, вечером выступление. И так ежедневно.

Вы много ездите и по нашей стране, и за рубежом. Есть такое место, где хотелось бы остаться жить?
Сложно сказать… Европа мне не очень нравится. Там слишком правильный, размеренный образ жизни, все люди медленные, особенно в провинции. Нравятся латиноамериканские страны, они более живые. Некоторые азиатские, Таиланд, например. Но только не Китай! С этой страной у меня связаны плохие воспоминания. Не наша страна в плане работы.

А что случилось?
В 1997 году мы от главка отправились на гастроли в Китай. Это не Европа, там свои законы, у них нет конвенции по защите животных. Когда случился инцидент, наши чиновники  заявили, что не станут портить отношения с КНР из-за кучки артистов. Проблемы начались с первого дня гастролей. К нам приставили китайского переводчика, который слабо владел русским языком. Когда мы попросили привезти нам опилки, нам привезли песок. И так каждый раз. Мы поняли, что нужно возить с собой своего переводчика. Или взять историю о том, что в Хабаровске сгорели заживо тигры. Это чистой воды басня. Скорее всего, их уморили, а затем отправили в Китай. Ведь все разогревающие мази изготавливаются из тигриных костей. Вообще все тигриное идет в ход - от усиков до их фекалий. В Китае у нас заболел тигр. Потом выяснилось, что китайцы отравили его. С нами был суперврач – ветеринар, который был просто бессилен что-то сделать. Тигра быстренько завернули и куда-то увезли, ничего нам не сказав. Следом умер второй, потом еще один. Мы стали бить тревогу. Китайцы написали, что это «сибирская язва». Мы отправили эту бумажку в Росгосцирк, откуда пришел веселый ответ: «Животные не подлежат возврату в Россию». Выходило, что всех наших 15 тигров мы должны были оставить в подарок китайцам.

А они имели право забирать их?
Нет, конечно. Но ты в другой стране и ничего не можешь предпринять.

Неужели оставили?
Разумеется, нет. Китайцы сделали недопустимую ошибку. Ведь «сибирская язва» - это жуткая эпидемия. Если бы это было правдой, нужно было посадить на карантин полпровинции. Я объяснял им, что присутствовал при вскрытии умерших тигров, а следовательно, должен был тоже заразиться. Но если этого не произошло, значит, диагноз ложный. Вывозили своих тигров всеми правдами и неправдами. Заплатили китайским чиновникам, чтобы нас выпустили из страны.

Тигры тяжело переносят переезды?
Тяжело, конечно, но они привыкли. В дороге все время спят.  Главное, чтобы сопровождающие не забывали каждые два часа открывать машину, давать им воды, следить за самочувствием. Вот сейчас у нас будет большой переезд – едем на гастроли по России. Начнем с Дальнего Востока, потом Сибирь – Иркутск, Красноярск, Омск, Екатеринбург. Я рад этим гастролям, потому что выступать придется в больших городах, где много зрителей. И климат хороший – сухой мороз, нет ветра.

Кстати, как вы и животные перенесли летний московский смог?
Ужасно. Животным было очень тяжело. Кондиционеры не справлялись, приходилось часто обливать зверей водой. Нам тоже было сложно. Я спал на полу рядом с вентилятором, закрывался мокрым полотенцем.

Не появилось еще желание «осесть»? 
Честно говоря, задумываюсь над этим. Любая профессия хороша до определенного возраста. Я не вижу себя до 60 лет работающим в клетке с животными. Это раньше была у наших родителей «цирканутость». То есть, если бабушка, дедушка и родители работали в цирке, то дети их автоматически становились артистами цирка и никем другим. Причем такое было во многих профессиях. Жил какой-то страх что-то изменить в судьбе. Мне сейчас 31 год и можно заниматься чем угодно. Если б не было тигров, то всерьез занялся бы дайвингом. Я в свободное время и на отдыхе люблю подводное плавание. Не понимаю тех, кто говорит, что не может найти работу. Если у человека есть желание работать, эта проблема отпадет сразу.

Где любите отдыхать?
Раньше любил экстремальный отдых – сплавы на байдарках по горным рекам. Сейчас больше тянет туда, где спокойно. Вот недавно мы с Кариной (женой) ездили на Мальдивы. Очень понравилось! Там совершенно нечего делать и отдых получается примерно такой же, как в санатории. Живешь в отдельном бунгало со своим выходом на пляж, с другими туристами практически не пересекаешься, разве что во время еды. Мы отлично отдохнули. Расслабились и физически, и психически, и умственно.

Если бы была возможность перевоплотиться, скажем, на день, кем бы вы стали?
Дельфином. Вода – единственный мир, который меня сильно притягивает. Когда я впервые погрузился с аквалангом в море, было ощущение, что я провел под водой всю жизнь. Там есть такие же горы, как и на земле. Вода – это моя стихия. Я подпитываюсь силой воды, даже если лежу на берегу. Словно вбираю и черпаю ее из каждой волны.

Беседовала Елена ОЛЬШАНСКАЯ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72