Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2010
« Вернуться к журналу  

На юг к славянам
Культура, оздоровление, паломничество – три кита сербского туризма

Имеющие выход к Адриатическому морю Черногория, Хорватия, Словения после распада Югославии стали лидерами балканского туризма. Сербии, некогда «коренной» республике СФРЮ, повезло меньше — в последние годы она была поставщиком по преимуществу не туристических, а политических новостей, и далеко не всегда положительных. Так россияне усвоили, что в Сербии нет моря, но есть Косово. И, что особенно характерно, в российских книжных лавках не найти ни единой книги ни о Сербии вообще, ни о Белграде в частности.
Сербская организация по туризму была создана еще до начала бомбежек Белграда авиацией НАТО. Но первые туры для российских туроператоров и журналистов состоялись только  осенью 2010 года. Один был посвящен рекреационным и оздоровительным ресурсам, другой — историческим достопримечательностям. Их в Сербии ничуть не меньше, чем в остальных частях бывшей Югославии. Сербы любят говорить, что если к их соседям туристы приезжают для пляжного «матрасинга», то они ждут к себе совсем других гостей. Утонченных интеллектуалов, которым интересны фильмы Эмира Кустурицы и многочисленные музыкальные фестивали, проходящие в Белграде. Бескорыстных любителей древней славянской истории и культуры. И, конечно, паломников.
В Сербии сегодня насчитывается около двухсот действующих монастырей. Но лишь немногие столичные турфирмы (паломнический центр «Покров», «Радонеж», паломническая служба Марфо-Мариинской обители) работают на сербском направлении. Хотя помолиться и восхититься стариной есть где.
Основанная еще в 1186 году Студеница — самый знаменитый монастырь Сербии. Монастырь Сопочани с дивным ковром фресок 1198 года — ровесников новгородского Спаса на Нередице. Обитель Милешева — с чудотворной фреской «Белый ангел». Жича — место коронации сербских и югославских королей. Совсем небольшие пустыни, не описанные ни в одном из путеводителей, но охотно и гостеприимно встречающие туристов из России. Храм Святого Георгия в старой белградской цитадели Калемегдан, где многие детали убранства сделаны из необычного материала - патронов времен Первой мировой. Наконец, грандиозный белградский собор Святого Саввы — братский по размерам и духу московскому храму Христа Спасителя.
Есть и чисто светские чудеса. Например, имеющая форму восьмерки и превращенная в музей 30-километровая узкоколейная железная дорога «Щарганска Осмица», когда-то бывшая частью магистрали от Вены до берегов Адриатики. Экскурсия по ней — с многочисленными остановками — продолжается без малого три часа. Или исключительно популярная у туристов со всей бывшей Югославии «этнографическая деревня» Эмира Кустурицы. Природный резерват Ушац, названный по имени перекрытой плотиной реки — на обрывах над нею живут занесенные в Красную книгу белоголовые орланы. Любителям плодов благородной лозы будет приятно попробовать вина семейства Александровичей и монастырскую ракию.
Новостью для журналистов-участников пресс-тура оказалось наличие в Сербии баз размещения нового поколения, в России практически неизвестных. Лучший пример — открывшаяся два года назад этноэкологическая деревня Вранеш на юго-западе страны, где туристы живут в типичных сербских крестьянских избах, названных в честь  самых известных растений из предгорий Балкан (стоимость ночлега — 26 евро с человека).
«Сербии в своей истории много раз приходилось начинать все сначала, - говорит Анна Польц, представитель Национальной туристической организации Сербии в Москве. - Поэтому ее не страшит тот путь, который предстоит проделать для обретения своего заметного места на балканском туристическом рынке».

Георгий ОСИПОВ

СВЕЖАЯ ГОЛОВА
Максим РАДИОНОВСКИЙ
Любим, но не знаем
Братский славянский народ, осколок империи Тито. Что еще знает наш турист о Сербии? То, что мы за Сербию всегда, то, что Запад не любит Сербию, то, что Сербия православная страна, то, что у Сербии нет моря, и то, что в Сербии есть рана – Косово.
Уверен, что при правильном маркетинге, при правильной расстановке акцентов Сербия на нашем туристическом рынке имеет очень хороший потенциал.   Россияне поедут в Сербию. Возможно, в комбинации с Черногорией.
На мой взгляд, основным привлекательным фактором Сербии является православная культура. У нас в стране идет возрождение духовности, и Сербская церковь, исторические памятники и монастыри должны привлекать туристов из России. Общность традиций, духовная близость делают Сербию страной для просвещенных туристов, для тех, кто любит и чтит нашу историю и нашу страну.  На фоне полной деградации средств массовой информации, и особенно телевидения, духовная жажда утоляется людьми самостоятельно, в частности, через паломнические поездки. Сербия вместе с культурной,  а не шубной Грецией, самый подходящий для этого объект.  История России, Сербии, Греции, Византии должна стать и станет одним из главных факторов развития как внутреннего российского туризма, так и познавательного, и паломнического туризма в страны православного мира.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72