Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Еще один шанс
Станут ли трамплином для гостиничного бизнеса Олимпиада и большие инвестиции
Мегапроект «Курорты Северного Кавказа» нередко называют «туристическим Сколково». Аналогия смелая,  но сюда действительно сейчас  привлекают лучших специалистов, новейшие технологии и огромные средства. Предполагаемый объем частных и государственных инвестиций составляет более 450 млрд рублей. Если и за такие деньги не сможем создать  конкурентоспособный  международный лыжный курортный комплекс, значит, и в XXI веке богатейшая ветвь мировой туристической индустрии будет склоняться к Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, но не к России – огромной и самой северной стране Евразии. 

Кавказское Сколково
Проект строительства горнолыжного курорта Собер-Баш в Северском районе Краснодарского края финансирование уже нашел. На его реализацию выделено 1,15 млрд рублей, инвестирование  будут осуществлять Крайинвестбанк (Краснодар) и Raiffeisenlandesbank Oberoesterreich AG (Австрия). Генеральным подрядчиком выступает ООО «Компания горнолыжных курортов» (она создана специально под реализацию этого проекта)  в сотрудничестве с поставщиком технологического оборудования - австрийской Wintertechnik GmbH. Строительство начинается в конце 2010 года, уже через год планируется сдать две из трех очередей горнолыжного курорта. Общая территория освоения – 197 гектаров.
Еще более масштабным проектом в Краснодарском крае является уже сдвинувшийся с «мертвой точки» горнолыжный курорт мирового класса Лагонаки. Он задуман как составная часть мегапроекта «Курорты Северного Кавказа», идею создания которого поддержал недавно на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент России Дмитрий Медведев. Проект  предусматривает строительство сразу пяти новых горнолыжных комплексов  на Северном Кавказе: Лагонаки в Адыгее, Мамисон в Северной Осетии, Матлас в Дагестане, Архыз в Карачаево-Черкесии плюс курорт на Эльбрусе (Кабардино-Балкария).
Лагонаки займет территорию между туристским комплексом Азиш-Тау в районе реки Молочной, горным массивом Абадзеш со стороны Адыгеи и Лагонакским хребтом с поселением Мезмай со стороны Апшеронского района. Всего более тысячи гектаров.
Снег в этой зоне лежит больше шести месяцев. Вот уже 20 лет здесь вообще не пасется крупный рогатый скот, поэтому растительность и почва остаются нетронутыми. Для полноценного развития туристической зоны, рассчитанной и на зимний, и на летний периоды, - самое время, считают специалисты. Кстати, эта территория входит в список объектов Всемирного природного наследия человечества ЮНЕСКО.
Дорожная инфраструктура в этом кластере слабая. Поэтому в следующем году начнут со строительства капитальной автомагистрали  Краснодар - Апшеронск. Отрезок дороги от станицы Нижегородской через Мезмай напрямую до горнолыжного курорта Лагонаки составит чуть больше 40 км.
В крае уже разработаны схемы территориального планирования курорта:  как и где разместятся инженерные сети, газоснабжение, электричество. Собираются сделать закольцованную линию электропередач. Все работы согласовывают с экологами.
В горах Абадзеша построят не только канатные дороги и хорошие горнолыжные спуски. Проект поможет восстановить один из самых популярных всесоюзных туристских маршрутов в Лагонаки, который проходил через Гуамское ущелье. Когда все это сделают, Апшеронский район -  сегодня он принимает всего лишь около 200 тысяч туристов в год - уже через несколько лет получит до одного миллиона отдыхающих.
По расчетам специально созданной рабочей группы, общая площадь пяти новых курортов Северного Кавказа достигнет четырех тысяч гектаров, горнолыжные трассы составят по совокупности 803 км, гостиничный сектор зоны сможет одновременно разместить более 104 тысяч гостей. К пяти уже действующим в регионе добавят два новых международных аэропорта.
Самыми крупными курортами должны стать Мамисон (1,5 тысячи га,  300 км трасс и 50 тысяч гостиничных мест) и Архыз (278 км горнолыжных спусков и 21 тысяча гостиничных мест). Строительные работы планируется начать в 2011 году,  завершить  - к 2020 году.
Проект обеспечит работой более 160 тысяч человек. Турпоток должен составить до 5–10 млн человек в год. Даже как-то неловко сравнивать с действующими горнолыжными комплексами Чегета, Эльбруса и Домбая, которые все вместе едва принимают до  четырех тысяч горнолыжников за сезон.

Перемены на Поляне
Лозунг горнолыжных курортов – «Готовь трассы летом». Особенно справедлива эта аксиома для предолимпийского Сочи. Ведь Красная Поляна должна в весьма сжатые сроки стать горнолыжным центром России номер один.
Только что закрыли на реконструкцию одну из канатных дорог Красной Поляны, которая расположена на территории курортного комплекса «Альпика-Сервис». Так что этой зимой туристов будут поднимать до второй очереди канатной дороги на автобусах.
Сейчас в этой зоне, на склонах хребта Аибга, суммарная протяженность общедоступных спусков -  около 25 км. Перепад высот на трассах составляет 1698 метров (с 540 до 2238 метров), по этому показателю курорт входит в десятку ведущих горнолыжных центров мира. Именно здесь собираются проводить соревнования по фристайлу и бобслею на зимних Олимпийских играх 2014 года.
Трасса вдоль первой, второй и третьей очередей канатной дороги проложена в лесной зоне, ее ширина варьируется от 50 до 150 метров. Все трассы первых трех очередей постоянно обрабатывают ратраками. Четвертая очередь, проходящая по гребню, позволяет кататься на неограниченном пространстве в альпийской зоне. Там протяженность спуска при перепаде высот в 728 метров - от двух до шести километров в зависимости от выбранного маршрута. Спуск по склону с «целинными» залежами нетронутого снега – мечта фрирайдеров.
Весной этого года в Красной Поляне открыли информационный туристский центр, созданный в сотрудничестве с французской горнолыжной зоной Лез-Уш, что недалеко от Шамони. Лез-Уш функционирует как горнолыжный курорт с 1936 года, сейчас он ежегодно принимает около 400 тысяч гостей со всего мира. Центр обслуживает российских и иностранных туристов, предоставляет им информацию о горнолыжных трассах, оказывает консультационные услуги специалистам, готовящим олимпийские объекты, занимается продвижением Красной Поляны как зоны отдыха на отечественном и международном рынках.
В ближайшее время французские мастера начнут также готовить российских инструкторов по горнолыжному спорту. Планируется и обмен студентами между вузами, которые готовят работников гостиничного сектора и других туристических сфер.
Сезон катания в Красной Поляне обычно продолжается со второй половины декабря до второй половины апреля. В зимние месяцы при большом количестве снега температура воздуха редко падает ниже -10°C. Однако там  довольно часто случаются оттепели, к концу сезона снег становится мокрым и тяжелым. Поэтому без надежных систем генерирования искусственного снега олимпийскому объекту не обойтись.
Снежные пушки для горнолыжных трасс Сочи поставляет Италия, чья продукция считается одной из лучших в мире. Недавно даже  Новая Зеландия  закупила эти «Армани горнолыжных склонов», как их восторженно охарактеризовали местные газеты. 203 полностью  автоматизированные снежные пушки производства фирмы TechnoAlpin доставили на горнолыжный курорт Коронет-Пик в рамках проводимой  модернизации, которая обошлась в  30 млн долларов. Она позволила говорить о  Коронет-Пик как об «одном из самых лучших в мире горнолыжных комплексов с точки зрения количества, протяженности и сложности предлагаемых трасс».  Кстати, эта сделка стала также крупнейшей в истории закупок снегогенерирующего оборудования.

Урал «под ключ»
Похоже, что выходцы с альпийских склонов твердо намерены взяться за строительство в России новых горнолыжных курортов «под ключ». В конце лета в Алтайский край прибыла представительная делегация из провинции Больцано – Южный Тироль. Она подписала с губернатором Алтайского края Александром Карлиным  соглашение о совместном сотрудничестве по развитию горнолыжных курортов. Начать собираются с Белокурихи, где запланировано сооружение целой сети подъемников и канатных дорог, образующих единую взаимосвязанную транспортную систему курорта. Концепцию разработали специалисты Европейской академии Боцена в Больцано, которые приезжали на Алтай двумя месяцами раньше. Самое приятное, что итальянцы согласились взять на себя не только разработку проекта, но и его софинансирование. Правительство провинции Больцано - Южный Тироль обещало помочь в поиске частных предпринимателей, которые изъявят желание инвестировать средства в реализацию белокурихского проекта.
Итальянский город-курорт Сельва-Валь-Гардена сначала побратался с уральским Качканаром, затем предложил ему тоже превратиться в горнолыжный центр. Да не какой-нибудь, а как минимум на уровне Абзаково, который, как известно, облюбовал Владимир Путин. Для «разведки на местности» в ноябре прошлого года в Качканар прибыли бургомистр итальянского курорта Роландо Деметц и австрийский специалист Александр Шпекле, который взялся за разработку бизнес-плана. Проект «Уральский экстрим» готовится комплексным, в нем найдется место не только тысячам любителей скоростных спусков на лыжах и сноубордах, но и поклонникам более спокойного отдыха, желающим побродить   по живописным склонам горных массивов.
«Мы осмотрели все своими глазами и пришли к выводу, что работать здесь можно, - заявил Роландо Деметц. – В Качканаре  хорошие перспективы для занятия туризмом не только зимой, но и летом». В свою очередь мэр города Сергей Набоких заявил, что местная гора уникальна и «на порядок выше, чем у действующего в Челябинской области горнолыжного комплекса Абзаково».
Правда, итальянцев и австрийцев несколько беспокоит «интимная близость» будущего курорта и Качканарского горно-обогатительного комбината «Ванадий». «Две ветви экономики - туризм и горнодобывающая промышленность - не должны мешать друг другу, между ними должна быть некая абстрактная граница, которую ни в коем случае нельзя переходить»,- настаивает Роландо Деметц. Поэтому горнолыжный комплекс оседлает юго-восточный склон горного массива, так, чтобы с него не открывался «захватывающий вид» на промышленный комплекс. Северный склон выглядел более перспективным для горных лыж, но его уже занял строящийся карьер.
Итальянцы предлагают также установить мощную систему искусственного  оснежнения, чтобы генерировать снег на склоне раньше и растянуть горнолыжный сезон на семь месяцев, с конца сентября до конца апреля. «У вас условия лучше, чем в Европе. Кататься на Урале можно на два месяца раньше, чем у нас», - считает Роландо Деметц.
Хотя генеральный инвестор еще не определен, в числе потенциальных спонсоров качканарского проекта указывают российский нефтегазовый комплекс. Проект «Русский экстрим» уже вошел в программу поддержки моногородов, которую курирует Министерство регионального развития.

Сергей СВИСТУНОВ

Зимой и летом

По примеру западных горнолыжных курортов, российские тоже стараются заработать в бесснежное время. Даже в разгар лета. Так, в конце августа курорт Цей в Северной Осетии впервые принял на своих склонах один из этапов Кубка России по даун-хиллу – скоростному спуску на велосипедах.  Подготовили трассу протяженностью почти три километра с перепадом высот в несколько сот метров. Горнолыжный курорт «Солнечная долина» близ Миасса примерно в те же дни стал местом паломничества любителей рок-музыки со всей страны. На живописных склонах Уральских гор прошел четвертый фестиваль «экологически чистой музыки» -  «Уральский рубеж 2010».
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72