Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2011
« Вернуться к журналу  

Генеральный директор компании «Бриз Лайн» Максим РАДИОНОВСКИЙ
Риски в туризме
События последнего года, особенно последних месяцев, наводят на невеселые мысли об усиливающемся влиянии разнообразных рисков на туристический бизнес. Вообще при создании и реализации любой бизнес-модели, рассчитанной на длительный период, необходимо обязательно учитывать риски.  Но приоритеты, или величина риска, по отношению в величине потерь в бизнесе сегодня начинают смещаться в сторону от привычных ориентиров.
Двадцать пять лет назад, во время работы в проблемной лаборатории лавин и селей МГУ, я присутствовал на ученом совете.  На этом мероприятии доктор наук и заведующий лабораторией вдруг сделал доклад не по теме лаборатории, а о прогнозах на будущее, о росте антропогенных и техногенных катастроф в течение ближайших 30 лет в десятки раз. В то время и в том месте, в стабильном, родном, теплом Московском университете мне показалось, что наш уважаемый профессор просто начитался фантастических книг или состарился и не может быть «полевым» ученым. Поэтому его потянуло на прогнозы и обобщения.  Откуда, на основе каких данных и каких публикаций, этот провидец мог знать, что мы с вами столкнемся с этим самым ростом катастроф и революций и будем теперь просчитывать риски своей деятельности? Теперь ответ на этот вопрос уже не так интересен, зато ясно, что прогноз полностью оправдался. Но тогда он был никому не нужен.
Риски в туризме выше, чем во многих других сферах бизнеса. Это обусловлено тем, что география политических и природных рисков значительно расширяется,  а сам объект бизнеса, как правило, не находится в правовом поле нашей страны, и значит, наше влияние на подобные события сильно ограничено.
Риски можно разделить на антропогенные и природные. Просчитать природные риски сложнее, особенно в связи с глобальными изменениями климата. И хотя природные риски, как правило, краткосрочны, к ним нужно относиться с наибольшей осторожностью. Можно сказать с достаточной уверенностью, что плохие метеоусловия, землетрясения и наводнения, извержения вулканов и ураганы будут происходить все чаще. Надеяться на прогнозы ученых здесь невозможно. Долгосрочных прогнозов просто не бывает, а краткосрочные - только констатируют происходящее. Поэтому стоит ежедневно тщательно следить за условиями и тенденциями и при малейших намеках на ухудшение ситуации принимать экстренные меры, вплоть до отмены туров, переноса вылетов и эвакуации туристов за свой счет.  В любом случае это будет дешевле, чем потом «расхлебывать» последствия. Не следует ждать, как делают некоторые чиновники, что все устроится само собой. К сожалению, природные катаклизмы могут вообще «закрыть» такой бизнес, как туризм.  Поэтому нужно быть готовым ко всему.
Политические и антропогенные риски более предсказуемы, потому что создаются людьми, а значит, при желании они просчитываются.  Например, можно сказать, что туризм в странах с развитой экономикой, в Северном полушарии более стабилен, чем работа с отсталыми, но теплыми странами. Политическая стабильность является основным условием стабильности турпотока. Не секрет, что кажущаяся стабильность недемократичных и слабых режимов  приводит в результате к бунтам и человеческим жертвам. Эти риски можно просчитывать заранее, но делать это никто не хочет, потому что такое прогнозирование связано с переориентацией всего бизнеса или даже с его потерей. Все знают, что заряженное ружье стреляет само.  И понятно,  что весь арабский восток, Юго-Восточная Азия и Африка – это зоны повышенного политического риска.  Это же можно сказать про большинство стран Латинской Америки. Так сложилось, что именно эти регионы являются наиболее популярными центрами отдыха наших туристов. Значит, весь наш туристический бизнес потенциально  находится в зоне риска. И это весьма тревожный фактор.
Как уберечься от политических рисков, да и рисков вообще?  Возможно, в будущем мы еще услышим умные советы. Но все мы хотим это знать заранее, сейчас.  Есть одно простое правило – не нужно класть все яйца в одну корзину.  Не следует рассчитывать только на одно направление, на один продукт.  Следует диверсифицировать свой бизнес, предлагать несвязанные направления в разных регионах мира.  Это очень простой, но сложно реализуемый совет является единственным выходом из ситуации, которая складывается в последнее время в мире.
Летний туризм должен включать не только пляжные туры, но и экскурсии, поездки по северным странам. Если есть спрос, то лучше расширить ассортимент за счет дальних регионов и экзотики.  Массовым операторам пора обращать внимание на внутренний туризм, возможности которого мало используются. Зимние направления, традиционные пляжные зоны должны расширяться за счет новых курортов, возможно, не таких известных, но более стабильных, таких как Индия и Китай. Горнолыжные направления, зависимые от наличия снежного покрова, могут преподносить свои сюрпризы, поэтому внутренний туризм является прекрасной альтернативой с гарантированным снегом.
Конечно, нельзя забывать про морские круизы. Мы как специализированный оператор по морским круизам хотим еще раз подчеркнуть, что при своих постоянных рисках морские круизы менее всего подвержены как природным, так и антропогенным катаклизмам. Это связано с тем, что круизные компании немедленно реагируют на различные неблагоприятные изменения, как в природных факторах, так и в политической ситуации, и сразу меняют маршруты путешествий. Поэтому клиенты не подвергаются, как правило, тем рискам, которые связаны с пребыванием в конкретном месте. Не случайно сейчас, когда наблюдается спад на ряде туристических направлений, продажи морских круизов идут достаточно хорошо.  Туристы, так же как и операторы, хорошо понимают, что может преподнести сюрпризы, в том числе неприятные. 
Если не принимать всерьез пиратов, локальные риски от которых нивелируются правильным круизным расписанием, то морские круизы - наименее уязвимая отрасль туристического бизнеса. Раз - и убрали опасный порт из расписания круиза, два – и увели лайнеры с туристами из зоны риска. Морские круизы не зря во всем мире становятся все более востребованными как наиболее динамичный и прогнозируемый турпродукт. Риски в круизах управляемы и поэтому наиболее приемлемы.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72