Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Июль 2007
« Вернуться к журналу  

TOURBUSINESS STORY
«Хотела иметь свое маленькое агентство, но мечта не сбылась»

Так говорит Светлана ЦОДЫКОВСКАЯ, руководитель одной из самых динамично развивающихся российских туристических компаний. Свое дело, как сегодня утверждает Светлана, она затеяла по глупости. И сразу уточняет: «Это не шутка!» Время было такое, когда все вокруг пробовали свои силы в предпринимательстве. Вот и ей захотелось сделать что-то свое. Так что успешная во всех отношениях компания «Джет Тревел» – дитя, можно сказать, женского каприза и спасительной неосведомленности о трудностях и проблемах, которые ждут каждого на ниве самостоятельного бизнеса.

Почему именно турбизнес стал площадкой для ваших предпринимательских экспериментов?
Турбизнесом я занялась не сразу. Сначала открыла агентство по продаже авиабилетов. Услуга эта тогда была очень востребована. Люди стали много летать, а в Москве было всего несколько таких агентств.
А фирму свою назвали по-иностранному для большей значимости?
По-английски "джет" означает «реактивный». Но так называют все, что относится к авиации. Я еще не думала о туризме и название придумала такое, чтобы оно отражало специфику бизнеса, которым стала заниматься.
Как к вам пришла мысль заняться еще и туризмом?
Это произошло случайно. В нашем агентстве работала женщина, которая была заядлой горнолыжницей. В начале осени она вместо основной работы начинала формировать и продавать горнолыжные туры всем своим друзьям и знакомым. Благодаря ей горнолыжники успели привыкнуть к нам как к месту, где им всегда найдут то, что они хотят. Потихоньку мы стали продавать все больше и больше путевок на горнолыжные курорты альпийских стран, в первую очередь Австрии. Это направление и стало профилирующим в нашем бизнесе. А в предстоящем сезоне к нашим, уже ставшим традиционными, горнолыжным странам - Австрии, Италии, Франции, Швейцарии и Германии – мы добавляем Болгарию и Россию.
Неужели вам легко было выйти на этот рынок, ведь на нем уже успешно работали многие крупные компании?
Как говорится, "не было бы счастья, да несчастье помогло". Мы только-только начали заниматься туризмом, и тут – дефолт 1998 года. Опытные туроператоры стали сокращать объемы перевозок. А мы подняли две чартерные цепочки на горнолыжные курорты Австрии, просто потому что не понимали - это почти равнозначно самоубийству. И, как ни странно, выжили, сделали имя и смогли серьезно заявить о себе на этом направлении. С позиций сегодняшнего дня я вижу: это был очень удачный ход.
Оглядываясь назад, можете выделить год, особо "урожайный" на прибыль?
Очень хорошей оказалась прошедшая зима. Видимо, благодаря удачной ценовой политике и устойчивому имиджу надежного специализированного – горнолыжного -туроператора с качественным продуктом. Объемы отправки туристов увеличились на 40%.
А что вы предлагаете клиентам в летний сезон?
Объемы продаж в летние месяцы у нас, к сожалению, меньше, чем в зимние. Все время приходится прикладывать усилия, чтобы их выравнять. Только в последние годы это стало удаваться. Конек компании – нестандартный эксклюзивный продукт. Корсика – в России только у «Джет Тревел»,, Сардиния, Тоскана, остров Эльба, озера Каринтии, Италии. В ассортименте компании есть и раскрученные массовые направления, такие как Хорватия, Греция, Лазурный берег Франции. В этом году поднимаем чартер на Марсель. Мы также стали предлагать Болгарию, Кипр, черноморские курорты Краснодарского края и Крыма.
А приемом иностранцев "Джет Тревел" занимается?
Да, это тоже существенная часть нашей туроператорской деятельности. В сфере инкаминга в основном работаем с Китаем. Наша компания входит в ассоциацию «Мир без границ» и имеет право на безвизовый обмен туристами между РФ и КНР. Значительно вырос и объем продаж туров в Китай, ведь мы предлагаем россиянам широкий спектр программ по стране: отдых на острове Хайнань, экскурсионные туры, деловые поездки, лечение, различные комбинированные программы.
Как получилось, что ваш супруг стал работать в "Джет Тревел"?
Специфика туризма такова, что параллельно нельзя заниматься ничем другим, просто не хватает времени. Муж был вынужден постоянно мне помогать и постепенно почти полностью погрузился в этот бизнес. Но у нас разделение сфер влияния. Я занимаюсь туризмом, а он – авиабилетами, тем направлением, с которого начинала компания. Сегодня "Джет Тревел" не только агент IATA, но и генеральный агент в России зарубежных авиакомпаний - немецкой Air Berlin и австрийской Niki.
Когда вы впервые почувствовали, что в "Джет Тревел" все нормально складывается - есть доход и перспектива?
Наверное, спустя года три, как мы открылись. Хотя туризм – это такая сфера бизнеса, которая требует постоянного вложения денег в развитие. Ведь важна не только сегодняшняя прибыль, но и будущее компании.
Как вы сами оцениваете масштаб деятельности «Джет Тревел»?
Это средняя компания. В пяти московских Aaофисах трудятся примерно 130 сотрудников. А начинали мы с восьми человек. Пять из них (я - шестая) работают в компании и по сей день. Текучка кадров у нас небольшая, хотя, в принципе, я считаю, что она должна быть. Это как река: один ручеек из нее вытекает, другой втекает, что дает возможность воде не застаиваться, а руслу не заиливаться. Так и в коллективе: кто-то уходит, кто-то приходит. Это нормально. На мой взгляд, в турбизнесе могут работать только стрессоустойчивые люди, способные принимать решения в экстремальных ситуациях.
Они часто случаются?
Может быть, и не так часто, но их надо уметь вовремя урегулировать. Например, 2 января прошлого года несколько наших чартеров, летевших в Инсбрук, по погодным условиям были вынуждены приземлиться в Вене. А это 600 км от Инсбрука, где заказанные нами автобусы ждали несколько сотен туристов. В Вене их не ждал никто. У нас был всего час, чтобы срочно организовать встречу, найти автобусы, рассадить всех клиентов и отправить (с русскоговорящим сопровождающим!) по занесенным снегом дорогам Австрии на курорты, где забронированы места в отелях. Сложно? Да, но мы это сделали, потому что должны были сделать. Хорошо, что это случилось в 2006 году. Случись это 10 лет назад, я бы никогда больше не стала заниматься туризмом. А сегодня все проблемы наши сотрудники способны решать самостоятельно.
Вы как управленец росли вместе с компанией или у вас от природы способности руководителя?
На самом деле я плохой управленец. Это не кокетство. У меня до «Джет Тревел» не было нужного опыта, я этому не училась и никогда не планировала управлять большой компанией. Но со временем «Джет Тревел» превратилась из маленького агентства в серьезную фирму. Я стараюсь придерживаться принципа: «Если не знаешь, что делать, найми человека, который знает». Я приглашаю на работу таких сотрудников, которые более профессиональны, чем я, у которых я могу учиться.
Это гарантия вашего успеха и спокойствия?
Коллектив профессионалов, безусловно, гарантия успеха в бизнесе. Но о спокойствии приходится только мечтать. Поэтому в конце каждого сезона я уезжаю подальше, чтобы отключиться от текущих проблем. Как правило, это помогает. Возвращаюсь и решаю, что переделать, что исключить, что добавить.
Так благодаря чему растет ваша компания?
Я думаю, благодаря нашему основному качеству – надежности. Мы всегда выполняем свои обязательства перед клиентами и партнерами. Поэтому растет поток туристов, растут обороты, приходится увеличивать штат сотрудников. С другой стороны меняется рынок, в компании появляются новые структуры. К примеру, мы отметили, что популярным становится отдых на термальных источниках. Но отправлять туда туристов без врачебной консультации нельзя, поскольку состав воды на курортах очень разный. Так появилась в нашем холдинге структура «Джет Мед», имеющая медицинскую лицензию и штатного врача-курортолога. Другая новая структура - издательство. Ведь мы предлагаем не массовые направления, которые известны каждому, а эксклюзивные. Корсику, например. О ней надо рассказывать, ее надо рекламировать. Вот и стали издавать свою газету и свой журнал, что оказалось очень эффективным.
Назовите, пожалуйста, цифры, характеризующие динамику развития компании.
Последние лет 6-7 ежегодное увеличение оборота и количества клиентов составляет у нас от 20 до 50%.
Для того чтобы грамотно выстраивать стратегию и тактику компании, надо, видимо, внимательно отслеживать изменения, происходящие на туристическом рынке. Вы это делаете сами или пользуетесь услугами аналитических центров?
По-хорошему, следовало бы заказывать маркетинговые исследования у профессиональных аналитиков. Но я не верю, что в России есть специалисты, способные делать серьезные прогнозы. Поэтому маркетингом занимаемся самостоятельно, а стратегию выстраиваем максимум на два года, причем чаще всего по наитию. Понимаю, что это неправильно, но пока аналитикой мы занимаемся внутри компании.
Что дает силы работать?
У меня нет выбора. В нашей компании трудятся десятки людей, мы вместе делаем общее дело, а значит - все зависим друг от друга. Я просто не могу остановиться. Да и дело оказалось на редкость интересным.
В семье есть кому наследовать дело?
Наследники есть: два сына и дочь. Все взрослые. Но ни один из них не хочет заниматься туризмом. Это расстраивает, когда тяжело и хочется, чтобы кто-то помог. Но если думать о благе детей, я считаю, что им полезнее идти своим путем.

Беседовал Валерий САНКОВ

Прогноз от Светланы Цодыковской
Многие туристы уже досыта «наелись» массовыми направлениями. Все большим спросом сегодня пользуются эксклюзивные предложения, ведь в мире так много интересных уголков.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72