Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2011
« Вернуться к журналу  

Помощь извне
Современные технологии – залог безопасных и комфортных турпоездок. Наступивший 2011 год станет годом бурного расцвета туристических технологий - с редким единодушием утверждают западноевропейские СМИ. Самые наглядные примеры - электронные авиабилеты, электронное прямое  бронирование отелей, дешевая и удобная сотовая телефония.
«Комфортно путешествовать по планете, не теряя связь с  друзьями и близкими, становится нормой», - пишет французская «Монд». «GPS-навигация, электронные путеводители, интернет-экскурсии по музеям – современному туристу ориентироваться в пространстве и времени становится с каждым месяцем все легче. Между тем на туристический рынок  постоянно поступают все более изощренные гаджеты, с помощью которых путешественники становятся гораздо самостоятельнее, не нуждаясь отныне во многих посреднических услугах», - констатирует испанская газета «Эль Паис».
Барометр роуминга
В России новые туристические технологии внедряются сейчас не менее активно. Однако степень их освоения пока значительно уступает западноевропейским и мировым показателям. Главных причин две. Первая – все еще низкая общественная культура путешествий в стране, в которой 20 лет назад массовый выездной туризм тотально отсутствовал, а внутренний ограничивался санаторными путевками, турбазами и летним пляжным отдыхом в Крыму и на Кавказе. Вторая причина - инертность участников самого туристического рынка, которые не спешат использовать даже уже имеющиеся технические возможности, если только речь не идет о больших гарантированных прибылях. Исправить такую ситуацию способна только демонополизация рынка, создание действительно высококонкурентной среды.
Яркий пример монопольного диктата высоких цен потребителю  туристских услуг – ситуация на отечественном рынке сотовой связи. Такого дорогого роуминга нет нигде, кроме нашей страны. Руководители «большой сотовой тройки» уже и сами не раз публично признавали, что их тарифы на международный роуминг давно можно было бы снизить.  Однако делать этого они не спешат, ибо серьезная конкуренция им не грозит.
Именно в прошлом году начались первые в этой сфере подвижки, да и то под давлением с самого верха. Российские операторы мобильной связи постоянно «переводят стрелки» на западных коллег. Те, мол, вынуждены внутри Евросоюза придерживаться расценок на роуминг, которые им диктуют регулирующие органы ЕС. Зато они успешно наверстывают упущенную прибыль, выставляя высокие тарифы провайдерам сотовой связи из других стран, в том числе – российским.
Но это лукавство. Почему-то западные туристы, путешествуя по всему свету, подобных проблем не испытывают. В итоге «Билайн», «МегаФон» и «МТС» все-таки снизили в прошлом году тарифы на роуминг в ближнем зарубежье в среднем в полтора-два раза. А «МТС» с конца прошлого года предложила своим пользователям, путешествующим в дальнее зарубежье,  услугу Go-Go-Roaming,  позволяющую, как утверждает оператор, снижать стоимость телефонных разговоров в четыре–семь раз.
Подобное стало возможным благодаря применению технологии USSD Call Back. Схема используется такая: пользователь посылает запрос на соединение с помощью специального кода (*137* плюс код страны, плюс номер абонента). После отправки кода путешественнику перезванивает оператор, который  и устанавливает связь с вызываемым абонентом. Собственно, эта технология ничем принципиально не отличается от уже задействованной  на туристических SIM-картах, таких как, например, SimTravel или «ГудЛайн». То есть возможности были, но их не использовали.
13 января Владимир Путин официально поручил главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву продолжить целенаправленную работу с операторами сотовой связи по снижению цен на внутренний и международный роуминг.
Тестирует стихия
Природные катаклизмы минувшего года – весеннее извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, летние пожары в Подмосковье и задушивший столицу смог, декабрьский «ледяной дождь» - наглядно продемонстрировали, что беда российской гражданской авиации заключается не столько в отсутствии современных технологий, сколько, мягко говоря, в равнодушии к невзгодам пассажиров.
 «Социальные сети – прекрасный маркетинговый инструмент и в обычное время. А в  кризисное они становятся особенно ценным коммуникационным каналом», - подчеркивает Роберт Бейли, президент и исполнительный директор сервисной туркомпании Abacus International.
Россияне же сутками  напролет сидели в аэропортах вообще без какой-либо информации ни по громкой, ни по электронной связи.  Какие уж тут социальные сети, если, зная, что рейс надолго отложен и ожидать его в аэропорту бессмысленно, авиакомпании, имея, конечно же, на руках списки пассажиров с их мобильными телефонами, не удосуживались элементарно разослать им соответствующие SMS-сообщения.
С социальными сетями связана и другая доминирующая мировая тенденция:  туркомпании, активно работающие с ними, получают прекрасный  рыночный инструмент воздействия на потребителей. По данным экспертов, уже 30% путешествующих напрямую ведут поиск информации и запрашивают советы именно у онлайновых туристических агентств (ОТА). Если же обратиться к докладу фирмы PhoCus Wright, 2010 год вообще стал в этом отношении переломным и число путешествующих, которые прислушиваются к рекомендациям ОТА, достигло 50%, в то время как только 33% людей ищут информацию и советы на традиционных туристических веб-сайтах. «Люди хотят получить быструю обратную связь и дополнительные разъяснения», - комментирует эту тенденцию Бретт Генри, вице-президент по маркетингу Abacus International. В России такая работа только начинается.

Несчастье помогло
Когда облако пепла накрыло европейские ВПП, многие авиакомпании умело использовали не только системы оповещения аэропортов, но  и электронные средства обратной связи с пассажирами, особенно социальные интернет-сети. Например, United Airlines, British Airways и несколько других авиакомпаний постоянно давали инструкции в сети Twitter, куда обращаться, чтобы поменять билеты на другую дату или пересесть в самолеты иного перевозчика,  получить питание, размещение в отелях. Самыми расторопными оказались базовые авиакомпании сингапурского аэропорта Чанги, которые через сети  Facebook и Twitter сумели мобилизовать сотни своих лояльных клиентов из числа местных жителей с тем, чтобы они предоставили стол и кров застрявшим  в терминале пассажирам.
Перемена мест слагаемых
Если говорить о новациях стратегического, долгосрочного характера, то главная тенденция минувшего года в российской туриндустрии – рокировка звеньев в  привычной  цепочке приобретения турпакета. Ранее она выстраивалась так: потребитель – турагентство - туроператор. Теперь туристы становятся все более технологически подкованными, они во все возрастающей степени бронируют туры через интернет, непосредственно на сайтах туроператоров, сдвигая тем самым роль турагентов в третье звено цепи: документальное оформление покупки турпродукта за комиссионное вознаграждение от туроператора.
По той же причине продолжается уверенный рост бронирования и приобретения авиабилетов  в режиме онлайн либо непосредственно у авиаперевозчиков, либо через специализированные сайты. Электронные платежи составляют уже около 30% финансового оборота этой сферы деятельности. Россия стала привлекательной для крупных международных систем онлайн-бронирования отелей и авиабилетов: в прошлом году на отечественный рынок электронных продаж  пришли американская Expedia и целый ряд других «китов» этого бизнеса.
Наконец-то в России обрела «прописку» регистрация на рейс по мобильному телефону. «Аэрофлот» с августа 2010 года начал выдавать на мобильные  пользователей посадочные талоны в виде 2D бар-кода. Распечатывать его не нужно, для регистрации достаточно поднести экран мобильного с бар-кодом к оптическому устройству, которое считывает его перед линией спецконтроля. Пока такая услуга предоставляется только на внутренних рейсах и только в терминале D аэропорта Шереметьево. Но начало положено.
Все более популярным маркетинговым инструментом становятся в мировой туриндустрии веб-камеры наблюдения, установленные на улицах различных городов мира, на популярных пляжах,  в отелях,  ресторанах, на обзорных площадках с видом на археологические и иного рода  достопримечательности, лыжные трассы, птичьи гнезда, в которых выводятся птенцы и т. д. К сожалению,  если на Западе такую услугу предлагают уже многие интернет-сайты   туристических компаний,  в нашей стране таких «продвинутых» фирм – считаные единицы. Хотя в рунете веб-узлов с подобного рода сервисом уже довольно много, они пока не привязаны напрямую к продажам турпродукта.
Значительные подвижки происходят на железнодорожном транспорте страны. Ввод в эксплуатацию скоростного поезда «Аллегро» на маршруте Санкт-Петербург - Хельсинки не только приблизил россиян к западноевропейским бюджетным авиакомпаниям. Он дает надежду на то, что скоростные составы в скором времени свяжут крупнейшие города России надежным и комфортным транспортным средством, способным бросить вызов авиаперевозкам на средние расстояния.
Еще одно новшество «РЖД» – намерение ввести двухэтажные вагоны на трассе Москва - Адлер. Такие вагоны уже начал производить Тверской вагоноремонтный завод, а в эксплуатацию их обещают запустить не позднее 2013 года. Недостаточная пропускная способность железнодорожных трасс  страны в южном направлении в летний сезон – давняя и больная транспортная тема. В преддверии зимней Олимпиады в Сочи откладывать ее снова в долгий ящик уже невозможно. Хотелось бы надеяться, что двухэтажные вагоны со временем пойдут не только на юг,  но и в другие стороны света,
Российский приоритет
2011-й год также войдет в историю как положивший начало индустрии строительства космических отелей. Здесь российские высокие технологии оказались на передовых рубежах. Британская  компания Excalibur Almaz приобрела два российских орбитальных модуля «Алмаз» (диаметр каждого - 4,2 метра,  длина - 11 метров), которые уже смонтированы более чем на 90%. Модули доставлены на остров Мэн, где располагается производственная база Excalibur Almaz. Там их «доведут до ума» и выведут на орбиту в качестве действительно звездной гостиницы.
Принять первых посетителей Excalibur Almaz обещает уже к 2013 году. Недельное пребывание в орбитальных апартаментах обойдется космическому туристу что-то около $200 тысяч. Главная их «изюминка» - двухметровые иллюминаторы, позволяющие любоваться захватывающей панорамой нашей планеты и космических далей. «Лимузином» для доставки клиентов в космический отель станет многоразовый аппарат, тоже российского производства.
Другую космическую гостиницу собираются строить возле МКС. Генеральным подрядчиком выступает ракетно-космическая корпорация «Энергия». Монтажные работы должны начаться в 2013 году и завершиться через три года. Четыре комфортабельных «номера» смогут принять до семи человек. Срок пребывания в них -  от нескольких дней до полугода.
«В отличие от космической станции, гостиница будет гораздо меньше, но по своим функциональным узлам не будет сильно отличаться от МКС. Мы планируем установить внутри санитарно-гигиеническое устройство, обеденный стол, систему подогрева пищи и спортивные агрегаты», - сообщил журналистам один из организаторов проекта, глава частной российской компании «Орбитальные технологии» Сергей Костенко.
Расценки за проживание пока не оглашаются. Но снижать их намерены: первое время туристов будет доставлять  на орбиту  «Союз», который вмещает всего трех человек. Со временем это станут делать аппараты многоразового использования, которые рассчитаны уже на семь пассажиров.  Самое дорогое – космический трансфер, вот за счет него и сэкономят.
Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72