Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2011
« Вернуться к журналу  

Аудит гостиницы
Зачем гостинице аудит
Согласно первой статье закона №307 «Об аудиторской деятельности», аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Есть только два способа увеличить капитал: больше зарабатывать или меньше терять. Аудит позволяет существенно меньше терять за счет эффективной учетной политики, оптимальной организации работы бухгалтерии, разумной финансовой стратегии, минимизации налоговых выплат. Резерв здесь огромен.
Понятие аудита значительно шире таких терминов, как ревизия и контроль. Аудит предприятия обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и помогает избежать многих ошибок, вовремя их скорректировать. Цель аудитора – не уличить компанию в наличии ошибки, а помочь их выявить, минимизировать налоговые риски и подготовиться к налоговой проверке. Аудит подразделяют на внутренний (осуществляемый соответствующей службой внутри самой компании) и внешний (осуществляемый независимым аудитором).
Как правило, иметь отдел внутреннего аудита могут позволить себе только крупные компании. Среди предприятий сферы гостеприимства наличием такого подразделения могут похвастаться разве что сети ресторанов и отелей, да и то зачастую только те, среди учредителей которых есть иностранные компании, серьезно относящиеся к вопросам контроля. Но как быть среднему и малому бизнесу, у которого нет такой возможности? Впрочем, даже там, где есть служба внутреннего аудита, она не может заменить внешний независимый аудит в силу специфических отличий, присущих внутреннему и внешнему аудиту, и требований законодательства.
Директор или собственник бизнеса не обязан знать бухгалтерский учет. Хотя по закону именно руководитель предприятия отвечает за организацию бухгалтерского учета. Зачастую директор становиться заложником некомпетентности или злого умысла своей финансовой службы.
Руководителю аудиторская проверка поможет понять, насколько эффективна система внутреннего контроля в организации (при ее наличии) или насколько правильно ведется учет и рассчитываются налоги бухгалтерской службой, поможет получить конкретные рекомендации по улучшению работы.
Даже у опытного главного бухгалтера не всегда находится время принять продуманное и взвешенное решение по сложным вопросам. При большом объеме текущей работы, массивном документообороте, бухгалтеру порой необходим элементарный совет, какой из вариантов решения проблемы предпочесть. Аудиторы помогут сократить время поиска ответа на вопрос, который завел в тупик финансового работника.
Когда бухгалтерская отчетность подтверждена аудиторами, это повышает степень доверия к ней потенциальных инвесторов. Подтверждение достоверности отчетности независимым аудитором повышает имидж организации в глазах партнеров или потенциальных покупателей компании, упрощает взаимоотношения с банками при получении кредита (зачастую банки сами настаивают на предоставлении аудиторского заключения), помогает отстоять заявленную стоимость предприятия в ходе переговоров с потенциальным покупателем.
Когда проведение аудита обязательно
В ряде случаев проведение аудита – не право, а обязанность организации по закону.
Критерии, в соответствии с которыми организация подлежит обязательному аудиту, перечислены в законе об аудиторской деятельности (см. таблицу 1).
Если организация подлежит обязательному аудиту, то в комплект ее годовой бухгалтерской отчетности, подлежащий сдаче в налоговую инспекцию, в соответствии со статьей 13 федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» входит также и аудиторское заключение, без предоставления которого, согласно закону о бухгалтерском учете, отчетность не считается достоверной.
 
Критерии проведения обязательного аудита
Критерий проведения обязательного аудита Закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 (с 01.01.2009) ст. 5
Организационно-правовая форма организации ОАО
Сфера деятельности организации Организация является:
- кредитной организацией,
- бюро кредитных историй,
- страховой организацией,
- обществом взаимного страхования,
- товарной или фондовой биржей,
- инвестиционным фондом,
- государственным внебюджетным фондом,
- фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
Экономические критерии Объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн рублей
Иные случаи В иных случаях, установленных федеральными законами
Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Аудит могут проводить как аудиторские организации, так и аудиторы – индивидуальные предприниматели, но организации, которые планируют проводить аудиторскую проверку по итогам 2010 года, должны учитывать следующие ограничения, которые существуют при выборе потенциального аудитора.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы не имеют права осуществлять аудит таких организаций.
Законом №307-ФЗ предусмотрена отмена лицензирования аудиторской деятельности, но в то же время введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО). Таким образом, с 1 января 2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратило силу, а аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО, членом которой такая организация является. Следовательно, аудируемая организация вправе потребовать от нее информацию о членстве в СРО, в противном случае аудиторское заключение будет признано недействительным.
При выборе потенциального аудитора организация должна учитывать принцип независимости аудитора от аудируемого лица, критерии которого перечислены в законе об аудиторской деятельности. Например, аудит не могут осуществлять аудиторы, связанные родственными или юридическими отношениями с проверяемой компанией, или бывшими в недалеком прошлом должностными лицами данной компании, а также оказывавшими компании услуги, не совместимые с проведением аудита, например, услуги по ведению бухгалтерского учета.
Чем грозит отказ от проведения обязательного аудита
До 1 июля 2002 года (до введения в действие КоАП РФ) ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита была установлена непосредственно в Законе об аудиторской деятельности. Так, если организация, отчетность которой подлежала обязательному аудиту, уклонялась от его проведения или препятствовала его проведению, с нее взыскивался штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ, то есть от 50 000 до 100 000 рублей. Взыскание данного штрафа производилось в судебном порядке.
Как уже говорилось, согласно статье 13 названного закона, организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включать в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Получается, что компания, не выполнившая это требование, не представила в налоговую инспекцию документы и сведения, предусмотренные Налоговым кодексом. Значит, она может быть оштрафована из расчета 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Поскольку речь идет об одном документе - аудиторском заключении, максимальный размер штрафа составляет 50 рублей. К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности.
Помимо налоговой ответственности за совершенные и неисправленные ошибки может быть применена административная ответственность. Она применяется к виновному должностному лицу. В данном случае таковым является главный бухгалтер организации, так как п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» на него возлагается ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Согласно ст. 15.11 КоАП РФ, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно нарушение порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей.
Казалось бы, суммы пустяковые. Но не стоит забывать о возможных налоговых последствиях, а также убытках собственника от недобросовестной или неквалифицированной работы финансовой службы.
В соответствии  с пунктом 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ, непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащих предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - от 20000 до 30000 рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500 000 до 700 000 рублей. В соответствии с законами об ООО и АО, к информации, предоставление которой учредителям (участникам) общества является обязательным, относится и бухгалтерская отчетность организации, в том числе аудиторское заключение, если организация подпадает под обязательный аудит. Правда, взыскание данного штрафа возможно только в случае жалобы самого акционера или по результатам проверки регулирующего органа на рынке ценных бумаг. В настоящее время таким регулирующим органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).
Присутствие  аудитора при годовой инвентаризации
На балансе гостиницы, как правило, числится большое количество материальных ценностей. Не секрет, что убытки от хищений – одна из главных проблем отельного бизнеса. Поэтому инвентаризация – неотъемлемая часть хозяйственной жизни гостиницы. Правда, довольно часто она проводится формально.
Спросите – при чем тут аудитор? По закону о бухгалтерском учете, проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности – обязательное требование. Но мало кто знает, что согласно стандарту аудиторской деятельности «Аудиторское заключение», если аудитор не присутствовал при инвентаризации – это само по себе уже основание для модификации аудиторского заключения (выражения мнения отличного от безусловно положительного).
Стандарт «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» регламентирует в том числе порядок участия аудитора при инвентаризации, если величина материально-производственных запасов является существенной для финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Таким образом, если компания имеет большой оборот МПЗ, как ресторан или гостиница, договор на аудит должен быть заключен заблаговременно, чтобы аудитор смог присутствовать при годовой инвентаризации.
Особенности и нюансы аудиторских проверок в гостиницах
Аудиторские проверки отелей имеют ряд особенностей, которые отличают их от аудита предприятий других отраслей. Именно поэтому важно, чтобы аудитор, проверяющий гостиницу, уже имел опыт подобных проверок.
Гостиницы - достаточно сложный хозяйственный механизм: у них непростая структура, во многих случаях они имеют дополнительные виды деятельности по различным направлениям.
Также гостиницы можно разделить по видам бизнес-моделей. У каждого отеля своя особенная структура финансовой отчетности и специфические бизнес-риски, а соответственно, и свои особенности проведения аудиторской проверки. Однако существуют и типичные особенности проведения аудиторской проверки предприятий гостиничного бизнеса. Например, всегда будет уделяться особое внимание бизнес-рискам и средствам внутреннего контроля гостиницы. Определяя стратегию аудита, всегда учитываются ключевые бизнес-риски гостиничного сектора, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность компании. Большое внимание обращается на анализ эффективности системы внутреннего контроля и взаимодействие с внутренними аудиторами.
Также можно выделить в качестве одной из основополагающих особенностей аудита в гостиницах идентификацию и оценку риска мошенничества, так как гостиничный бизнес является частью розничного рынка, характеризующего значительным объемом ежедневных операций с большим количеством мелких платежей.
Важным нюансом аудиторской проверки являются и специфические аспекты аудита выручки, что выражается в необходимости сверки операционной и учетной систем гостиницы, а также в оценке полноты и своевременности отражения выручки от реализации. В учетной политике гостиницы может быть предусмотрено, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно, тогда отражение выручки в бухгалтерском учете должно производиться ежедневно. Если же услуга считается оказанной в момент выезда гостя, то отражение выручки производится в этот момент. В налоговом учете плата за проживание считается выручкой от реализации (ст. 249 НК РФ). Спецификой гостиничного хозяйства является и наличие большого количества дополнительных и смежных услуг, таких как ресторан, бизнес-аренда (в том числе аренда конференц-залов), развлекательная деятельность, медицинские и оздоровительные услуги, прокат автомобилей и т.д. Эти виды деятельности с учетом присущих им нюансов также должны быть квалифицированно проверены аудитором.
Кроме того, можно выделить как индивидуальную особенность проверок гостиниц и специфические аспекты аудита расходов, то есть оценку полноты, обоснованности и своевременности отражения затрат в составе себестоимости услуг, корректность отражения расходов по договору управления или роялти. Отличительным свойством гостиничного аудита могут быть и специфические аспекты аудита основных средств, которые заключаются в оценке формирования стоимости имущественного комплекса и его возможного обесценения, а также в специфике учета реноваций и ремонтов гостиничного комплекса.
Особенности могут возникнуть при аудите международной сети отелей – с одной стороны, отель в России должен вести учет по стандартам России, с другой стороны, эти стандарты зачастую отличаются от стандартов учета головной организации. Как правило, в международных сетях отелей существует свое ПО, которое обеспечивает организацию всего процесса функционирования сети. Часто подобное программное обеспечение на практике плохо адаптируется к российской действительности. В итоге аудиторам приходится получать данные из разных учетных систем, проводить анализ системы внутреннего контроля.
Разумеется, помимо специфических операций учетной «кухни» гостиницы в план проверки аудитор включает и общие методологические вопросы бухгалтерского учета. К ним относится учет основных средств и других внеоборотных и оборотных активов, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, операций с денежными средствами и финансовыми вложениями, формирование финансового результата деятельности компании, проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы по налогам.
Типичные ошибки, которые выявляются в ходе аудиторских проверок гостиниц
Как показывает опыт аудиторских проверок, большинство отелей часто совершает похожие ошибки. Типовыми зонами риска можно считать отражение выручки от реализации, учет основных средств, расходов по договору управления и себестоимости услуг.
Одной из распространенных ошибок, которые совершают бухгалтеры гостиниц, является неправомерное отнесение на затраты расходов по техническому обслуживанию основных средств. Также ошибочной считается ситуация, когда гостиница передает подрядчику для осуществления ремонта свои материалы, не оформляя и не отражая данную операцию ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, а списывая стоимость материалов в момент их передачи. Часто при проведении ремонта в гостиницах не составляются дефектные ведомости, даже если они составляются, то не обращается внимание на характер выполняемых работ для их правильной классификации.
«Узким местом» является и отражение расходов на благоустройство территории. Благоустройство территории гостиницы включает операции по приобретению и посадке деревьев или кустарников. В настоящее время понятие эксплуатационного возраста не определено ни в бухгалтерских, ни в иных нормативных документах. Гостиница самостоятельно определяет срок полезного использования многолетних насаждений, но начислять амортизацию она может только по достижении эксплуатационного возраста. Не нужно забывать, что гостиница не может учитывать амортизацию по многолетним насаждениям для целей бухгалтерского и налогового учета до тех пор, пока на указанные объекты не будут переданы документы в органы регистрации прав на недвижимое имущество.
Много ошибок связано с искажением или несвоевременным отражением выручки. Например, гостиницами не всегда взимается плата за сутки проживания гостя, если он въезжает в забронированный номер до 12 часов дня, следующего за днем заезда. Часто нарушается порядок отражения выручки, закрепленный в учетной политике гостиницы.
Ошибки возникают и когда для части услуг, оказываемых гостиницей, применяется режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а другая часть услуг оказывается в рамках общей системы налогообложения. В этом случае часто возникает неправильное распределение расходов по видам деятельности, что в свою очередь приводит к рискам недостоверности отчетности.
При списании стоимости материально-производственных запасов основными ошибками является несоблюдение способа списания, установленного учетной политикой организации, или отсутствие в учетной политике информации о том, каким способом организация производит списание поступивших МПЗ. Постоянное приобретение большого количества дорогой столовой посуды или постельного белья и списание их стоимости при вводе в эксплуатацию часто ставит под сомнение экономическую оправданность таких затрат. Гостиницы не всегда заботятся о документальном подтверждении и экономическом обосновании таких затрат.
Кроме того, достаточно типичной ошибкой организации является необоснованное отнесение объекта к нематериальным активам. Это касается, например, используемых гостиницей товарных знаков и знаков обслуживания.
Что входит в обязанности аудиторской компании
По итогам проверки аудиторская фирма должна предоставить руководству компании, где осуществлялась проверка, не только аудиторское заключение, подтверждающее достоверность или недостоверность бухгалтерской отчетности, но и письменную информацию, то есть отчет о результатах аудита.
Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Аудиторская компания и ее сотрудники не имеют права разглашать данные сведения. Исключения составляют случаи, предусмотренные федеральными законами РФ.
Компания, в которой проводится аудиторская проверка, вправе по своему усмотрению распоряжаться письменной информацией, предоставленной аудитором.
Мария БУЛАТОВА
ООО «ИРМА-АУДИТ» - Аудит, консалтинг, ведение, постановка, восстановление учета.
Тел.: (495) 785-22-94
www.irma-audit.ru

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72