Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2011
« Вернуться к журналу  

Страховой рынок в эпоху Возрождения
Путешествие – это источник радости, новых встреч -  того, на чем не хочется экономить. Иное дело -  страхование. Зачастую о нем вспоминают, только попав в беду. Нападения акул на туристов,  задержки рейсов, стихийные бедствия и многочисленные ДТП заставляют задуматься о том, что у любой медали есть оборотная сторона. Туристический рынок готов рассматривать новые предложения по страховой защите. Что могут предложить страховщики – об этом рассказывает Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме компании «Ренессанс страхование».
Елена, какие события прошлого года сильнее всего повлияли на туристический рынок? Как они сказались на страховых программах?
Подводя итоги 2010 года, следует отметить, что он был непростым для туристического бизнеса. В ноябре приостановил свою деятельность оператор «Капитал Тур», в результате чего  были затронуты интересы тысяч туристов и сотен турагентств. Участились ДТП с российскими путешественниками в Египте, Таиланде. В Шарм-эль-Шейхе туристы подверглись нападению акул. На новогодние праздники погода преподнесла неприятный сюрприз, вылившийся в серьезные задержки рейсов в аэропортах.
Происходили и значительные позитивные события,  среди которых - выход на российский рынок крупнейших европейских туристических компаний TUI и Thomas Cook. Мы как профессионалы страхового рынка уверены, что интеграция  лучших западных практик и российского опыта туристской деятельности приведет к переходу к высоким стандартам обслуживания.
Вы затронули тему «Капитал Тура». Известно, что началось рассмотрение дела о  банкротстве туроператора, задолженность которого составляет  1,3 млрд рублей. Как эта ситуация изменит существующую систему финансовых гарантий, требования к туроператорам и турагентствам?
В 2007 году были внесены серьезные правки в Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые создали четкий алгоритм взаимодействия туроператора, турагента и потребителя в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по туристическим договорам. Как показала практика, закон в нынешней его редакции  оказывается эффективным только до определенного уровня задолженности туроператора. Случай с «Капитал Туром» наглядно доказал необходимость дальнейшей доработки правовых актов.
Вы можете озвучить конкретные предложения по разработке стандартов и правил страхования гражданской ответственности туроператоров?
В рамках рабочей группы ВСС мы предложили введение многоуровневой системы гарантий, включающей собственные средства туроператора, страхование ответственности или банковскую гарантию и компенсационный фонд СРО. Также мы считаем целесообразным расширить перечень публикуемой информации о туроператорах - сведений о страховых выплатах, дебиторской задолженности и иных данных, в том числе с указанием и недобросовестных туроператоров. Кроме того, необходимо ввести дополнительные требования к турагентам, в том числе законодательно разделить ответственность турагентов и туроператоров, а также ввести для них требования к  образованию и стажу работы. Эти меры сделают механизм взаимодействия на рынке более четким и прозрачным, сократив число «прорех», которыми недобросовестные игроки пользуются в целях мошенничества.  
Как вы прокомментируете распространившуюся в кризис тенденцию к демпингу на страховом рынке. Это тоже разновидность мошенничества или неизбежность, вызванная веяниями времени?
Приходится с горечью отмечать, что до сих пор есть ряд страховщиков, продолжающих политику демпинга и  необоснованного предоставления тарифов по страхованию ответственности туроператора. Раньше бытовало мнение, что данный вид страхования практически безубыточен, но накопленный опыт показывает, что это не так. Ответственность туроператоров может составлять миллионы рублей, и заниженные  тарифы приводят к невозможности покрытия страховых рисков  в требуемом объеме. Что в свою очередь дискредитирует инструмент страхования в целом. 
В связи со сложившейся ситуацией в Египте также возник вопрос об ответственности страховых компаний по выплате возмещения пострадавшим туристам. Насколько обоснованны данные требования?
В статье 964 Гражданского кодекса Российской Федерации четко сказано, что страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, когда страховой случай наступил вследствие гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, если законом или договором страхования не предусмотрено иное.  Именно такие волнения мы наблюдали в Египте, и по условиям заключаемых договоров страхования страховщик не несет ответственности в данном случае. Хочется отметить, что это не российское ноу-хау, в западной практике гражданские войны и забастовки также не являются страховым случаем.
Кто же должен помочь туристам, попавшим в ситуацию форс-мажора?
В таких случаях ответственность на себя берет государство. В отношении граждан Российской Федерации  действуют положения статьи 16 Федерального закона от 24.11.1996 г. №132-ФЗ  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые определяют, что в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами РФ, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания. Возвращаясь к сравнению западных и российских практик, подчеркну, что программы большинства иностранных компаний не покрывают риски, связанные с терактами. В «Ренессанс страховании» теракты включены в покрытие.
Что нового предлагает «Ренессанс страхование» в 2011 году с точки зрения сервиса?
Мы открыты для инновационных технологий, позволяющих упростить рутинные процессы, дать возможность получить оперативную обратную связь. Поэтому мы не только предлагаем удобные технологические решения для оформления страховых полисов, но и предоставляем новые возможности по проведению обучения и консультированию, в том числе с использованием популярных социальных сетей – Twitter, Facebook, Livejournal, чтобы всегда быть на связи.
Руководители знают, что эффективное управление рисками – залог успешного развития любой компании. И накопленный нами опыт и финансовая устойчивость позволяют гарантировать  самый высокий уровень страховой защиты.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72