Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2011
« Вернуться к журналу  

Свой круг
Оптимистическая трагедия туризма
Геннадий Габриэлян
Автор - бывший директор компании «Швейцарский дом» и первый представитель Швейцарской национальной туристической корпорации (Switzerland Tourism) в России и странах СНГ
В современном нам российском туризме постоянно присутствует некая нервическая нота. Если посмотреть на сам бизнес, то его укрупнение, процесс сколь объективный, столь и болезненный, принимает трагикомические формы. Апологеты сумасшедших по размеру фингарантий, не дрогнув лицом, начали с того, что поставили на одну доску нишевого оператора-искусника и какую-нибудь «Х-трэвел», чартеры которой находятся в небе круглыми сутками. «Мажоры» турбизнеса, копирующие своих старших углеводородных собратьев и подначиваемые страховщиками, и сегодня стремятся максимально зачистить туроператорское пространство, чтобы остаться там впятером-вшестером. Что потом делать на вытоптанном поле, не имеющем естественной иерархии масштабов бизнеса, лишенном специализации, подчас изысканной, и так далее? Кому станут нужны мелкие агентские заказы, на деле обеспечивающие ширину и глубину социального запроса на туристическую услугу? Эти вопросы улетают за горизонт происходящей силовой «дискуссии».
Вторая сторона – агентства. Это только кажется, что пример стремительного возвышения и недавнего яркого краха одного из главных игроков турбизнеса - всего лишь «другим» - похожим - «наука». Знаете ли вы, что на географических окраинах нашей туристической империи серьезные немногословные люди приходили и отбирали у турагентств все мало-мальски ликвидное имущество в погашение невыполненных обязательств их московского партнера-гиганта? То есть линчевали их - по-нашему, по-простому?.. Бумажку под названием «судебный иск» они в одном месте видали. Вот чем оборачивается неряшливость законодателей, готовых уступать любому давлению, кроме того, которое производит здравый смысл. Это ли не жизнь на нервах, если ты намерен работать и прозрачно, и с выгодой для себя – а как иначе?..
И, наконец, наш лучший друг - клиент. Я говорю в основном о его московском изводе, пример которого увлекает всех остальных, пока еще удаленных в этом смысле по линии провинциального радиуса. Этот тип хорошо поездил, с компьютером запанибрата, а потому отели перебирает как перчатки. Некороткую шенгенскую визу он тоже заслужил, колода безвизовых стран растет, а злое слово «таксы» (нет чтоб по-русски сказать) его не пугает, поскольку он входит во все более короткие отношения с низкобюджетными перевозчиками. Экономические последствия вымывания таких людей из числа клиентов, увы, хорошо заметны. Шансов привлечь и удержать подобную категорию людей больше всего как раз у узкоспециального туроператора, идущего на шаг впереди описанных выше туристов-профи.
Остается посмотреть на тех, чьи головы и руки делают современный туризм. Я бы закрыл девять из десяти «университетов» и «академий» туризма, ибо те, кто по пять лет учит молодых людей туризму, сильно лукавят. Они продают родителям своих студентов документы о «высшем» образовании, и только. Хорошо чувствующему внешний мир, хорошо владеющему пусть простым, но аутентичным английским языком молодому человеку хватило бы года-полутора на старших курсах какого-то гуманитарного вуза, чтобы подготовить себя к работе с клиентами. В непростую экономику большого туризма опять же естественным образом должны прийти молодые экономисты. А пока нашу гвардию пополняют во многом случайные, хотя и симпатичные люди. Пожелаю им всем успеха, потому что туризм, конечно же, бесконечен, как линия горизонта.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72