Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2011
« Вернуться к журналу  

На творческой волне
Собеседник «ТБ» - заместитель генерального директора по туризму компании «Мостурфлот» Светлана ГОНЧАРОВА - знает о речных круизах все или почти все.
Светлана, где вы родились, где учились?
Я родилась в Москве. Здесь прошло мое детство. Учеба в школе и в вузе, с 1981 по 1986 годы, пришлась на советский период. Это был Институт инженеров водного транспорта. Одно из зданий этого учебного заведения тогда находилось в Нагатино,  недалеко от станции метро Коломенская. Там я и училась на факультете эксплуатации водного транспорта. По окончании получила квалификацию инженера водного транспорта.
Почему вы выбрали именно этот институт?
Тому было две основные причины. Во-первых, в этой системе работал мой отец, и с детства очень многие вещи, касающиеся моей будущей профессии, были мне привычными и знакомыми. Во-вторых, что даже более важно, вуз находился недалеко от дома. Мне было достаточно перейти дорогу. Сначала, правда, я планировала поступать в институт имени Баумана. В школе мне дали очень хорошую математическую подготовку. Но как-то раз съездила в «Бауманку» на курсы на лекцию по физике. Лекция оказалась совсем скучная. А по ее завершении преподаватель сказал: «Вы будете заниматься этим всю жизнь». Заниматься «этим» всю жизнь я совсем не хотела. Так что решила пойти в Институт инженеров водного транспорта.
Учиться было интересно?
Безусловно. Учебный процесс был очень увлекательным. Особенно запомнились практики. Одна из них проходила на Крайнем Севере – в Нижнеянском речном порту, который стоит на реке Яна, недалеко от моря Лаптевых. Мы трудились на причале Куйга. Было это после третьего курса. Работа была очень интересная, самостоятельная, словом, настоящая. Мы сами принимали решения. За нашей спиной никто не стоял, что было по тем временам необычно для студента-практиканта. В этом регионе навигация арктическая, очень короткая. И за это время нужно успеть перевезти большой объем грузов. Я была представителем порта на нефтебазе, контролировала прием и отпуск нефтепродуктов. И, что самое интересное, принимала кажущиеся мне тогда очень важными, самостоятельные решения по расстановке флота под погрузку-выгрузку, то есть командовала капитанами.
И как Крайний Север встретил вас после Москвы?
Было очень холодно. В мае, когда мы только прилетели, там еще лежал снег. Стояли морозы до минус 10 градусов. А летом, напротив, было очень жарко, но с сюрпризами. Помню, что первого августа пошел снег. Через день снова стояла жара. В октябре опять морозы. И мы видели Северное сияние, видели полярный день. Все это было удивительно!
Где вы работали сразу после института?
После института, в 1986 году, по распределению, которое тогда еще существовало, я была направлена на Южный речной вокзал Московского пассажирского порта, известного в дальнейшем как «Столичная судоходная компания», на должность старшего диспетчера. Потом стала помощником начальника вокзала. В 1998 году перешла в отдел продаж туристско-экскурсионного агентства и проработала там до 2005 года. А в 2005 году перешла в компанию «Мостурфлот» – дочернюю структуру «Московского речного пароходства».
Почему после стольких лет работы вы решили уйти в другую компанию?
В конце 2005 года в рамках единого холдинга «Московское речное пароходство» было принято решение перевести круизный бизнес под марку «Мостурфлот» вместе с командой людей, работающих в этом направлении. «Столичная судоходная компания» стала заниматься развитием малого флота. Было интересно начинать некоторые вещи с нуля. Кроме того, свою роль сыграл человеческий фактор – под руководством Константина Олеговича Анисимова собралась команда соратников, людей увлеченных и позитивных. Поэтому сомнений не было никаких. Так, с должности заместителя генерального директора начиналась моя карьера в туристическом бизнесе. И, что очень важно, шла она под знаком творчества и инициативы. Сегодня в «Мостурфлоте» работают 1200 человек. Компания является владельцем круизных и банкетных теплоходов. Конечно, творческий размах здесь намного шире, чем в маленькой фирме.
Есть ли у вас хобби?
Я ничего не собираю. Наверное, своим хобби я могу назвать работу. Здесь я провожу много времени и здесь мне интересно. И, конечно, мне нравится путешествовать. Причем не только на морских и речных лайнерах. Недавно я начала полностью самостоятельно формировать свои путешествия. Досконально разрабатываю весь маршрут, включая экскурсионную составляющую. Много интересного при этом узнаешь еще до самой поездки. Я считаю это очень важным для получения полного впечатления. Помню, что 15 лет назад, во время первого посещения Израиля, больше всего меня поразило то, что каждый твой шаг связан с библейскими сюжетами, знакомыми нам с детства по книгам, картинам, кино. Разве может экскурсовод за два часа передать, создать нам это ощущение встречи с Историей, если ты сам к этому не готов?
Где бы вам хотелось побывать больше всего?
Я благодарный турист. Мне нравится все, и я еще много где не была. Сужу о мире по чужим заметкам, а хочется – по своим. Например, давно хочу съездить в США, увидеть Гранд-Каньон и Ниагарский водопад. Помимо Северной Америки, мне очень интересны Амазонка и Южная Африка. А также Китай - хочется увидеть горные провинции – Юннань и Сычуань. И еще, конечно, интересно сходить в круиз на паруснике, настоящем. Со всеми впечатлениями - увидеть своими глазами, как судно управляется с помощью парусов, поднимаемых, опускаемых и поворачиваемых вручную, увидеть, как наполняются паруса. Если повезет – подняться по вантам на мачту, постоять у штурвала, поваляться на сетке под бушпритом и… может быть, понять, что за непреодолимая сила заставляет людей на протяжении многих веков так стремиться уйти от безопасного берега.
Я сейчас подумала – это же практически машина времени. Попадаешь в обстановку, близкую по духу XVII веку. Тем более что теперь это легко осуществимо. Есть туристические круизы на парусниках. Ведь наша компания - оператор и владелец теплоходов - занимается не только организацией речных круизов, но и продажей морских путешествий, так что информация точная.
Есть ли у вас «туристические» мечты, связанные с Россией?
Мне безумно хочется попасть на Камчатку. О ней я очень много слышала, много читала. Также интересна Тува. Когда-то я хотела увидеть Северное сияние. Эта мечта исполнилась уже давно. И я точно поняла для себя: моя мечта – не место, как таковое, а ощущение. Когда у тебя захватывает дух так, что трудно выдохнуть. Когда эмоции и впечатления тебя просто переполняют.
Любите ли вы домашних животных?
Очень. У меня есть собака лабрадор. А раньше всегда жили коты. Люблю и тех, и других. Моя собака - это полноценный член семьи, которого все обожают, и который любит всех. Зовут его Филипп. Важно, что это существо, которое любит тебя не за что-то, а просто за то, что ты есть. Думаю, что собаку или кошку можно сравнить с маленьким ребенком. Они всегда готовы к общению, к игре, и они всегда искренне тебе рады.
Как проводите выходные?
Очень люблю ездить на дачу с близкими друзьями. Например, всю минувшую зиму на Истре катались на лыжах. Зима была великолепная! Снег  как россыпь драгоценных камней, а вечера – как «вечера на хуторе близ Диканьки» После таких активных выходных в Подмосковье было ощущение, что я побывала в мини-отпуске.
Вы строгий руководитель?
Стараюсь быть адекватным руководителем, как получается – не мне судить. Мне хочется, чтобы мои подчиненные были еще и моими друзьями, я их искренне люблю. У нас работают люди, которые пришли в «Мостурфлот» вместе со мной. То есть много лет назад. Сегодня это костяк нашей компании. Вообще, как правило, люди у нас задерживаются надолго. И даже те, кто уходят трудиться в другое место, говорят, что вспоминают о нас с теплотой. Каждый год на стажировку к нам приходят студенты. Некоторые остаются работать. Мне очень приятно, что у нас в компании царит здоровая и позитивная атмосфера.
Много ли у вашей компании возвратных клиентов?
У нас очень большой процент возвратных клиентов – около 45%. Много и тех, кто приходит по рекомендациям. Таких туристов не менее 15%. Это хорошие показатели. Но останавливаться на достигнутом, конечно, нельзя. Поэтому мы продолжаем улучшать наши теплоходы и совершенствовать сервис. Теперь на теплоходах «М. Булгаков» и «И. Репин» в каждой каюте есть спутниковое и внутрисудовое телевидение. На «М. Булгакове» работает бассейн. Кроме того, на обоих судах открылись детские комнаты и спа-салоны, появились услуги «рум сервиса».
Какие планы у «Мостурфлота» на ближайшее время?
В этом году мы планируем запустить свою телевизионную студию. Она будет работать на обоих теплоходах. Почему? Мы понимаем, что в туризме много информации не бывает. В прошлом году заказали специальный круизный туристический путеводитель, разработанный и созданный историками, журналистами, художниками. В этом году - карты Питера, Ярославля и Углича, на которых отмечены все главные достопримечательности, и которые круизерам можно будет взять на стойке регистрации перед выходом в город. Постепенно сделаем карты городов по всему маршруту. А еще, причем уже этим летом, в городах захода мы предложим нашим туристам несколько экскурсий на выбор (одну из 2–3 вариантов без дополнительной оплаты). Это особенно важно для тех, кто ходит в круизы часто. Кроме того, чтобы туристы чувствовали себя на наших теплоходах как в своей тарелке, мы вводим единую систему стандартов обслуживания, позволяющую подойти вплотную к созданию «сети» теплоходов «Мостурфлот».
Светлана, конкуренция – зло или благо?
Однозначно – благо. Она и только она заставляет нас вкладывать деньги в развитие. Это касается и нас, и наших коллег. А выигрывает от этого потребитель. Что в конечном итоге важно для нас всех.
Беседовал Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72