Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2007
« Вернуться к журналу  

Птица-тройка, куда мчишься ты?

Авторитетные специалисты в сфере внутреннего туризма, представляющие известные операторские компании,   поделились с читателями «ТБ» своим видением ситуации на российском рынке, рассказали о его новых тенденциях.

Мария МЕЛАМЕД, руководитель экскурсионного отдела бюро путешествий «Ориент»:
Есть три основных варианта формирования групп для экскурсионных туров по России. Первый - к оператору или агенту обращается группа туристов, например, школьники или сотрудники одной компании. Второй вариант – «сборные» туры. Ны рынке представлены также VIP-туры с индивидуальным обслуживанием.
В последние годы выросла востребованность корпоративных экскурсионных поездок. Это связано в первую очередь с повышением уровня корпоративной культуры. Также вырос спрос на туры с развлекательной программой. Популярность маршрута часто зависит не только от его достопримечательностей, но и от широты предоставляемого спектра услуг.
Организация программ в нашей компании построена так, чтобы удовлетворить спрос клиентов во всех видах экскурсионного обслуживания. Это могут быть однодневные туры в Подмосковье и близлежащие регионы, многодневные вояжи с переездами и насыщенной культурной программой. Неизменной популярностью пользуются Золотое кольцо и Санкт-Петербург, а также города СНГ с богатым историческим наследием – Киев, Минск, Одесса и др. Большой интерес для туристов представляет Казань. Особая категория программ – праздничные и сезонные. Например, в Великий Устюг. По индивидуальному заказу формируется тур практически в любой город.
«Ориент» предлагает оригинальные по тематике однодневные туры. Например, на пути в Тверь турист может побывать на итальянской агротуристической ферме, в Бронницах и Коломне продегустировать медовые вина и поучаствовать в театрализованном представлении.
Ценовая политика компании очень демократична. Основная категория клиентов – представители среднего класса, при формировании маршрутов и цен мы руководствуемся именно их желаниями и возможностями.

Ирина СОЛЯНКИНА, директор российского отдела компании «Ванд Интернешнл тур»:
В последнее время у нас появилось много новых маршрутов, которые разительно отличаются от прежних программ. Это серия туров по теме «Маленькие капельки России», объединяющая старинные губернские города и города вокруг Золотого кольца. Как правило, путешествуют группы от 10 человек. Поездки по России становится все популярнее, поэтому основным принципом формирования групп является интерес к неизведанному, но близкому. Интересно, что все больше туристов спрашивает экскурсионные туры в Белоруссию. Среди новинок - экскурсия на Валдай – «Озера земного рая», а также в город опальных князей Старицких и др.
Наша ценовая политика строится по формуле «цена – качество – забытое старое». Мы предлагаем размещение «еврокласса», наш транспорт – современные комфортабельные автобусы. Экскурсии - авторский «эксклюзив», поэтому в таких турах цена не является основополагающим фактором. Мы гарантируем полное выполнение заявленной программы, часто с неожиданными сюрпризами, так что реклама по «сарафанному радио» обеспечена.

Елена ЧИСТЯКОВА, руководитель экскурсионного отдела компании «Роза Ветров»:
При формировании туристических групп по России возможны три варианта: сборные с фиксированной датой заезда, корпоративные и индивидуальные. В настоящее время основной поток туристов приходится на сборные туры, поскольку такие программы стоят дешевле.
Московские турфирмы предлагают широкий выбор многодневных экскурсионных программ. В основном это туры выходного дня и специальные программы на праздники. Лидеры продаж - путешествия в Санкт-Петербург, Великий Новгород, по Золотому кольцу.
По нашим впечатлениям, растет интерес к программам в Нижний Новгород с посещением Серафимо-Дивеевского монастыря, в Тверь и Торжок. Особой популярностью пользуются туры, включающие интерактивные и фольклорные программы. Летом в период отпусков высок спрос на недельные программы, поездки в Карелию с посещением Валаама, Кижей, а также посещение Архангельска и Соловецких островов.
Однодневные программы по Москве и Подмосковью мы предлагаем для организованных групп. Чаще такие экскурсии заказывают школы.
Популярны маршруты, включающие посещение исторических усадеб: Мелихово, Ясная Поляна, Абрамцево, Захарово и Вяземы, но пропускная способность этих музеев небольшая, так что заказывать экскурсии надо заранее. Во время школьных каникул большая проблема с московскими музеями. Например, чтобы купить путевки для групп на зимние каникулы в Кремль, надо выстоять ночь в очереди.
К сожалению, стоимость экскурсий ежегодно увеличивается. Растут цены на услуги гостиниц, музеев, транспорта, пунктов питания. В Москве практически не осталось гостиниц эконом-класса.
 
Лариса ФЕДОРОВА, генеральный директор компании «Виадук Тур»:
Экскурсионные туры по России востребованы у групп: сборных, корпоративных и школьных. Сборные группы проходят в выходные и праздничные дни. Корпорации обращаются для проведения туров в любое удобное для них время. Школьные группы в течение учебного года едут в однодневные туры по Подмосковью. В периоды школьных каникул в нашей компании повышается спрос на Санкт-Петербург и Киев.
В последние годы увеличилось число туристов в сборных турах из стран СНГ (Украина, Белоруссия и Казахстан). Также стоит отметить повышение интереса туристов из России и СНГ к турам в Москву. Корпоративные клиенты перестали заказывать только отдых в подмосковных отелях и спрашивают экскурсии. Школьные группы из Москвы стало интересовать размещение с удобствами, хотя два-три года назад они просили самые экономичные гостиницы. Стоит отметить и появление интереса российских туристов к Белоруссии.
Сегодня повышенным спросом у туристов пользуются Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Псков, Новгород и Карелия, то есть маршруты, популярные в советское время. Корпоративным клиентам мы также предлагаем туры в Вышний Волочек, Торжок, Бежецк, Орел, Ростовскую и Воронежскую области и др. Продавать их в розницу нерентабельно. Туры по России в настоящее время не относятся к дешевым. Но для оператора важно не удешевлять турпакеты, а стараться, чтобы высокие цены соответствовали качеству отдыха.
Среди актуальных проблем внутреннего туризма нужно назвать нехватку информации об основных достопримечательностях. Другой проблемный момент  - «запущенность» наших городов, плохое качество дорог, а также частое несоответствие «раскрученности» бренда и уровня средств размещения.

Сергей РОМАШКИН, генеральный директор турфирмы «Дельфин»:
Основные сегменты рынка внутреннего туризма - пляжный отдых, экскурсионные поездки и активный туризм. На долю первого приходится 75–80% общего объема турпотока. Популярные направления - Сочи, Крымское побережье и Азовское море. Здесь наблюдается устойчивый рост числа отдыхающих за последние четыре года. Поток туристов за это время вырос в два раза. Несмотря на постоянное увеличение цен, доходы все-таки растут быстрее,  отдых на Черном море становится доступным для множества туристов из регионов России.
Лидер направления - Краснодарский край. В этом году он принял не менее 11,5 млн человек. Кроме того, интерес к региону подогревался участием Сочи в «олимпийской гонке», и сезон удался. Мы ожидаем, что позитивный эффект от реализации олимпийской программы проявится и в следующем году. Крым восстановился после неудачного сезона 2006 года, рост продаж составил около 70%. Основные проблемы здесь все те же: слабая инфраструктура, ухудшающееся соотношение цены и качества. Хотя мы надеемся на продолжение роста турпотока при условии, что начинающаяся олимпийская стройка не ухудшит качество отдыха в Сочи.
На долю экскурсионных туров приходится 15–20% общего объема продаж. Это программы по Золотому кольцу, туры в Санкт-Петербург, речные круизы и т.д., которые хорошо известны еще с советских времен. Новых идей практически нет, но поток туристов стабилен. Средний возраст путешественников - свыше 40 лет. Возможно, новое поколение экскурсантов еще не выросло или им требуются новые программы и маршруты. Среди проблем этого направления: устаревшие гостиничная база, теплоходы и сами программы. Но можно прогнозировать, что турпоток в этом сегменте рынка сохранится на нынешнем уровне.
Активный туризм – это 5–7% туристов, путешествующих по России. Здесь в центре внимания Карелия, Алтай и Байкал. Поток туристов в Карелию удваивается ежегодно уже три года подряд. Разнообразные программы в сочетании с яркими достопримечательностями и новыми объектами размещения вызвали просто всплеск интереса к региону. Но быстрый рост привел к снижению качества услуг, дефициту персонала и гостиниц. Хотя есть все шансы успешно преодолеть эти сложности. На направлении будет наблюдаться дальнейший рост. Алтай и Байкал имеют потенциал для развития, но высокая стоимость туров не позволяет жителям европейской части России ездить сюда более активно. Пока здесь преобладают туристы из Сибири.

Светлана ПЕРЕБЕРИНА, руководитель отдела группы компаний «РВБ-Алеан»:
В последнее время на внутреннем рынке сложился новый тип потребителя туруслуг. Сегодня турист очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален. Он стремится жить полной жизнью, избалован ассортиментом предлагаемых услуг, жаждет разнообразия удовольствий и развлечений. В связи с этим рынок чрезвычайно быстро специализируется и развивается в отдельных сегментах: «туры выходного дня и событийный отдых», «спа и лечение», «активный и горнолыжный отдых», «конгрессные туры». Кроме того, все эти предложения постоянно комбинируются.
В настоящий момент очень популярны комбинации с экскурсионными турами. Мы предлагаем этот продукт по таким направлениям, как Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Карелия, Псков и Нижний Новгород. Маршруты стараемся менять ежегодно. Каждая программа рассчитана на разный уровень туристов. Есть классические туры, программы для тех, кто неоднократно бывал в той или иной поездке, но хочет увидеть что-нибудь новое.
Группы формируются стихийно – это сборные группы, где могут быть туристы пожилого возраста, молодежь и семьи с детьми. Могут ехать даже иностранные туристы, если их сопровождает переводчик.
Предлагаемый продукт вполне экономичен и доступен. Но на базе каждой программы можно заказать более комфортное и дорогое проживание, чтобы клиенты имели возможность выбора. Обычно группу сопровождает гид, который всегда может дать дополнительную информацию по экскурсиям, местам питания, развлекательным центрам, театрам и т. д.
Элла СКОРИК, начальник экскурсионного отдела «Мультитур оператор»:
Формирование групп на рынке внутреннего туризма происходит как и на всех других направлениях. Для операторской фирмы, которая работает только с агентствами, задача заключается в привлечении партнеров. Агентства в свою очередь работают с частными клиентами. Основной принципиальный момент – реклама, доходящая до клиента.
Формирование маршрута является творческим процессом. Как правило, выбирается все самое интересное. По выбору направлений каких-либо ограничений нет, насколько это позволяют территория и возможности нашей страны. Сегодня для туриста интересны не только экскурсии. Практика показывает, что очень хорошо «разбавлять» туры интерактивными программами. Наши партнеры в городах Золотого кольца уже предлагают такой продукт, мы с удовольствием включаем его даже в маршруты сборных туров. Это поднимает настроение туристов и формирует позитивное восприятие поездки.
Ценовую политику формирует прежде всего общие тенденции на рынке. Две самые «тяжелые» составляющие – цены на размещение и транспортные услуги, которые повышаются ежегодно. Сейчас очень не хватает отелей, действующие гостиницы цены не снижают. И от нас тут мало что зависит. Хотя, на мой взгляд, не турфирмы должны вести борьбу за клиента, а гостиницы.

Подготовила Светлана ФУНТУСОВА
 
Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72