Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2011
« Вернуться к журналу  

Трагедия «Булгарии»: причины и следствие
10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане затонул теплоход «Булгария», погибли более 120 человек. Корреспондент «Турбизнеса» обратился к ведущим операторам речных круизов с вопросом - что они делают для того, чтобы подобная трагедия не повторилась.
По мнению председателя комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ, президента союза транспортников России Виталия Ефимова, причиной трагедии на Волге стала жажда наживы судовладельца «Булгарии». Но виноват не только он. С профессиональной точки зрения экипаж электрохода не имел права выходить в рейс. Видимо, виноваты и капитаны двух прошедших мимо терпящей бедствие «Булгарии» судов. «Они нарушили кодекс речного флота, требующий принять меры к спасению пассажиров. Это свидетельствует о том, что многие моряки забыли, что это честь – служить на флоте», - отметил Виталий Ефимов.
Жажда наживы или кризис системы?
В качестве одного из способов избежать повторения подобной трагедии Торгово-промышленная палата РФ предлагает запретить субаренду судов старше 25 лет. По словам Виталия Ефимова, запрет может коснуться даже теплоходов моложе 25 лет, если небольшие компании, которые берут их в субаренду, будут не в состоянии полноценно обслуживать суда. Дело в том, что после этого срока службы корабли должны проходить полную диагностику и капитальный ремонт, который требует больших финансовых затрат.
Сегодня ситуация осложняется тем, что крупные компании вместо того, чтобы списывать старые суда на металлолом, сдают их в аренду или продают. «Мы предлагаем объединить все службы, отвечающие за безопасность на воде, в единую структуру. Необходимо увеличить число сотрудников, реально контролирующих состояние водного транспорта», - считает Виталий Ефимов.
Комментарии
Заместитель директора по продвижению компании «Инфофлот» Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
Подобных случаев ранее не было в истории речного флота России, и произошедшее - настоящий шок для всех работников отрасли. Все суда, находящиеся под управлением компании «Инфофлот» («Александр Бенуа», «Н.А. Некрасов», «Василий Чапаев», «Карл Маркс», «Космонавт Гагарин», «Анатолий Папанов», «Юрий Никулин»), проходят ежегодное освидетельствование речного регистра, а раз в пять лет - доковые ремонт и освидетельствование корпуса и движительно-рулевого комплекса. Это полностью соответствует правилам и требованиям, предъявляемым к речным судам.
Каждое наше судно укомплектовано спасательными средствами в соответствии с современными требованиями. Экипажи теплоходов не реже двух раз в месяц проводят масштабные учения по всем существующим видам тревог. На судах компании работают только проверенные кадры. Наши экипажи укомплектованы опытными специалистами, которые ежегодно проходят обучение и инструктажи по безопасности и борьбе за живучесть судна. По внутрисудовому телеканалу постоянно демонстрируется видеофильм о правилах пользования спасательными жилетами и поведении в случае тревоги. Капитаны строго выполняют все предписания в отношении ограничений по высоте волны. При волнении на озере или водохранилище выбирается наиболее безопасный курс с учетом направления и силы ветра. Все эти меры гарантируют спокойное и безопасное плавание. Кроме того, перед рейсами проводится личный инструктаж туристов силами членов экипажа о правилах пользования спасательными жилетами и действиях в случае тревоги.
На наш взгляд, существенных изменений в действующем законодательстве не требуется. И до трагедии «Булгарии» теплоходы каждый год тщательно готовились к навигации. Помимо речного регистра, суда проверяют санитарная служба, судоходная инспекция, а иногда и милиция. Мы уверены, что при должном соблюдении судовладельцами и туроператорами существующих правил безопасности плавания подобная трагедия никогда не повторится на наших реках.
Заместитель генерального директора по туризму компании «Мостурфлот» Светлана ГОНЧАРОВА
Деятельностью, связанной с эксплуатацией технически сложного транспортного средства, должна заниматься профессиональная организация, имеющая отлаженную систему технической поддержки и квалифицированного подбора и контроля работы всех служб. Мы являемся собственником круизных и прогулочных теплоходов. Эксплуатация пассажирских судов - традиционная и основная деятельность нашей компании. Для поддержания судов в хорошем рабочем состоянии, а также для постоянного контроля их технического состояния у нас функционируют специальные службы. В частности, техническая служба главного инженера, куда входят групповые механики и электромеханики, служба безопасности эксплуатации флота, куда входят капитаны-наставники. Она контролирует наличие профессиональных дипломов у членов экипажа, обеспечивает лоцманские проводки судов, получение атласов, карт, пособий для безопасности движения, обеспечивает сопровождение судов по затрудненным участкам пути, контролирует движение всех судов.
У нас работает плавучая судоремонтная мастерская (ПСМ), имеется вспомогательный флот. Отдельного упоминания заслуживает отдел организации движения флота. Он занимается составлением и согласованием расписаний, а также координацией движения флота. В целях безопасности на судах ОАО «Московский туристический флот» проводятся важные проверочные мероприятия. Во-первых, ежегодный, (в навигацию - ежемесячный) осмотр судов представителями речного регистра, судоходного надзора и санитарной инспекцией.
Во-вторых, ежегодная (в навигацию – еженедельная) проверка всех спасательных средств и приборов на  комплектность и на предмет годности к немедленному действию. В соответствии с требованиями безопасности, помимо индивидуальных спасательных жилетов, находящихся в каютах, все теплоходы оснащены спасательными средствами: надувными спасательными плотами ПСН-20 или ПСН-25. Они имеют гидростатические затворы, автоматически приводящие сложенный плот в рабочее состояние при попадании его вместе с защитным контейнером  в воду. В сложенном положении плоты заключены в защитные контейнеры и расположены по бортам судна на верхней палубе. Перекладка плотов и их аттестация проводится ежегодно перед началом навигации.
Нельзя не упомянуть и преднавигационную учебу всего личного состава судов по программе НЖБС (Наставление по борьбе за живучесть судна). Ежемесячно проводится комплекс учебных тревог, что обеспечивает слаженную работу экипажа при возникновении нештатной ситуации. Раз в месяц организуются тренировки экипажей по борьбе с угрозой терроризма. После посадки пассажиров на общем собрании производится инструктаж о том, как правильно надевать спасательный жилет. Туристы узнают о путях эвакуации при возникновении нештатной ситуации. В каждой каюте на видном месте находится инструкция по безопасности.
Для обеспечения безаварийной работы судовой техники в июне-июле проводится дополнительный технический осмотр судов компании, во время которого досконально осматриваются все судовые помещения и механизмы, проверяются аварийный и спасательный инвентарь, способность экипажа правильно действовать при возникновении нештатных ситуаций. В целях повышения квалификации проводится учеба командного состава по пользованию РЛС (радиолокационная станция), АСВ (аппарат сжатого воздуха), радиостанциями и радионавигационными приборами.
Каждые пять лет проводится плановое докование (слипование) судна - подъем из воды для освидетельствования или ремонта подводной части. Регулярно проводится средний и капитальный ремонт.
Думаю, чтобы избежать повторения недавней трагедии, нужно запретить передачу судна в бербоут-чартер организациям, не специализирующимся на эксплуатации флота. Бербоут-чартер - договор фрахтования, согласно которому судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации.
Директор по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрей СМОЛИН
Избежать подобных трагедий можно одним единственным способом: четко и своевременно выполнять требования контролирующих и надзорных органов на речном транспорте и правила речного судоходства. Мы полностью отказались от использования морально устаревших двух- и трехпалубных судов. Сегодня флот компании состоит исключительно из комфортабельных четырехпалубных судов, средний возраст которых – 25–30 лет.
Все наши теплоходы имеют официальный класс «М» («морской»), то есть им разрешен выход в открытое море. Поэтому запас прочности у них более чем достаточный. «Волжское пароходство», владелец наших теплоходов, всегда отличалось высоким профессионализмом сотрудников и экипажей. Безопасность судоходства для него всегда была и будет приоритетной. По результатам прошедших внеплановых проверок ни по одному из наших круизных судов не было выявлено нарушений, все они продолжают работу по расписанию.
 Нормы, регламентирующие деятельность по перевозке пассажиров водным транспортом, в России более чем жесткие. Их нужно не менять, им нужно следовать. Прежде, чем что-то менять, ужесточать и делать выводы, следует дождаться официального заключения о причинах этой ужасной трагедии.
Рубрику ведет Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72