Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Октябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Гавань для инвесторов
Насколько интересны туристско-рекреационные зоны представителям российского и зарубежного бизнеса, какие барьеры мешают развитию проекта, можно ли сделать отдых в ОЭЗ массовым, а не элитным. Все эти проблемы обсуждали участники круглого стола «Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: инвестиционные возможности и барьеры», который состоялся в рамках Байкальского экономического форума.
 
Генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Олег Костин отметил, что за последнее время ситуация со строительством объектов инфраструктуры в ОЭЗ заметно улучшилась: «В трех самых активных туристических особых экономических зонах (Республика Бурятия, Алтайский край, Республика Алтай) сейчас ведется строительство 49 объектов на общую сумму 7,9 млрд рублей. 17 из них на сумму 3,1 млрд рублей мы планируем сдать в эксплуатацию до конца текущего года».
Речь идет о строительстве дорог, мостов, инженерных сетей и коммуникаций. «Сейчас мы создаем тот инфраструктурный фундамент, на котором будут реализованы инвестиционные проекты частного бизнеса. Уже удалось привлечь заявленные частные инвестиции на сумму более 50 млрд рублей. Только за последние 3 месяца мы привлекли 6 новых проектов на общую сумму 7,7 млрд рублей. Это говорит о том, что интерес частных инвесторов к проекту значителен. Но пока фактические инвестиции отстают от запланированных. Моя задача как главы управляющей компании – создать все необходимые условия для реализации инвесторами заявленных планов. Принцип государственно-частного партнерства в туристических зонах должен работать так же эффективно, как в промышленных ОЭЗ», – подчеркнул Олег Костин.
По мнению заместителя генерального директора по развитию и работе с инвесторами ОАО «ОЭЗ» Вадима Дубовика, для улучшения динамики заявленных и реализованных частных инвестиций существующая модель развития туристических зон требует серьезного анализа и доработки с учетом мнения профессионалов туристического бизнеса: от отельеров и туроператоров до консалтеров и банков. Генеральный директор компании-резидента в ОЭЗ «Байкальская гавань» Rusresorts Петр Шура добавил, что масштабная реализация инфраструктурного проекта в регионе должна быть проведена с участием «практиков – игроков рынка, которые способны систематизировать мировой опыт создания высокотехнологичных курортов, адаптировать эти знания с учетом российских реалий, а главное – реализовать этот проект».
По мнению директора компании «Байкал-комплекс» Юрия Немировского, реализация проектов туристических зон связана с решением транспортных проблем, сдерживающих развитие внутреннего туризма. «В частности, требуется снижение доли транспортных расходов в цене путевки. Например, из-за высокой стоимости авиабилетов цены путевок на Байкал сравнимы, а иногда превосходят стоимость туров в Турцию и Таиланд», – отметил он.
Существенное снижение транспортных издержек зависит от потока туристов, - считает Вадим Дубовик. «Сейчас в планах наших резидентов мы видим преобладание локальных туристских проектов в сегменте «премиум». Наша задача – сделать отдых в ОЭЗ массовым явлением, обеспечить минимальные гарантированные потоки посетителей, что в свою очередь сделает возможным запуск чартерных рейсов. После этого мы начнем выстраивать системную работу с туроператорами и авиаперевозчиками. Это приоритетное направление работы ОАО «ОЭЗ» в среднесрочной перспективе. Кроме того, мы считаем, что проведение федеральных и региональных фестивалей на площадках ОЭЗ позитивно повлияет на интенсивность потока туристов и имидж ОЭЗ», – отметил Вадим Дубовик.
Другой источник повышения инвестиционной привлекательности российских ОЭЗ – создание внешней инфраструктуры, - считает заместитель директора департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития России Татьяна Балмышева: «Благодаря усилиям ОАО «ОЭЗ» задача строительства транспортной инфраструктуры внутри туристических особых экономических зон решается. Для продолжения успешного развития проекта необходимо обеспечить строительство и реконструкцию объектов внешней инфраструктуры на прилегающих к ОЭЗ территориях (реконструкция аэропортов, ремонт и расширение дорог, ведущих в зоны), что улучшит транспортную доступность ОЭЗ».
Сейчас строительство этих объектов ведется в основном за счет федеральных целевых программ. «При этом финансирование объектов в рамках ФЦП не в полной мере синхронизировано с потребностями ОЭЗ и их инвесторов. Одна из задач, которую мы будем совместно решать с другими органами государственной власти, – формирование комплексных планов развития инфраструктурного окружения ОЭЗ», – сказала представитель Минэкономразвития.
Сложности в привлечении заемного финансирования для отдельных проектов – еще одна проблема развития ОЭЗ. «Новым направлением нашей деятельности станет целенаправленная работа над снижением проектных рисков и улучшением кредитного профиля наших резидентов», – отметил Вадим Дубовик. По мнению начальника управления проектного финансирования «Транскредитбанка» Игоря Лейко, финансовым институтам было бы интересно участвовать в капитализации комплексных проектов развития территорий, системно финансируя проекты резидентов по заранее установленным единым критериям и процедурам финансирования.
Генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Олег Костин добавил, что маркетинговые усилия компании в краткосрочной перспективе будут направлены на поиск стратегических инвесторов: «Особые экономические зоны располагаются в уникальных, живописных и потенциально востребованных туристами регионах России. На базе готовой инфраструктуры крупные якорные инвесторы, такие как Rusresorts, ГК «Метрополь», способны создавать мощные центры притяжения (горнолыжные курорты, аквапарки). Вокруг них будут возникать возможности развития бизнеса для средних и малых компаний».
 
Гигантские силы
С 2006 года по 2011 год в особые экономические зоны России пришло 266 инвесторов (по состоянию на 18 июля 2011 года) из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 280 млрд рублей или порядка $9,7 млрд.
Крупнейшим инвестором туристско-рекреационных ОЭЗ является компания Rusresorts. В ОЭЗ «Байкальская Гавань» она построит всесезонный горнолыжный курорт международного уровня «Байкал». Объем инвестиций составит около 32 млрд рублей.
 
RATA-news
Туристские ОЭЗ в России планируется переориентировать на массового туриста
Туристско-рекреационные особые экономические зоны планируется переориентировать с сегмента «премиум» на массового туриста, - заявил заместитель генерального директора ОАО «ОЭЗ» Вадим Дубовик на круглом столе по туристским зонам в рамках Байкальского международного экономического форума. По его словам, это необходимо сделать для снижения транспортных издержек, которые зависят от потока туристов.
«Сейчас в планах наших резидентов мы видим преобладание локальных туристских проектов в сегменте «премиум». Наша задача сделать отдых в ОЭЗ массовым явлением, обеспечить минимальные гарантированные потоки посетителей, что в свою очередь сделает возможным запуск чартерных рейсов», - сказал Вадим Дубовик. После этого, по его словам, будет выстраиваться системная работа с туроператорами и авиаперевозчиками - это приоритетное направление работы ОАО «ОЭЗ» в среднесрочной перспективе.
Генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Олег Костин заявил, что маркетинговые усилия компании в краткосрочной перспективе будут направлены на поиск стратегических инвесторов. По его словам, на базе готовой инфраструктуры крупные якорные инвесторы способны создавать мощные центры притяжения (горнолыжные курорты, аквапарки и т.д.), а вокруг них будут возникать возможности развития бизнеса для средних и малых компаний.
Олег Костин отметил, что в настоящее время туристические особые экономические зоны стоят на пороге инвестиционного роста. По его словам, в трех самых активных туристических ОЭЗ (в Республике Бурятия, Алтайском крае и Республике Алтай) сейчас ведется строительство 49 объектов на общую сумму 7,9 млрд рублей, из которых 17 (на сумму 3,1 млрд рублей) планируется сдать в эксплуатацию до конца текущего года.
Речь идет о строительстве дорог, мостов, инженерных сетей и коммуникаций. Уже удалось привлечь заявленные частные инвестиции на сумму более 50 млрд рублей. «Но пока фактические инвестиции отстают от запланированных. Наша задача создать им необходимые условия для реализации инвесторами заявленных планов», - сказал глава ОАО «ОЭЗ».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72