Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №15, Ноябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Чтобы сказку сделать былью
«Мое личное мнение таково, что хорошо мотивированные туристы никогда не откажутся от посещения интересующего их места из-за цены или сомнений в уровне отеля. В пределах разумного, конечно. Например, когда я ездил в Перу, мне было совершенно все равно, какие там отели, поскольку у меня была цель путешествия - посмотреть Мачу-Пикчу. А в Европе бывают такие гостиницы, о которых слова доброго не скажешь, хотя они трехзвездные».
Анализ рынка и прогнозы развития индустрии столичного гостеприимства – в беседе заместителя руководителя комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгия МОХОВА с корреспондентом «Турбизнеса».
На одной из конференций весной этого года Сергей Шпилько заявил, что гостиницами в Москве управлять сложно, в том числе и потому, что предмет управления неизвестен. Иначе говоря, нет достоверной статистики. Что удалось сделать, чтобы привести гостиничное хозяйство столицы в порядок?
Мы провели ревизию, потратив на это достаточно много сил и времени. В результате пришли к таким цифрам - 359 объектов гостиничного хозяйства на 42,3 тысячи номеров, включая мини-гостиницы и хостелы. Официально в городе учтены лишь 215 гостиниц на 37,5 тысячи номеров. Гостиницы, не включенные в «ревизскую сказку», оказывались вне поля статистики.
Необходимо понимать, что в этой сфере нет лицензирования. По большому счету оказывать гостиничные услуги может любое предприятие, которое укажет в уставе такой вид деятельности. Соответственно, мы можем не уследить за появлением микрообъектов, тех же хостелов, которые образуются часто из нескольких квартир жилых домов. Такие средства размещения могут быть вполне приемлемого уровня, с хорошей сантехникой, кухней, даже с герметичными кабинами для курения. Они ничем не уступают хорошим европейским хостелам.
Есть также объекты, переоборудованные из ведомственных общежитий, которые не всегда удается сразу отследить.
Но, взаимодействуя с управами, рано или поздно мы узнаем обо всех объектах коллективного размещения, которые работают в Москве.
Сейчас формируется электронная база данных туристских ресурсов Москвы. Она будет содержать сведения обо всех объектах туриндустрии города, включая средства размещения и объекты показа. Кроме того, в базу войдет информация о субъектах предпринимательства, занятых в этом секторе: управляющие гостиничные компании, туроператорские и турагентские компании, экскурсионные бюро и прочие. Это локальная электронная база, которая разрабатывается для комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. В той части, которая не содержит персональные данные, она будет доступна всем.
Неоднократно отмечалось, что анализ гостиничного рынка Москвы затруднен по причине того, что очень разные по качеству объекты классифицируются одинаково: гостиница три звезды – это и старая советская гостиница за третьим транспортным кольцом, и реконструированный современный гостиничный комплекс. Как можно решить данную проблему?
Эту проблему можно решить соответствием гостиниц требованиям, установленным в государственной системе классификации. Уже разработан распорядительный документ – регламент аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии. Я думаю, что в ближайшее время документ будет утвержден, и мы приступим к аккредитации организаций, подавших заявки. Прошедшие аккредитацию организации получат полномочия на классификацию гостиниц, горнолыжных спусков и пляжей. Чтобы получить аккредитацию, организация должна иметь экспертов, обладающих достаточным опытом работы по присвоению категории средствам размещения. Все требования к организациям будут размещены на официальном сайте комитета.
Конечно, разнобой в качественных характеристиках отелей одной категории вводит в заблуждение потребителей и системы бронирования, но здесь нужно понимать, что классификация - это добровольная процедура, рейтинговая оценка, то есть определение, у кого выше категория. Возможно, данная процедура станет когда-нибудь обязательной, к этому есть определенные предпосылки. Скажем, в Сочи размещение гостей Олимпиады может вести только классифицированный объект. Будет ли эта практика распространена в Москве, я сейчас сказать не возьмусь.
Мое мнение на этот счет: система рейтинговой оценки  может быть добровольной, а вот соответствие стандартам безопасности и сервиса должно быть обязательным. То есть тем стандартам, которые позволяют потребителям быть уверенными в пожарной, санитарной, технической безопасности и в соответствии нормам, определяющим комфорт проживания, независимо от числа звезд на фасаде отеля.
Кроме того, есть отели, которые по объективным причинам не могут получить достойную категорию. Например, гостиницы, расположенные в исторических зданиях с маленькими комнатами или маленьким холлом или в таком здании, где невозможно сделать большой ресторан или бассейн. Но при этом это могут быть отели уровня luxury, которые не уступят по уровню сервиса, качеству отделочных материалов, сантехники, еды ни одному пятизвездному отелю. Но по системе классификации такая гостиница не сможет получить 5 звезд. Она может и 4 не получить.
Нужно иметь возможность классифицировать отели по разным подкатегориям. Это сложная система с динамической оценкой по ряду критериев. Но стандарты санитарии и пожарной безопасности, равно как и подготовки персонала должны быть обязательны для всех объектов, которые занимаются размещением.
В последнее время стали говорить о том, что отели экономкласса Москве не очень и нужны, поскольку турпродукт столицы неразвит и массовому познавательному туризму не поможет появление трехзвездных гостиниц. Как вы полагаете, что в данном случае первично, отсутствие спроса или недостаток предложения?
Я не придерживаюсь мнения, что туристы не едут в Москву именно из-за того, что нет недорогих отелей. Это лишь одна составляющая, хотя и играющая значительную  роль при принятии решения о поездке в страну.
Совершенно очевидно, что в Москве имеется дефицит размещения для экономных туристов. Туристы «неэкономные» в Москве замечательно размещаются, и делают это порой даже дешевле, чем в Нью-Йорке или Лондоне. У нас великолепные отели 4–5 звезд с отличным сервисом. Этот факт отмечают и иностранные гости, которые сюда приезжают. Традиционное российское гостеприимство и желание показать все с лучшей стороны в сочетании с технологиями сервиса, которые привозят иностранные управляющие компании, дают прекрасный результат.
Также стоит отметить, что иностранцам не хватает экономразмещения внутри Садового кольца. Вне пределов исторического центра есть доступные по цене отели, которые работают по современным стандартам и имеют качественный уровень сервиса, например, отели «Вега», «Аминьевская». Но иностранные туристы, особенно индивидуальные, хотят жить в пешей доступности от исторического центра, тем более что московский транспорт мало приспособлен для путешествия иностранцев.
Кстати, программа ориентирования для иностранных туристов успешно реализуется, мы уже разместили 135 уличных англоязычных указателей  по объектам показа, открыли «англоговорящий» call-центр. И это только начало большой работы по созданию комфортной среды для туристов. 
Что касается развития экономичного гостиничного сегмента в центре города, этот вопрос, как вы понимаете, решить очень сложно: земля дорогая, строительство дорогое, и построить в центре столицы большой двух-трехзвездный отель - это значит окупать его вечно. Инвесторы за такие мероприятия не берутся, но тем не менее у нас есть интересные предложения по строительству модульных гостиниц, этими вопросами занимаются соответствующие градостроительные органы исполнительной власти.
Выравнивание номерного фонда по категории экономичных гостиниц отражено  в программе развития туризма на 2012–2016 годы, в которой заложено строительство новых гостиниц с соотношением 40/60 – где 40% - гостиницы высокого класса, 60% - гостиницы экономкласса. Это тренд, и мы будем его придерживаться с учетом роста туристического потока.
Безусловно, нельзя говорить об увеличении объема номерного фонда города без увеличения туристского потока. Сейчас среднегодовая загрузка по городу составляет 60%. Она ярко выражена по сезону: весна и осень – это пики, а зима и лето – спад. Поэтому параллельно с увеличением объема номерного фонда будет уделено особое внимание выравниванию сезонности путем создания дополнительного событийного ряда – точек привлекательности, которые начнут притягивать туристов на лето, Новый год, выходные.
Говоря о появлении в столице новых отелей, аналитики рынка отмечают, что гостиничный рынок проигрывает в конкурентной борьбе за инвестиции, в том числе и потому, что процессы, сопровождающие начальную стадию строительства, чересчур трудоемки. Как можно решить эту проблему?
Иностранные инвесторы и девелоперы работают в Москве очень энергично, у них есть объекты под застройку, они участвуют в тендерах. Необходимо понимать, что инвестиции в гостиничный бизнес – это «длинные» деньги, средний срок окупаемости составляет не менее 7–10 лет. Начинать нужно с нуля, и построить здание – это лишь половина работы. Нужно еще его полностью оборудовать, подготовить к приему гостей, наладить сервис. То есть проект в любом случае долгосрочный, а когда в город приходят инвесторы с «длинными» деньгами, это свидетельство их доверия, их уверенности в перспективности данного направления и устойчивости рынка.
Конечно, можно сказать, что есть потребность в дополнительных креативных инвестиционных проектах, которые помогут решить проблему дефицита гостиниц экономкласса. Здесь важны технологичные  решения: чем дешевле стоимость застройки, тем более выгодным становится проект.
Сейчас город делает много, чтобы облегчить процесс согласования земельных участков, подготовки их под строительство, согласования всех присоединений.
Как вы полагаете, прошедшее лето опровергло утверждение о том, что размещение в отелях Москвы значительно дороже, чем в других мировых столицах?
Я бы сказал, что такое утверждение полностью провалилось. Среднегодовая стоимость номера не превысила $100 в сутки. И впервые за долгие годы стоимость проживания в пятизвездном отеле опустилась до стоимости «четверки». Это серьезное решение для гостиничного бизнеса в отличие, скажем, от туроператорского, где демпинг процветает. Снижая стоимость проживания, отели входят в другой ценовой сегмент и начинают конкурировать с отелями другой категории. Игроки рынка делают это всегда очень осторожно.
Этим летом мы и сами удивились, как сбалансирована была ценовая политика в гостиницах. Здесь сыграли свою роль несколько факторов, в том числе и рост конкуренции, который заставил отельеров вести более гибкую ценовую и маркетинговую политику, оказывать большие преференции группам. Сказываются и последствия кризиса 2008–2009 годов.
Гостиничный бизнес довольно статичный и консервативный в плане ценовых предложений, здесь шашкой никто махать не будет. «Брендовые» отели со столетней репутацией не хотят играть с ценой, чтобы не нанести вред своему имиджу. Поэтому гостиничный рынок реагирует на экономические события медленно, очень взвешенно, если здесь начинают какие-то движения, значит, они об этом хорошо подумали.
 
Простая математика
В Москве есть потребность в увеличении номерного фонда, но с учетом роста турпотока. Если он останется на сегодняшнем уровне, а число номеров увеличится, то загрузка упадет, это простая математика. Планы по увеличению номерного фонда должны быть сопоставлены с планами по росту числа прибытий. Сейчас в Москве 42 тысячи номеров, это немало для города, не являющегося пляжным курортом, имеющего сложности с визой, дорогим перелетом, изменчивой погодой.
Беседовала Анна ЮРЬЕВА

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72