Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №15, Ноябрь 2011
« Вернуться к журналу  

Лучшее – враг хорошего
Значительно улучшив основные показатели своей деятельности в летнем сезоне 2011 года, петербургские отели не собираются останавливаться на достигнутом. Однако развиваться как прежде, в основном повышая цены на услуги, у них уже не получится.
По данным компании Cushman&Wakefield, в третьем квартале этого года один из основных индикаторов гостиничного рынка - RevPAR в Петербурге вырос на 10% по сравнению с 2010 годом. Это стало следствием увеличения двух других показателей - уровня загрузки и ADR - на 6% и 4% соответственно. Хотя питерские отельеры не скрывают, что все «могло бы быть и лучше», итоги летнего сезона они оценивают гораздо оптимистичнее, чем, например, представители турфирм, работающих на прием. И для этого есть все основания.
 
О показателях
По сведениям Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга (управление по туризму входит в его структуру), по состоянию на начало октября 2011 года в городе на Неве действует более 600 отелей, общий номерной фонд которых составляет свыше 28,5 тысячи комнат.
Динамика ввода гостиничных мощностей сохраняется все последние годы и составляет свыше  тысячи номеров в год. «Больше всего гостиниц было введено в эксплуатацию в 2008–2009 годах, после чего наблюдался небольшой спад. Однако в первом полугодии 2011 года на рынок уже вышло 11 новых гостиниц с емкостью в 502 номера, - говорит руководитель отдела аналитических исследований агентства АРИН Оксана Малеева. – Среди них такие крупные отели, как Crowne Plaza Hotel St. Petersburg – Ligovsky на 195 номеров и первый в Восточной Европе отель сети W Hotels на 137 номеров».
Большая часть крупных отелей Петербурга работает под управлением международных гостиничных операторов (их уже 13), Rezidor управляет пятью отелями, а в сферу управления Marriott International, InterContinental Hotel Group и Sokos Hotels входят по три объекта.
Оценки объема рынка гостиничных услуг в Петербурге заметно расходятся, так как многие исследователи не принимают во внимание номерной фонд ряда мини-отелей, а также санаториев, пансионатов и баз отдыха, расположенных в непосредственной близости от города. Если учитывать этот сегмент объектов размещения, то общий объем номерного фонда в Северной столице уже перешагнул рубеж в 30 тысяч комнат.
Вместе с тем ситуация однозначна: Петербург все больше приближается к европейским нормам по количеству гостиничных номеров, однако их стоимость наряду с крайне неравномерной загрузкой по сезонам по-прежнему остаются основными «тормозами» в развитии въездного туризма. В частности, директор компании «Нота Бена» Михаил Ушаков констатировал, что, по данным систем бронирования, средняя цена за ночь в петербургской гостинице выросла с $200 в 2010 году до $230 в 2011 году. Хотя исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова считает, что эти цифры не совсем корректны, поскольку в системы онлайн-бронирования зачастую не загружается информация о скидках и специальных акциях. Но факт налицо: гостиницы Петербурга были и остаются одной из наиболее затратных статей расходов гостей города.
Разница в данных исследований, в том числе по тарифам отелей города на Неве, действительно очень ощутимая. Так, по сведениям Hotel.com, средняя стоимость гостиничного номера в Петербурге в первом полугодии 2011 года упала (по сравнению с 2010 годом) сразу на 20%. Видимо, этот портал каким-то образом умеет учитывать те самые скидки и акции, о которых уже шла речь. Но даже эти сведения не оставляют сомнений в том, что Северная столица России с точки зрения гостиничного проживания по-прежнему дорога.  
У отельеров свои заботы. «Сейчас важно не столько постоянно увеличивать количество номеров, сколько научиться правильно и эффективно управлять уже имеющимися отелями, – уверен вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. – Сделать это в условиях роста конкуренции и операционных расходов совсем непросто. Но возможно…»
 
Идем своим путем
Исполнительный вице-президент компании и руководитель российского офиса Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко согласна с тем, что ожидать дальнейшего роста доходов в отелях за счет цены номеров не стоит.
«В то время как уровень загрузки продолжит расти практически во всех гостиницах города (и в межсезонье, и во время высокого сезона), увеличение средней цены за номер вряд ли станет значимым», – полагает она. При этом в Петербурге явно обозначился новый тренд: не собираясь снижать цены на размещение, гостиницы прилагают все усилия для развития других источников прибыли.
Имея конкурентное преимущество в виде объекта размещения с целым комплексом услуг, они постоянно расширяют их спектр, постепенно возлагая на себя часть функций турфирмы. «Фактически гостиницы становятся новыми туроператорами, - констатировали участники заседания «въездной» комиссии СЗО РСТ. – Наряду с традиционными для себя услугами, сейчас они предлагают гостям такие услуги, как трансферы, экскурсии, билеты в театр и т. д. С учетом роста потока индивидуальных путешественников тенденция становится все более явной».
Действительно, практически все крупные отели Петербурга уже предлагают не только размещение, а целые пакеты услуг. Причем их цена нередко ниже, чем  одно лишь проживание. В реальности это означает снижение цены на размещение, однако все равно клиент платит не меньше, чем раньше. Правда, при этом посредник в виде турфирмы из цепи услуг выпадает.
Второй тренд, связанный со стремлением увеличить загрузку (в первую очередь в низкий сезон), – все большая интеграция питерских отелей в виртуальное пространство. Причем речь идет не о GDS, а об альтернативных системах бронирования (ADS), которые предоставляют возможность бронирования туристических услуг частным лицам. Если в  Москве число зарегистрированных в GDS/ADS гостиниц составляет немногим более 20%, то в Петербурге - 38%. В основном в системах онлайн-бронирования представлены небольшие частные отели и мини-гостиницы: их среди активно работающих в сети 44%. Каков результат?
По данным агентства исследований в недвижимости АРИН, бюджетные места размещения в Петербурге (хостелы, мини-отели) имеют самую высокую среднюю загрузку (82% в высокий сезон и 52% в низкий сезон). Это явно следствие не только низких цен. «Если отель хочет продавать номера в условиях конкуренции, он должен вести очень гибкую ценовую политику и использовать самые разные варианты продвижения и продажи услуг, – уверен директор компании «Нота Бена» Михаил Ушаков. – В том числе и социальные сети, которые сейчас получили широкое распространение».
Влияние этой тенденции уже привело к тому, что в деловую программу IV Петербургского международного инновационного форума впервые был включен круглый стол «Новые аспекты использования инновационных технологий в сфере туризма», который вызвал большой интерес со стороны участников рынка. И отели как одни из его основных звеньев это отлично понимают, стараясь идти в ногу со временем.
Однако на петербургском гостиничном рынке есть и еще одна явная тенденция, которая напрямую связана с желанием как-то обуздать цены на размещение, сохранив при этом прибыльность бизнеса.
 
Многофункциональность
Усиление конкуренции в гостиничном сегменте и стремление гостей города получать максимум услуг от одного оператора порождает желание у девелоперов «складывать яйца в разные корзины». Если проще – желание создавать многофункциональные комплексы (МФК). При этом сам МФК, как правило, определяют как проект, который получает доход от трех и более функций, имеющих независимый спрос. К числу таких комплексов обычно относят проекты, в которых совмещаются, например, гостиница, торговый и развлекательный комплексы, а также дополнительные услуги (конференц-залы, офисы, площади под выставки). 
Директор по развитию компании ASTERA Людмила Рева отмечает, что в рамках многофункционального комплекса можно легко осуществлять трансформацию функций и реализовывать проект очередями. «Вводя проект частями, девелопер может следить за динамикой рынка, изменением экономической ситуации и корректировать проект и концепцию», – говорит она. Этот и другие эксперты полагают, что у МФК в Петербурге большое будущее. Поэтому практически все крупные проекты последних лет (прежде всего, такие как «ЭкспоФорум» в Пулкове и «Звездный путь» в Стрельне) постепенно видоизменяются, а функции внутри них перераспределяются.
Одним из ярких примеров такого рода является «ЭкспоФорум», расположенный в непосредственной близости от аэропорта Пулково. В 2013 году в его рамках откроется первый в Петербурге конгрессно-выставочный центр (КВЦ) международного уровня, способный принимать европейские и всемирные деловые мероприятия практически любого масштаба. Проект предусматривает строительство выставочных площадей, конгресс-центра общей вместимостью до 7 тысяч человек, двух гостиниц высокого сегмента, бизнес-центра и объектов сопутствующей инфраструктуры (склады, таможенный терминал, кафе, рестораны).
Генеральный директор «ЭкспоФорума» Анатолий Еркулов уже сообщил, что договоры на управление отелями подписаны с Hilton Worldwide. Гостиницы под брендом Hilton (5 звезд, 241 номер) и Hamptone by Hilton (3 звезды, 210 номеров) начнут работу в 2014 году: в составе комплекса гостиниц также будут конференц-зал, бизнес-центр и спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном. Срок его окупаемости составит около 10 лет, а всего «ЭкспоФорума» - примерно 20 лет.
 
Приказано выжить
Рост конкуренции и, как следствие, усложнение ситуации на рынке не останавливают потенциальных инвесторов: в Петербурге на разной стадии проектирования и строительства находятся десятки гостиничных проектов. 
Судьба их тоже разная. Недавно на Большом проспекте Петроградской стороны открылся отель «Введенский» (4 звезды, 158 номеров), принадлежащий ЗАО «Гостиницы АЛРОСА» (в сеть входит 7 гостиниц в разных городах России). Ресторан, лобби-бар, кафе-магазин, конференц-холл и зал, комнаты переговоров, спортивно-оздоровительный центр – типичный набор для такого объекта размещения. Уже известно, что «АЛРОСА» намерена избавиться от непрофильного бизнеса.
Однако у одного из долгостроев Петербурга, отеля «Северная корона», расположенного неподалеку на набережной реки Карповки, судьба еще более печальная. Гостиницу начали строить еще в 1988 году и предполагалось, что это будет 5-звездный отель на 247 номеров. С тех пор объект неоднократно переходил из рук в руки, достраивался, сроки ввода переносили. Сейчас, когда отель готов на 90%, его попросту решили снести. На его месте предполагается построить элитное жилье.
Именно о выживаемости отелей и том, как научиться получать от них прибыль, и шла речь во время конференции, состоявшейся в рамках недавнего Петербургского гостиничного форума. По мнению Алексея Мусакина, который является генеральным директором управляющей компании Cronwell Hotels&Resorts, гостиничный проект обязательно должен иметь детально разработанный бизнес-план, а сам отель – располагаться в нужном месте.
«Мелочей не бывает – необходимо учесть абсолютно все нюансы, – уверен эксперт. – Расположение отеля, потоки гостей, конкурентная среда, стратегия сбыта, риски, аргументированное ценообразование – все должно быть учтено в бизнес-плане и отслеживаться при работе отеля. И продуманные, а не скопированные у соседа тарифы могут стать решающим аргументом в пользу оператора».
 
Обещающее имя
Одна из последних петербургских новинок – дизайнерский отель Demetra Art Hotel (4 звезды, 60 номеров), открывшийся в конце октября. Два этажа в нем выполнены в классическом имперском стиле XVIII века, еще два – в дворянском аристократическом стиле XIX века, остальные три – в стиле модерн начала XX века. Инвесторам новинка обошлась дорого: общий объем вложений в реконструкцию исторического здания, построенного в 1913 году, составил около 8 млн евро. Интересно, что новый отель не входит ни в одну международную или российскую гостиничную сеть, а управляется самостоятельно. 
 
Изюминки и фишки
 
В мини-отеле «Невский Берег» есть номер с изразцовым камином 1871 года - вполне работоспособным. В «Братьях Карамазовых» интерьеры переносят гостей в Петербург второй половины XIX века – город, по которому ходили герои книг Федора Достоевского: все номера в отеле названы именами женщин-персонажей произведений великого писателя. «Грушенька», «Катерина», «Настасья Филипповна», «Аглая». В «Русской Сказке» есть специальный «охотничий» номер: на его стенах развешаны трофеи в виде кабаньих голов и ветвистых рогов. В мини-отеле на улице Чехова постояльцам предлагают погрузиться в атмосферу гостиничного быта конца XIX века. С самоварами, керосиновыми лампами и колокольчиками звонков для вызова коридорного мальчика.
Если в отеле есть изюминка, а его хозяева не боятся новинок – даже в центре Петербурга, где гостиницы скоро уже будут на каждом шагу, можно добиться успеха.
Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72