Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Июнь 2007
« Вернуться к журналу  

BUSINESS STORY
История с географией

Генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл» Ирина Петрова, как сказали бы англичане, - keen specialist. По-нашему – собаку съела в своем деле. Профессионал с огромным опытом работы в туризме, в ее ответах на вопросы корреспондента «ТБ» часто сквозит ирония и даже сарказм.

Прежде чем начать нашу беседу, мы говорили о проблемах подготовки кадров и образования в туриндустрии. Вам часто приходится сталкиваться с непрофессионализмом сотрудников?
Я не верю в святость высшего образования, особенно туристического… К сожалению, наши многочисленные академии выпускают кадры «широчайшего туристического профиля», не всегда пригодные даже для переключения звонков телефонного аппарата. А уж ожидать от таких выпускников понимания технологии производства турпродукта – вообще беспочвенные притязания. Было бы лучше, если бы эти учебные заведения направили свои неограниченные возможности на подготовку специалистов более узкой специализации – «продуктирование», «перевозки», «экскурсионка». Но увы, мы, операторы, который год остаемся неуслышанными и «лепим» кадры «из того, что было…» Хотя, может, это и неплохо, потому что в одночасье профессионалами не становятся, их надо растить. Что мы и делаем, думаю, весьма успешно. Все наши сотрудники проходят обучение, дважды в год мы проводим аттестацию, в ходе которой отделяем «зерна от плевел». Оцениваются профпригодность, «корпоративность» и прочие не менее значимые факторы.
Оцениваются коллегиально?
А как же! Все по-взрослому: собирается аттестационная комиссия, сотрудники заполняют специальные анкеты с кучей «наводящих» вопросов. Мы интересуемся, чего бы они хотели в этой жизни, на что претендуют, а они нам говорят правду, только правду и ничего, кроме правды.… На самом деле все не так страшно – комиссия выносит конкретные рекомендации: одному следует пройти курсы повышения квалификации, другому – подучить язык, третьему – съездить в инфотур, четвертому – поучаствовать в workshop. Кому-то повышается зарплата, кто-то получает дополнительные льготы и т. д. В общем, «к стенке» никого не ставим…
А кого-то и увольняете?
Нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц - увольнения тоже случаются. Но редко. Аттестация – это не способ избавиться от сотрудников, а комиссия – не карательный орган. Но если человек не соответствует занимаемой должности по тем или иным причинам, в большинстве случаев ему можно найти другое применение, соответствующее его способностям и темпераменту. И он будет работать дальше «долго и счастливо»…
Сколько сотрудников сегодня в штате компании?
Около 80 человек
Молодежь охотно идет в турбизнес?
Охотно, но от этого никому не легче. В большинстве случаев у молодежи весьма радужное представление о турбизнесе, причем абсолютно ничем не мотивированное – сплошные загранпоездки, «тусовки» и прочее веселье. Страшно далеки они от истины.… А ведь даже в пресловутых загранпоездках устаешь так, что тебе уже не до моря, не до пляжа и прочих местных красот – сплошная инспекция отелей, бесконечные переговоры с партнерами, хотельерами и прочие сомнительные «радости жизни»…
Именно так я в свое время провела несколько «счастливых лет», прежде чем смогла увидеть, например, Болгарию, просто как замечательную страну, понять и почувствовать ее без привязки к инфраструктуре и объектам размещения.
А как вы пришли в турбизнес?
О, это отдельная история. Если коротко – приехала на метро! В качестве пикантной подробности могу сообщить, что в свое время я окончила полиграфический институт - по образованию я библиограф, и, конечно, мне следовало бы зарыться в книгах и заниматься подбором библиотечек. Но жизнь, как это часто случается, распорядилась по-другому. Когда на руках маленький ребенок, иногда приходится пересматривать некоторые жизненные позиции.… На тот момент (учитывая необходимость уделять достаточно времени дорогому чаду) больше всего мне подошла работа в Центральном бюро путешествий. Потом я перешла в Центральный совет по туризму, а затем в «Интурист». Как-то незаметно прошла обучение на курсах (туристических академий тогда, слава богу, не было), научилась выписывать ваучеры, стала профессиональным тарификатором, потом – начальником договорного отдела.
В те славные времена в стране, как грибы после дождя, стали появляться коммерческие турфирмы, а у меня уже накопился опыт, были свои наработки, сложилось собственное понимание отрасли, и хотелось все это применить на практике с максимальной пользой. Тут-то и пришла в голову мысль открыть свою фирму. Произошло это историческое событие в 1993 году. Причем достаточно буднично (фанфар за сценой не было) - встретились два партнера, договорились, что пора заниматься туризмом, и решили продавать путевки в Болгарию. Нашли болгарского партнера, взяли его торговую марку, стали называться «Солвекс-Москва». До сих пор помню наш первый офис – взятая в аренду скромная квартирка в одном из московских переулков: три сотрудника, стол и компьютер…
Каков был ваш первоначальный капитал?
Какой там капитал в те времена! Это сейчас туроператору нужны «бешеные» деньги для всевозможных предоплат, рекламы и прочих житейских необходимостей. А тогда можно было обойтись минимальными средствами. Серьезные вложения понадобились позже – на организацию перевозки, наземного обслуживания, развитие агентской сети. Скажу без ложной скромности, что мы с самого начала вышли на самоокупаемость. а последние пять лет наши обороты ежегодно увеличиваются на 25-30%, сегодня наша агентская база – это около шести тысяч компаний из всех регионов России, многие работают с нами уже много лет. Они дают реальные объемы продаж, для них мы предлагаем не только повышенную комиссию, но и целую систему поощрений, вознаграждений и прочих «вкусностей». Регионалам мы уделяем особое внимание, посещаем выставки, workshop, обеспечиваем рекламную поддержку, организуем рекламные туры.
Сталкивались ли вы с кризисными ситуациями?
Конечно! Даже если не считать дефолт 1998 года (из которого мы, кстати, вышли, не имея никаких долгов), форс-мажоров хватало. Туризм вообще не самая спокойная отрасль.
И что помогало преодолевать трудности?
Установка стоять насмерть и не отступать. Раньше было и трудней, и проще, чем сейчас. Не было серьезного анализа рынка (да и анализировать, по большому счету, было нечего). Существовали, конечно, перспективные и бизнес-планы, но осмысление ситуации было, мягко говоря, весьма поверхностным. А такие глобальные понятия, как маркетинг, демпинг, для нас не существовали вовсе. Но нам было и легко - рынок только начинал формироваться, всем хватало места.
Сейчас картина иная. Процесс формирования рынка близится к «логическому завершению». Более-менее понятно, куда надо двигаться, есть серьезная аналитика. Правда, и трудностей меньше не стало.… Но никто и не говорил, что будет легко. Туризм – это сфера обслуживания. Если ты отвечаешь за отдых людей – так или иначе включаешься в круглосуточные бдения, чтобы этот отдых был полноценным.
Так что же вас держит в турбизнесе?
Да вот никто в нефтяной бизнес не взял, приходится здесь крутиться.
Почему, на ваш взгляд, среди руководителей турбизнеса так много женщин?
Много? Да их подавляющее большинство! Как-то исторически сложилось, что умные, интересные, активные мужчины в туризм почему-то не идут. Возможно потому, что здесь много тщательной, нудной работы, требующей нечеловеческого терпения и аккуратности. Но, может и слава богу? Ведь мужчины могут все, а женщины – все остальное! Это не я сказала, а кто-то из великих…
Чувствуете удовлетворение от работы, которую делаете?
Если бы я наконец почувствовала удовлетворение – ушла бы...
Что сейчас предлагает компания своим клиентам?
Предлагаем поездки в Болгарию, Грецию, Израиль, Таиланд, Индонезию и Сингапур, на Кипр, Мальту, Украину, Черноморское побережье Краснодарского края и Балтийское побережье Калининградской области, Кавказские Минеральные Воды, отдых на горнолыжных курортах Кавказа, в Подмосковье. Это и экономичные туры для представителей среднего класса, и более дорогой продукт, зачастую эксклюзивный. По праву гордимся мы и своими программами детского отдыха, как в России, так и за рубежом – предлагаем детские и молодежные центры в Болгарии и Греции, скаутский лагерь в Словакии, обучение языкам на Кипре и Мальте. Надо заметить, что в нашей стране мы работаем только с объектами определенного уровня. По моему мнению, в будущем все больше россиян будут отдыхать у себя на родине. Наше санаторно-курортное лечение – лучшее в мире. Возможно, пока на наших курортах не самая лучшая инфраструктура, медленнее, чем хотелось бы, развивается материальная база. Но аналогов такой системы оздоровительного лечения, как у нас, нет нигде в мире. И перспективы безграничны.
Вы любите страны, с которыми работаете?
Не только люблю. Смею надеяться, что хорошо их знаю. Но первая моя любовь, безусловно, Болгария. Я люблю эту чудную страну, которая пахнет клубникой и розами. Горы и море – очень серьезная заявка на красоту. В Болгарии замечательные климатические условия, шикарные пляжи, прекрасные возможности для катания на горных лыжах, развитая инфраструктура, хорошая гостиничная база. Плюс вековые традиции виноделия, кулинарии. В невероятно красивых местах расположены монастыри, а местные минеральные источники просто уникальны.
Но все же не единой Болгарией жив человек – как можно не любить, например, Грецию, с ее безумно красивыми изрезанными побережьями, тысячей островов, щедрой природой и отличной отельной базой? А богатейшая экскурсионная программа? Сразу понимаешь, что Греция – колыбель цивилизации. А Кипр? Он прекрасен даже зимой! И нет никаких сомнений, что Афродита вышла из пены именно там! Точно так же я не могу не восхищаться Израилем с его изумительными Мертвым и Красным морями, экскурсиями в далекие тысячелетия, возможностью посетить святые места. А кого оставит равнодушным Юго-Восточная Азия - разноцветный Таиланд, волшебная Малайзия, завораживающая Индонезия со сказочным островом Бали, и вечный праздник – Сингапур?
А какой отдых вам больше всего нравится?
Да простят меня мои менеджеры, но должна признать, что больше всего мне нравится незатейливый сельский отдых под названием «На даче у тети Тани». Клязьма, шезлонг под яблонькой – что еще нужно для абсолютного счастья? Вот такая история с географией…

Беседовал Борис СИРОТИН 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2025 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72