туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Бандитский Петербург-2
За последние три года в городе на Неве обанкротилось более десятка туристических компаний средней руки.
ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ
Разорившихся мелких агентств никто не считал. В той или иной мере пострадали до 10 тысяч человек: кто-то остался без отдыха и денег, кто-то – без работы. «Анжелика», «Мир путешествий», Miracle Travel, «Август», «Трансбизнеслайн», «Алма-тур», «Магазин хороших путевок» - все они когда-то чувствовали себя на рынке вполне уверенно, широко рекламировались, их услугами пользовались не сотни – тысячи туристов. «Трансбизнеслайн» («ТБЛ») и «Алма-тур», например, были в числе ведущих петербургских туроператоров, поднимавших чартеры.
Два стола, четыре стула
Недавно портал TurProfi.ru проводил опрос, чтобы выяснить, сколько турагентств сегодня работает в Петербурге. Оказалось, что каждое пятое агентство, принявшее участие в опросе, появилось в течение последнего года. Тех, кто работает на рынке более 5 лет, оказалось всего 50%.
Два стола, четыре стула – типичное убранство туристического ООО. А что еще нужно? Зарегистрировав общество с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и одним-двумя учредителями, указав нужный код ОКВЭД, любой желающий сейчас получает право заниматься турагентской деятельностью. Была бы связь да интернет: ответственность, и правда, в соответствии со статусом, сильно ограниченна. А комиссионное вознаграждение в размере 10% – неплохая приманка.
«Посадка» в реальность оказывается жесткой: в действительности агент может выжить, только плотно сотрудничая даже не с одним, а с целым букетом туроператоров. По оценкам самых крупных из них (как местных, так и московских), общее количество работающих агентств в Петербурге вряд ли превышает 2 тысячи, а число тех, кто систематически сотрудничает с операторами, – в 2–3 раза меньше. Вместе с тем конкуренция все равно высокая и, не имея возможности выделиться из общей массы чем-то особенным, чаще всего агенты идут по пути наименьшего сопротивления, делая скидки клиентам за счет своей прибыли. Впрочем, этим же грешат и операторы.
В поисках крайнего
Опасно ли сейчас работать в турбизнесе Петербурга с точки зрения сохранности здоровья, а подчас и жизни?
В лихие девяностые годы прошлого века случалось всякое. Были и «наезды», избиения по поводу и без, разбои, вымогательства. Сейчас многое изменилось. А получивших широкую известность криминальных событий за последние три года зафиксировано всего несколько.
Так, зимой 2009 года на стоянке у гостиницы «Октябрьская» (отсюда отправляются автобусы в Финляндию) были дважды обстреляны машины транспортной компании Nord-West Bus Express (преемник «Интуриста»). Стекла в автобусах были выбиты. К счастью, пассажиров в них еще не было. Как подчеркнула генеральный директор компании «Грандтур» - это арендатор машин - Светлана Дмитриева, прежде у автобусов не раз прокалывали колеса: неизвестные регулярно подходили к экскурсоводам и требовали по 500 рублей за стоянку, обещая, что потом «все будет в порядке». Стрелявших так и не нашли.
В середине 2011 года к 10 годам лишения свободы приговорили бывшего сотрудника ФСИН Вадима Ли. Его признали виновным в 19 разбойных нападениях на мини-отели и турфирмы в центре города. История громкая: с начала 2009 года по март 2010 в Петербурге была совершена целая серия таких преступлений. Мужчина, не скрывавший своего лица, действовал до банальности просто: под вечер врывался в помещение и под угрозой пистолета похищал выручку (суммы – от 3 до 420 тысяч рублей). 10 сентября 2009 года по подозрению в совершении разбоев был задержан сотрудник 1-й отдельной роты УГИБДД Алексей Михаэль, но он оказался «не тем», хотя и просидел в следственном изоляторе несколько месяцев. И только в марте 2010 года поймали 39-летнего Вадима Ли, который сознался в разбоях.
Последний криминальный случай в питерском турбизнесе - «отравленные» письма, приходившие в октябре 2011 года в одну из турфирм. В середине месяца на имя генерального директора ООО «Гала тур» поступило письмо, вскрыв которое, женщина почувствовала жжение кожи на руках и лице. А 25 числа пришло еще одно такое же. Пострадавшая обратилась с заявлением в полицию, конверт отправили на исследование. Правда, проверка на наличие микроорганизмов и яды биологического происхождения ничего не дала.
Другого явного криминала в отношении сотрудников турфирм Петербурга в последнее время не зафиксировано. Не считая того, что клиенты компаний в выражениях (а иногда и действиях) не стеснялись: рядовые менеджеры «Магазина хороших путевок», оказавшиеся крайними в неприглядной истории, в полной мере ощутили народный гнев. «Если бы не боялись последствий, они разорвали бы нас на клочки, - признается одна из бывших сотрудниц «МХП». – Врагу не пожелаешь оказаться на нашем месте перед толпой разъяренных туристов, оставшихся без денег и отдыха».
Демпинг как правило
Никто особенно не скрывает, что туристический бизнес сейчас нередко строится по принципу финансовой пирамиды. И маленькие семейные фирмы, и их более крупные сородичи подчас живут только на обороте, широко используя поступающие от клиентов деньги на погашение своей же задолженности.
Собственных денег, которых достаточно для уплаты необходимых платежей партнерам по бизнесу, у многих нет. И как только заемная цепочка (у клиентов или банков) дает сбой – происходит то, что уже случилось с «Капиталом», «Лантой» и другими компаниями. Правда, масштабы этого явления (так же, как и демпинга) в Петербурге значительно меньше, чем в Москве. Но это скорее объясняется более скромными масштабами самого петербургского турбизнеса.
Однако причин банкротства компаний много больше. Их хоронит не только демпинг. Неправильная оценка реалий рынка, отсутствие тактики и стратегии развития, низкая квалификация персонала, желание заработать много «здесь и сейчас», необязательность или откровенные «подставы» со стороны партнеров. И другие причины – вплоть до откровенного мошенничества. Хотя, как показывает практика турбизнеса Петербурга, отличить неудачные предпринимательские эксперименты от «честного отъема денег» порой не могут – а может быть, и не хотят - даже правоохранительные органы.
Две разницы
К сожалению, рядовые туристы всегда оказываются крайними: проблемы компаний моментально становятся их личными проблемами. Происходит это так. В августе 2010 года неприятности произошли сразу с тремя турфирмами. Как объясняли свои трудности их хозяева? Глава ООО «Эллада Тур» не отрицала финансовых проблем. Правда, из офиса компании «неожиданно» пропала вся финансовая документация: по этому поводу было заявление в 79-й отдел милиции Центрального района.
Ирина Денисова, генеральный директор другой фирмы - ООО «Август», заявила сотрудникам ОБЭП, что действительно имеет задолженности. В качестве причины назвала «необходимость содержания офиса и оплату туров путешественников, обратившихся ранее». Руководитель ООО «Цезарь», которое работало под брендом Miracle Travel, оказался более оригинальным: он просто уехал в Таиланд, прихватив с собой все деньги, заплаченные туристами.
Из примеров недавнего времени характерен случай с «Алма-тур». Для того чтобы 137 петербуржцев смогли вернуться домой, потребовалось вмешательство губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и спикера Законодательного собрания Вадима Тюльпанова: рейс был организован Смольным и Ростуризмом на деньги петербургского отделения «Единой России». Немало пострадавших от проблем туроператора и авиакомпании (как правило, семьи с маленькими детьми) его не дождались и самостоятельно решали проблему, поверив обещаниям о возмещении расходов. И зря: многим из них страховая компания отказала в возмещении, так как в ООО «Алма-тур СПб» они приобретали только авиабилеты.
Вот конкретные примеры, которые вполне наглядно демонстрируют, как можно и как нельзя действовать в случае возникновения проблем.
Начнем с негативного. В конце первой декады декабря 2011 года с туроператором ЗАО «СМП», реализовывавшим путевки через собственную сеть агентств «Магазин хороших путевок» («МХП»), случилось то, о чем эксперты рынка задолго до этого предупреждали. Затеяв в сентябре 2011 года акцию раннего бронирования со скидками до 50%, уже в ноябре «МХП» перестала оплачивать туры операторам. Результат строительства «пирамиды» - примерно 1,5 тысячи обманутых туристов, купивших туры вплоть до мая 2012 года на общую сумму до 100 млн рублей. Как действовало руководство банкрота? Поначалу Андрей Алмазов заявлял, что трудности временные, он все урегулирует. А потом удалил даже свою страницу в одной из социальных сетей и общаться с пострадавшими перестал напрочь: за него отдувались менеджеры в офисах.
Но это не самое любопытное. Как выяснили оставшиеся без денег и отдыха туристы, за два дня до банкротства «МХП» (оно произошло 10 декабря) учредители ЗАО «СМП» подали заявку на изменение его названия на ЗАО «ТЛН-групп»: в сети есть даже копия соответствующей выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Те же учредители, то же самое физическое лицо, имеющее право действовать без доверенности - Андрей Алмазов, тот же уставный капитал, тот же адрес: улица Марата, 10. И даже основной вид деятельности «ТЛН-групп» - предоставление туристических и экскурсионных услуг - тот же. Ничего не напоминает?
Но и это не все. По информации Татьяны Касьяновой, генерального директора Балтийской Ассоциации защиты прав туристов, правоохранительные органы Петербурга отказывают пострадавшим туристам в возбуждении уголовного дела против «МХП», поскольку, согласно их выводам, злого умысла в действиях директора сети не было. Поэтому он, обманув больше тысячи человек и переложив всю ответственность на страховщика, преспокойно продолжает строить другие «пирамиды». Вполне вероятно, они скоро снова появятся. Не под этим, так под другим именем.
Второй пример - позитивный. Во всяком случае, с точки зрения цивилизованного рынка. 18 января 2012 года на собрании персонала ООО «Ауринко» генеральный директор финской группы Oy Aurinkomatkat-Suntours Ltd Ab Туомо Меретниеми объявил, что компания фактически сворачивает свой бизнес в Петербурге, переводя его в новый формат. На практике это означает, что с лета «Ауринко» (ее последний офис должен быть закрыт в конце мая) упраздняет программы с вылетом из Петербурга: значительная часть продаж туруслуг теперь будет происходить через интернет, а оставшиеся туры станут реализовывать с вылетом из Хельсинки.
Характерно, что «дочка» Finnair намерена выполнить все обязательства по программам зимнего сезона с вылетами из Петербурга (в частности, по чартерным рейсам в Таиланд, на Канары и в Индию). А ведь могли бы… Исполнительный директор компании «Ауринко» Евгений Максимов заявил: «Мы подтверждаем полную готовность выполнить условия всех подписанных договоренностей, а все выплаты, как это происходило и прежде, осуществим вовремя и не аннулируем ни одну подтвержденную броню». Достойный честного бизнеса выход из игры. Которую, кстати, «Ауринко» в Петербурге начинала по всем принятым в России правилам, включая откровенный демпинг.
Почему финны сворачивают туристический бизнес в России? Наш рынок сложно прогнозируем в принципе, а действия его участников порой вообще непредсказуемы. А с точки зрения нормального европейского бизнеса даже неадекватны. Как считает Дмитрий Смирнов, генеральный директор компании «Атлас», ситуация с «Ауринко» во многом показательна. «В российском туризме идет полномасштабная игра на выбывание, – уверен он. – Этой компании не удалось сохранить взятый на старте темп. И все-таки жаль, что профессиональный, серьезный и уважающий законы бизнеса игрок уходит с рынка».
Привести в норму
Как сделать туристический рынок в России более цивилизованным и безопасным? Сейчас об этом говорят и думают на самых разных уровнях.
Законодательное собрание Петербурга, например, инициировало поправки, направленные на ужесточение требований к турфирмам. «Сейчас риск непоступления оператору денег, полученных агентом от потребителя, велик, - полагает депутат петербургского парламента Андрей Черных. - Это может происходить как из-за банальных кражи или мошенничества, так и по причине неудачного управления бизнесом. Поэтому необходим механизм, гарантирующий выплаты». В качестве оного он видит обязательное членство в СРО всех участников рынка - как операторов, так и агентов. «Надо всех обязать быть членами СРО, которая будет устанавливать для них соответствующие нормативы и требования, а также выплачивать пострадавшим компенсацию, – уверен депутат. - А ответственность участников должна страховаться по коллективному договору».
Другой возможный вариант - запрет турагентствам продавать путевки от собственного имени. Однако существующая в Петербурге судебная практика показывает, что уже сейчас некоторым клиентам удается взыскать деньги, уплаченные агентству за путевку, с туроператора или финансового гаранта. Например, рассматривая иск к туристической компании «Время-тур», представителем которой выступала фирма «Анжелика», служители Фемиды пришли к выводу, что именно туроператор несет перед заказчиком полную ответственность.
Кроме того, в Петербурге появилась инициатива сформировать местную ассоциацию туриндустрии. Инициатором организации Ассоциации туриндустрии Санкт-Петербурга (АТИС) стал руководитель ТА «Солнечный апельсин» Владимир Игнатов, который намерен создать ее, чтобы «иметь возможность контролировать ситуацию на рынке туристических услуг». А затем, возможно, на ее основе сформировать и профильную СРО. Правда, вице-президент РСТ Сергей Корнеев, руководящий северо-западным отделением этой авторитетной организации, о конкретных планах АТИС почти ничего не знает. «Информация о вероятности появления такой структуры есть, но конкретики нет», - пояснил он.
Да и к самой идее ее создания в среде петербургского турбизнеса относятся по-разному. Оптимисты видят в ней, прежде всего, инструмент для информирования коллег и клиентов о недобросовестности действий кого-то из участников рынка. Пессимисты не без оснований утверждают, что появление еще одной общественной организации вряд ли станет надежным заслоном от мошенников. Генеральный директор северо-западного представительства Tez Tour Юрий Богданов (из операторов именно эта компания больше всего пострадала от действий «МХП»), например, считает, что для защиты рынка от «алмазовых» гораздо более действенными могут стать доработка изменений в законодательство и совершенствование механизмов разного рода страхования.
Что касается туристов, то в Петербурге хотят создать «горячую линию» для тех, кто отправляется на выезд. «Сейчас нередко ситуация складывается так, что туристы оказываются в информационном вакууме, - констатирует генеральный директор Балтийской ассоциации защиты прав туристов Татьяна Касьянова. – А если бы власти Петербурга профинансировали создание call-центра или стойки в аэропорту, где бы постоянно мог дежурить сотрудник, возможности для помощи были бы гораздо больше».
СПРАВКА «ТБ»
По данным Федеральной службы государственной статистики по Петербургу и Ленинградской области (Петростата), на 1 декабря 2011 года в этих регионах действовали:
4,5 тысячи (Петербург) и 220 (область) зарегистрированных предприятий, осуществляющих турагентскую деятельность;
11,1 тысячи (Петербург) и 909 (область) предприятий указали услуги в сфере туризма среди прочих, оказываемых компанией.
В настоящее время в едином федеральном реестре в качестве туроператоров зарегистрированы 385 компаний из Петербурга и 7 – из Ленинградской области. По размерам финансовых гарантий они распределяются следующим образом: 100 млн рублей – 4 компании, 60 млн – 5, 30 млн – 181, 10 млн – 118, 500 тысяч рублей - 70 компаний.
|
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|