Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Июль 2012
« Вернуться к журналу  

По велению и по хотению
Россия, которую принято считать terra incognita мировой туриндустрии, способна удивить мир сказочным размахом в создании инфраструктуры туризма, ведь нынешнее поколение инвесторов выросло с песней «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
 
ТЕКСТ АННА ЮРЬЕВА
 
Для глобальной туриндустрии Россия по-прежнему остается большой неизведанной территорией. В рамках федеральной программы по развитию туризма представители ряда регионов страны задались амбициозной целью привлечь зарубежных гостей и объявили о строительстве крупных курортов.
Возможностью получить федеральное финансирование на развитие инфраструктуры заинтересовались многие регионы, не только те, где туризм исторически является одной из ведущих отраслей экономики, но и такие, в которых туриндустрию придется создавать практически с нуля. О глобальных планах и комплексных программах развития курортов в последнее время заявляли Краснодарский, Ставропольский края, Республика Алтай и Алтайский край, Тверская, Ярославская, Ивановская, Липецкая, Воронежская области, Башкирия, Дагестан и многие другие субъекты РФ.
Бросается в глаза, что планы регионов по созданию туристической инфраструктуры подразумевают главным образом строительство отелей и модернизацию объектов интереса для отдыхающих (пляжей, горнолыжных склонов). В комплексные программы развития туризма не включается строительство дорог, совершенствование транспортных узлов и многое другое.
В Дагестане власти республиканской столицы приступили к строительству города-спутника, на территории которого расположится курорт Лазурный берег. Город рассчитан на 75–80 тысяч жителей, его возведение планируется на территории прибрежного участка площадью 300 гектаров в юго-восточном районе Махачкалы. Здесь предполагается построить 2 миллиона квадратных метров жилья, детский развлекательный комплекс на 1080 мест общей площадью более 26 тысяч квадратных метров, Дворец спорта на 2500 зрителей, лечебно-оздоровительный комплекс площадью свыше 40 тысяч квадратных метров, лечебный стационар, Театр юного зрителя, Дворец бракосочетаний, крытый каток, цирк и яхт-клуб. Проект также предусматривает строительство 15 современных высотных отелей. Предполагается, что общий объем инвестиций в строительство комплекса составит 150 млрд рублей. Реализовать проект планируется до 2017 года, срок его окупаемости составит восемь лет.
Это, вероятно, наиболее яркий, но далеко не единственный пример глобальных планов, которые озвучивают власти российских регионов в стремлении попасть в ФЦП и получить финансирование. «Конечно, большинство этих проектов останутся лишь на бумаге или будут находиться в замороженном состоянии в течение нескольких лет. Недостаточно просто построить гостиницу или создать хороший пляж, необходимо также создать вокруг инфраструктуру и найти инвестора, который будет готов вложить деньги в этот проект», - говорит генеральный директор группы «Аккор» в России и СНГ Алексис Деларофф.
По словам генерального директора компании «Фрерус» (ГК «Конкор») Алексея Елина, то, что большинство региональных проектов нуждается в серьезной корректировке, было ясно еще на этапе отбора заявок на создание особых экономических зон в 2006 году и заявок на включение в ФЦП. В то же время, по его словам, реакция регионов на инициативу федеральных властей по развитию внутреннего туризма кажется оправданной.
«Я думаю, что многие регионы стали искать новые полюса роста для своей экономики, новые ниши, на которых регион мог бы оказаться конкурентоспособным, кроме того, в последнее время появились новые федеральные институты и инструменты поддержки таких планов, - считает Алексей Елин. -  Та же Республика Алтай не имеет развитой промышленности, но благодаря этому она сохранила нетронутыми уникальные природные ландшафты, животный мир и имеет все возможности для развития экологического, лечебно-оздоровительного, этнического и иных направлений туризма. Для этого региона именно туриндустрия является ключевым вектором развития. Можно привести и другие примеры».
 
Как посчитать будущих туристов
Планы многих регионов звучат как наполеоновские, но реализация ряда проектов уже началась  - строятся отели, модернизируются пляжи и трассы. Поэтому возникает резонный вопрос, кто поедет отдыхать на новые курорты Краснодарского края, Северного Кавказа, центральной части России. Зачастую власти в регионах с трудом представляют, на какой турпоток могут рассчитывать, хотя, казалось бы, именно с такого исследования необходимо начинать комплексную программу по развитию туризма.
«Как это ни парадоксально звучит, часто, сидя на местах, региональные власти не могут точно определить туристский потенциал, направления для развития туризма и формы такого развития. Зачастую амбиции властей и желание решить инфраструктурную проблему преобладают над объективным расчетом и собственно задачами развития туристской индустрии», - говорит Алексей Елин. По его мнению, федеральный центр мог бы помочь регионам, сформулировав основные параметры концепций и стратегий регионального развития, лежащих в основе таких инвестиционных проектов. Важно, чтобы в таких проектах участвовал реальный бизнес.
Поначалу российским курортам не стоит ожидать массового наплыва внутренних туристов, и уж тем более путешественников из-за границы, - уверены эксперты.
«Россия - это не Египет и не Турция. Ее географическое положение, конечно, нельзя изменить, поэтому ожидать массового наплыва иностранных туристов не стоит, так же как большого потока внутренних туристов», - считает Алексис Деларофф. По его словам, во времена СССР внутренний турпоток обеспечивался в основном искусственно - в условиях закрытого рынка, при помощи профсоюзов, государственных служб социального обеспечения, которые оплачивали путевки. Сейчас это большая редкость, в основном туристы платят за свой отдых самостоятельно. Таким образом, за состоятельного туриста российским курортам придется бороться с ведущими зарубежными турцентрами, а для другой части населения новые отели высокого класса будут попросту недоступны.
Что касается иностранных туристов, то препятствия к их массовому приезду в Россию недостатком отелей далеко не ограничиваются. Придется решить целый комплекс проблем, начиная с визовых формальностей и заканчивая нехваткой авиаперевозки, прежде чем сформируется устойчивый въездной турпоток в страну.
В то же время ряд озвученных в последние месяцы проектов, по прогнозам, действительно может стать успешным. В перспективе 10–20 лет, по мнению Алексиса Делароффа, благосостояние россиян будет улучшаться, что обеспечит устойчивый поток туристов на некоторые курорты, например, в Сочи, зону отдыха Коприно (Ярославская область), курорты Санкт-Петербурга и другие.
 
Российские курорты для россиян
В первую очередь новые курорты должны ориентироваться на внутренний спрос, - считают эксперты. Так происходит во всем мире. Первое место по числу туристов на известных курортах занимают граждане страны, в которой эти курорты расположены.
«Проблема привлечения иностранных туристов заключается в том, что российским курортам приходится конкурировать с Турцией, Таиландом, Карибами. Таким образом, эти курорты должны быть ориентированы, прежде всего, на россиян», - считает Алексис Деларофф. По его словам, в каждой развитой стране главным клиентом курортов являются местные жители.
«Любой курорт сначала становится известен местному рынку, внутреннему туризму, а потом уже международному. В этом нет ничего страшного или неправильного, - уверена Людмила Казанова, вице-президент по развитию бизнеса Interstate Hotels & Resorts.  - Мы будем, прежде всего, ориентироваться на внутренний туризм. У нас в стране 140 миллионов человек. И почему они должны обязательно уезжать из страны, чтобы отдохнуть? У людей должен быть выбор».
По словам эксперта, у новых курортов в любом случае будут постоянные клиенты из числа тех, кто не хочет связываться с паспортами, визами, кто не знает иностранных языков и некомфортно себя чувствует за границей. Есть люди, которые не любят летать и охотнее доберутся на поезде до черноморского побережья России. «Я уверена в том, что у людей с различным достатком есть много оснований поехать отдыхать, к примеру, в Сочи. Там будет гораздо больше хорошего, чем мы думаем. Посмотрите на хорошие отели: они всегда имели успех», - говорит Людмила Казанова.
Пример Сочи ярко характеризует описываемую ситуацию, в то же время случай этот особенный. «Если говорит о послеолимпийском Сочи, то здесь есть определенный риск со стороны сетевых компаний, - считает Алексей Елин. - Однако полагаю, что государство не оставит Сочи, здесь будут регулярно проводиться крупные события спортивного, культурного, делового характера, генерирующие туристский поток необходимого качества и количества. Кроме того, некоторые направления туризма, например, связанные с горными лыжами, не относятся к бюджетному отдыху. Туристы, которые могут позволить себе такой отдых, зачастую трепетно относятся к качеству услуг и размещения».
 
Рецепт идеального курорта
Если говорить о других регионах, реализующих программу развития туризма, то, вероятно, им на такую помощь рассчитывать не стоит. Хотя туризм – это та отрасль, которая может «завести» экономику депрессивного региона. Уже описанный дагестанский проект, возможно, лишь на первый взгляд кажется фантастическим. В случае его реализации может быть решен ряд масштабных проблем региона. «Проблема безопасности напрямую связана с социальной напряженностью: высоким уровнем безработицы, низким уровнем жизни. Создание фактически новой отрасли поможет решить эту проблему, если не во всем Дагестане, то во многих районах, - полагает Алексей Елин. - Жители сами будут заинтересованы в снижении напряженности для сохранения заработка и роста туристских потоков. Такое развитие ситуации будет возможно в том случае, если местные жители будут активно задействованы в новых туристских комплексах, увидят для себя материальный интерес, а не будут с тоской глядеть на высокий забор, за которым отдыхают обеспеченные туристы». Стоит отметить, что за рубежом проблема безопасности решается во многом именно путем интегрирования местного населения в туристскую отрасль.
В конце сентября прошлого года в ходе совещания, посвященного развитию Владивостока, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о необходимости создания курортной зоны на острове Русский. К предстоящему саммиту АТЭС в городе возводятся отели, деловые центы, океанариум и многое другое. Кроме того, завершается строительство двух мостов, соединяющих остров с континентом. Но, как полагают эксперты, данная инфраструктура может остаться невостребованной.
«Говорить о перспективах развития внутреннего туризма в отношении Владивостока можно, только имея в виду уникальную природу, которой славится Приморский край, поэтому созданная деловая и гостиничная инфраструктура Владивостока даже в случае бурного развития природных направлений туризма может остаться невостребованной», - считает Алексей Елин. По мнению эксперта, отельная и сопутствующая туристская инфраструктура во Владивостоке может быть востребована, только если город превратится в деловой центр на востоке страны, проведение саммита должно стать началом такого процесса. В ином случае было бы целесообразным перепрофилировать часть созданных объектов, как это планируется сделать в Сочи.
«В привлечении иностранных туристов Владивосток должен и может ориентироваться на азиатский регион, - подчеркивает эксперт. - Сочи же могут представлять интерес для иностранных туристов, прежде всего, в зимний сезон, для чего, конечно, необходимо придумать какие-то «фишки»: фестивали, этапы кубков мира и Европы по спортивным состязаниям».
Накопленный опыт позволяет игрокам рынка выявлять определенные закономерности: каким требованиям должен соответствовать регион, чтобы заявления о строительстве крупных курортов можно было воспринимать всерьез. Как рассказывает Алексис Деларофф, курорт должен функционировать круглый год, он должен быть близко расположен к крупному и богатому городу, который в свою очередь тоже привлекает туристов и, конечно, до него должно быть легко добираться на автомобиле или другим видом транспорта (поездом, самолетом). В России, отмечает эксперт, мест, отвечающих вышеуказанным требованиям, не так много. Возможно, база отдыха Коприно может рассматриваться  в таком ключе, однако нужно построить новую трассу Москва - Санкт-Петербург с 4 полосами для движения транспорта в каждом направлении.
В России становится все больше привлекательных для отдыха мест, появляется все больше хороших отелей. Помимо Сочи, Анапы, Геленджика, к перспективным направлениям можно причислить популярные лечебные курорты Северного Кавказа, Балтики, климат которой показан при различных заболеваниях, район озера Байкал.
Строительство отелей при участии международных операторов пока, тем не менее, охватывает лишь мегаполисы и крупные города страны, привлекательные для бизнеса. Причина тут одна: чтобы взяться за управление, крупным компаниям необходимо знать, что есть регулярный турпоток и вскоре можно ожидать прибыли. «Крупные гостиничные операторы возьмутся за управление такими объектами, только если они почувствуют, что смогут на этом заработать. Именно поэтому большинство крупных зарубежных гостиничных операторов нацелены на управление бизнес-отелями либо на работающие круглый год зоны отдыха, где проще спрогнозировать поток туристов и объем бизнеса», - считает Алексис Деларофф.
Таким образом, существующие и строящиеся отели в сегменте качественного предложения пока ориентированы на то, чтобы покрыть спрос индустрии встреч. Поэтому и появляются такие гостиницы в деловых центрах: промышленных и сырьевых городах, городах, аккумулирующих финансовые потоки. В то же время курортные объекты повышенным спросом пока пользоваться не будут: те клиенты, которые могут себе это позволить, предпочитают отдыхать за границей, а для отдыхающих на родине гостиницы этого сегмента недоступны.
Однако в перспективе, в случае стабильного экономического роста, такое размещение будет востребовано. Со временем к внутреннему потоку может прибавиться въездной (если удастся наладить авиасообщение и разобраться с визовой бюрократией). Кроме того, сейчас мировая туриндустрия ищет новые рынки, существующие международные курорты достигли пика своего развития и стали терять привлекательность в глазах опытных туристов, которые хотят путешествовать дальше. Эксперты называют привлекательными для туристов северные и дальневосточные районы, арктические территории, Кавказ, Алтай.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72