Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №9, Июль 2012
« Вернуться к журналу  

Речные круизы держат удар
Несмотря на все сложности последнего времени круизы по рекам России остаются одним из самых востребованных видов отдыха. По итогам летнего сезона операторы не ждут роста турпотока, но кризиса и демпинга на этом направлении также быть не должно.
ТЕКСТ СЕРГЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ
 
Ранние продажи на сезон 2012 года стартовали хорошо в основном за счет постоянных туристов, которые прекрасно представляют, что такое речные круизы. «В сравнении с периодом начала бронирований на 2011 год, осенние показатели выросли примерно на 10–15%. При этом можно констатировать, что упала глубина продаж. Рейсы, которые раньше загружались примерно за месяц до отправления, теперь заполняются за неделю, а круизы выходного дня вместо пары недель – за считаные дни», - рассказывает директор по продажам и маркетингу компании «Инфофлот» Андрей Михайловский.
По мнению директора по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрея Смолина, говорить о влиянии мирового финансового кризиса на рынок речных круизов не вполне корректно. Скорее речь идет об общем падении платежеспособного спроса по всему миру. «Разумеется, туристический бизнес оказался в первых рядах среди пострадавших: туристические поездки не относятся к категории продуктов первой необходимости и в условиях кризиса ими можно пожертвовать. Плохо то, что в ряде стран кризис продолжает усугубляться. Достаточно взглянуть на Европу, которую с каждым днем все больше лихорадит. А ведь именно Западная Европа является одним из  основных поставщиков туристов в Россию, в том числе круизных путешественников. В полной мере мы ощутили это в 2012 году. Если турпоток из США, например, практически не изменился, то Европа заметно «просела», особенно поздние рынки, такие как Италия, Испания», - рассказывает Андрей Смолин.
С этой оценкой согласна заместитель генерального директора по туризму  компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. По ее словам, в этом году уже наблюдается спад спроса на иностранном рынке, а рост цен на топливо не позволяет операторам реагировать на международный экономический кризис снижением цен на турпакеты. «Отсюда  - появившийся на российском рынке довольно-таки большой блок мест на совместных с иностранными туристами круизах. Нерадостная картина видна и на внутреннем рынке. Почти все профильные агенты отмечают спад продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - говорит Светлана Гончарова.
 
Дорогое топливо
Впрочем, рост цен на топливо, на долю которого приходится порядка 20% в структуре себестоимости круизного продукта, бьет в первую очередь по судоходным компаниям, практически не затронув конечного потребителя. Дело в том, что скачок топливных цен более чем на 30% произошел уже после того, как операторы объявили цены на 2012 год. «Не будем забывать, что цену определяет в первую очередь рынок. Какой смысл вводить топливную поправку или повышать стоимость тура, если это приведет к тому, что клиент просто откажется от поездки? Круиз на теплоходе – это не авиаперелет, альтернативы последнему практически не существует, первому – хоть отбавляй», - считает Андрей Смолин.
 
Тенденции лета
По словам Светланы Гончаровой, в этом году выросли продажи туров на четырехпалубные теплоходы, снизился спрос на двух- и трехпалубные суда за счет уменьшения глубины продаж. При этом загрузка прошедших и ближайших (июль-август) круизов очень хорошая (90–100%). Операторы также отмечают, что теперь клиенты стали более взвешенно подходить к выбору поставщика туруслуг. «Круизеры внимательно изучают теплоходы, их возраст, внешний вид и техническое состояние, опыт туроператора и судовладельца, отзывы о том или ином судне. В целом клиент стал более грамотным. Для «Водохода», который оперирует 27 комфортабельными четырехпалубниками и  является не только крупнейшей судоходной компанией России, но и владельцем самого молодого флота, подобная «придирчивость» клиента скорее выгодна», - говорит Андрей Смолин.
Светлана Гончарова отмечает, что часть туристов готова пожертвовать комфортом ради низкой цены. Но таких клиентов с каждым годом становится все меньше.
 
Самые популярные
В компании «Инфофлот» традиционно высоким спросом пользуются круизы выходного дня из крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Самара), круизы из Москвы в Петербург, Самару, Елабугу, Астрахань и Ростов-на-Дону, круизы на Соловки, а также круизы из «Золотой коллекции» компании  на комфортабельных теплоходах «Александр Бенуа», «Н.А. Некрасов», «Карл Маркс» и «Василий Чапаев». Как отмечает Андрей Смолин, в эту навигацию большим спросом пользуются продолжительные круизы (от 11 дней) по Волге, круизы выходного дня в Санкт-Петербург. Повысился спрос среди москвичей на круизы с отправлением из регионов, например, из Нижнего Новгорода. А вот классические маршруты, такие как  Москва – Санкт-Петербург, загружаются хуже.
В компании «Мостурфлот», как всегда, высок спрос на направление Санкт-Петербург. Также популярны круизы по Оке. Хорошо продаются круизы Москва – Казань – Елабуга - Москва, непродолжительные (3–7 дней) круизы по Волге. Спрос на астраханское направление, очень популярное в прошлом году, заметно упал.
 
Тонкости реновации
Одна из главных задач, стоящих перед большинством судовладельцев России, - реновация круизного речного флота. Существуют два пути решения этой проблемы: строительство нового флота и модернизация старого.
«Компания «Мостурфлот» как владелец круизных судов пошла двумя путями. В межнавигационный период 2010–2011 был модернизирован теплоход проекта 301 «Княжна Виктория». В 2011–2012 годах по проекту Морского инженерного бюро на верфи братьев Нобель построен теплоход «Александр Грин», который принял первых пассажиров 17 июня», - рассказывает Светлана Гончарова. Оба теплохода соответствуют уровню 4–5 звезд. Увеличена площадь кают до 15–25 квадратных метров, во всех каютах, кроме главной палубы, есть балконы. Работают лифт, соединяющий все палубы, спутниковое телевидение, интернет в каждой каюте, внутренняя телефонная связь, тренажерные залы, сауна.
Активная реновация судов идет в компании «Инфофлот». «Для большей комфортности мы расширяем каюты, устанавливаем кондиционеры и спутниковое телевидение. К примеру, теплоход «Василий Чапаев» прошел масштабную модернизацию пассажирских помещений в 2010 году», - рассказывает Андрей Михайловский.
К сожалению, далеко не все компании подходят к вопросу обновления флота столь серьезно. «Сегодня многие с гордостью заявляют, что их теплоходы были «модернизированы» в последние годы. Однако в 99 случаях из 100 речь идет о чисто эстетическом обновлении: замене мебели, улучшении кают - не более того. Никакого отношения к технической части судна эта модернизация не имеет. Залог безопасности – в регулярном, грамотном обслуживании судов со строгим соблюдением всех технических регламентов. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов возраст основных узлов и механизмов и корпуса судна, - уверен Андрей Смолин. - Единственное наше судно, которое мы по праву называем модернизированным – это «Мстислав Ростропович», так как практически вся пассажирская часть на нем была отстроена заново».
 
Уровень сервиса
Неотложная задача - повышение уровня сервиса. Каждый оператор решает ее по-своему. Компания «Мостурфлот» ввела единый стандарт услуг на всех теплоходах, работающих на российском рынке. «Можно говорить о «сети» судов «Мостурфлота». Это значит, что если турист оплатил каюту категории «люкс», то он может быть уверен, что это будет каюта увеличенной площади. На любом теплоходе в каюте этой категории турист найдет халат, тапочки, чайный сервиз с постоянно пополняемым набором (чай, кофе, сахар, сливки, вода), ему чаще будут менять постельные принадлежности и в его каюте будут телевизор, холодильник, телефон, фен», - рассказывает Светлана Гончарова.
Каюты класса «премиум» (на теплоходе «Михаил Булгаков» все каюты класса «премиум», «полулюкс» и «люкс») оснащены телевизором (спутниковая антенна), холодильником, телефоном (рум-сервис), феном. На всех теплоходах существует меню «а ля карт» в ресторанах, экскурсионное «меню» (предлагается выбор из включенных в турпакет экскурсий), ежедневно проводится уборка всех помещений, в каждой каюте любого теплохода обязательно есть печатная информация обо всех программах круиза (обновляется каждый день), инструкция по безопасности. К услугам туристов - культурно-развлекательная программа, включающая концерты, музыкальные вечера, конкурсы, беседы, путевую информацию. Есть бары. На теплоходе «Михаил Булгаков» успешно работает спа-салон.
В компании «Инфофлот» круглый год работает специальное подразделение, в задачи которого входит обеспечение высокого уровня сервиса для туристов на борту. «Инфофлот» ежегодно привносит новинки в свой продукт. В сфере экскурсионного обслуживания это так называемые альтернативные экскурсии – их могут выбирать туристы, не первый раз посещающие тот или иной город по маршруту, причем без всяких доплат. Постоянно расширяется список дополнительных экскурсий, предлагаемых на борту за отдельную плату. У туристов приобретают популярность тематические программы, которых в 2012 году на судах «Инфофлота» уже свыше двух десятков. С 2011 года оператор первым среди всех круизных компаний России стал издавать полноцветный бортовой журнал, бесплатно распространяющийся по каютам всех теплоходов компании.
По словам Андрея Смолина, компания «ВодоходЪ» уже много лет  оказывает услуги международного уровня. Ежегодно она обслуживает около 40 тысяч иностранных туристов со всех уголков земного шара, и эта цифра остается стабильной. «Стоимость речного тура по России для конечного потребителя варьируется в диапазоне от 2 до 5 тысяч евро, а это немало. Тем не менее туристы из Германии, Италии, Франции, Испании, Австралии, США, ОАЭ (всего порядка 100 стран) прибывают к нам каждый год, причем некоторые даже неоднократно. Это ли не лучшее подтверждение высокого уровня наших круизов? - подчеркивает Андрей Смолин. - Важно и то, что между уровнем сервиса для российских и иностранных клиентов нет абсолютно никакой разницы. Зачастую теплоход работает часть навигации с россиянами, а часть времени – с иностранцами. Более того, стоимость тура для россиян на совместные круизы с иностранными клиентами даже ниже, чем на аналогичные «российские» рейсы».
 
Новинки сезона
В прошлом году компания «Инфофлот» апробировала специальные программы во время круизов и получила очень хорошие отзывы. В этом сезоне также представлена целая серия тематических рейсов самой разной направленности: музыкальные (круиз-фестиваль «Волжская сюита» на теплоходе «А. Бенуа», 10–14 сентября, Москва – Ярославль – Москва), гастрономические, юмористические («Вокруг Смеха» на теплоходе «Н.А. Некрасов», 13–17 августа, Москва – Ярославль – Москва), этнографические («Разгуляй по-русски» на теплоходе «А. Бенуа», 7–9 сентября, Москва – Углич – Москва) и многие другие.
Главная новость компании «ВодоходЪ» – более чем трехкратное увеличение флота, задействованного на обслуживании российских клиентов и существенное расширение географии маршрутов. Произошло это в связи с тем, что под торговой маркой «ВодоходЪ» объединились компании «Волга-Флот-Тур» и «ВодоходЪ – Санкт-Петербург», так что теперь компания предлагает клиентам широкий спектр самых разнообразных маршрутов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Казани и других городов России. Кроме того, «ВодоходЪ» ежегодно обновляет экскурсионные программы в городах по маршруту следования своих судов, предоставляя клиенту максимальную свободу выбора. На многих стоянках пассажир может выбрать один из трех вариантов экскурсий, включенных в стоимость тура. И это без учета дополнительных экскурсий, которые можно приобрести на борту либо заранее в офисе.
Компания «Мостурфлот» запустила в этом году два новых проекта. Это три круиза «Здоровье» на теплоходе «Сергей Есенин» по направлению Москва – Санкт-Петербург. Кроме традиционных развлечений на борту (концерты, конкурсы, кино, танцевальные вечера, бары) туристам предлагается разработанная совместно с сотрудниками Института питания программа, способствующая общему оздоровлению и похудению. В меню ресторана на выбор, кроме обычных блюд, будет предлагаться диетическое питание. Всех желающих ждет встреча со специалистами Института питания и с инструкторами по гимнастике (проводятся занятия). Все это включено в стоимость путевки. За дополнительную плату можно заказать массаж и индивидуальные консультации с диетологом.
Начал работать проект, разработанный  компанией «Мостурфлот» и Театром кукол им. С.В. Образцова. На борту теплохода-театра «Сергей Образцов» открыты музей кукол, фотовыставка из личной коллекции фотографий Сергея Образцова, сделанных им во время его путешествий по всему миру. Есть богатейшая коллекция кукольных спектаклей мира в видеоформате. Кукольные спектакли, мастер-классы по постановке спектакля и изготовлению кукол. И все это - в дополнение к привычной программе с концертами, конкурсами, музыкальными вечерами, экскурсиями.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72