Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №15, Ноябрь 2012
« Вернуться к журналу  

Намазано медом, но с ложкой дегтя
На протяжении последнего года в нашей стране неоднократно высказывались идеи о возрождении сегмента бюджетных авиаперевозок. Такие заявления делали как властные структуры, так и авиакомпании. Далеко не все озвученные планы выглядят жизнеспособными, но всем ясно – воздушный лоукост нужен рынку и, возможно, именно сейчас закладывается фундамент для появления в нашей  стране новых перевозчиков-дискаунтеров.
 
ТЕКСТ ЯН ХВИЛЕР
Вице-президент корпорации Airbus по Европе, Азиатско-Тихоокеанскому региону Кристофер Бакли, выступая на девятом международном авиационном форуме «Крылья России», провел сравнительный анализ европейского и российского авиарынков. В своем докладе он, в частности, отметил, что бюджетные авиакомпании в странах Старого Света – это высокоразвитая и динамично развивающаяся бизнес-модель. Европейские дискаунтеры постоянно увеличивают свою долю на рынке, расширяют авиапарк, имеют успешный опыт привлечения на свои рейсы бизнес-пассажиров.
 
Хотим, но не умеем
В России становлению этой бизнес-модели препятствует целый ряд факторов: низкая доля интернет-продаж, недостаточно развитая инфраструктура региональных аэропортов, низкая мобильность населения и его концентрация в крупных городах. «Пока российские бюджетные перевозчики заметной роли на рынке не играют», - констатируют эксперты Airbus.
Вместе с тем темпы роста авиаперевозок в России сегодня опережают среднемировые. По прогнозам Airbus, в 2011–2030 годах пассажиропоток в мире будет расти примерно на 4,8% в год, тогда как в нашей стране он ежегодно будет увеличиваться на 5,6%. Таким образом, Россия – при создании определенных условий – весьма перспективное поле деятельности для авиадискаунтеров.
Похоже, это уже начинают понимать и российские власти. В начале 2012 года Минтранс выступил с инициативой превращения калужского аэродрома Ермолино в базовый хаб для перевозчиков-дискаунтеров. «Для развития бюджетных авиаперевозчиков необходимо развивать региональные аэропорты в ближнем Подмосковье. Если лоукост будет развиваться в России, то им не будут нужны аэропорты Москвы, так как в них дорогое обслуживание, — заявил министр транспорта Игорь Левитин. - Бюджетным компаниям будут интересны такие аэропорты, как Ермолино». Мысль, конечно, справедливая, хотя расположенный в 61 км от Внукова аэропорт Ермолино можно считать «ближним» Подмосковьем лишь условно.
В июне Минтранс РФ выступил с другим предложением -  вернуться к практике так называемых невозвратных авиабилетов, что, по мнению представителей ведомства, позволит снизить цены и создаст условия для появления в России лоукост-перевозчиков. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Воздушный кодекс РФ. По данным министерства, в авиакомпаниях «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», S7 и UTAir (на их долю приходится до 70% всех пассажирских авиаперевозок в РФ), сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажира от перевозки, составляет в среднем 8% от выручки.
Министерство транспорта, Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития договорились о том, что в аэропортах, которые обслуживают свыше миллиона пассажиров в год, должны работать как минимум две топливозаправочные компании, а в аэропортах, обслуживающих более 5 млн пассажиров, - три. «Это сможет обеспечить конкуренцию в топливной сфере», - подчеркивает глава ФАС РФ Игорь Артемьев. По его словам, правительство РФ активно обсуждает вопрос приглашения иностранных лоукостеров на российский рынок авиаперевозок, в том числе для выполнения внутренних рейсов.
 
 
К нам летят дискаунтеры
Осенью стало известно о том, что крупнейший бюджетный авиаперевозчик Европы Ryanair подал заявку на полеты в Россию из Ирландии. Ryanair, безусловно, - один из знаковых игроков на европейском лоукост-рынке. В 2011 финансовом году пассажиропоток авиакомпании составил почти 76 млн человек, а по итогам 2012 финансового года (он заканчивается в марте 2013 года) этот показатель должен увеличиться до 80 млн пассажиров. Но переоценивать значение возможного прихода дискаунтера в нашу страну не стоит.
Аналитики уверены, что пока речь идет о своеобразном тестировании отечественного авиарынка. Причем наиболее вероятен приход Ryanair не в Москву, а в Санкт-Петербург. «Мы всегда будет идти навстречу аэропортам, которые заинтересованы в привлечении Ryanair на свой рынок, — поясняют в авиакомпании. — Однако мы ведем переговоры более чем с 50 аэропортами, так что конкуренция за приход Ryanair достаточно высока. Мы говорим со многими аэропортами, но это не значит, что мы туда полетим».
А вот другой известный дискаунтер – easyJet – настроен более решительно. В конце октября перевозчик выиграл право (в конкурсе также участвовали British Airways и Virgin Atlantic) начать пассажирские перевозки между Лондоном и Москвой на рейсах, «освободившихся» после ликвидации авиакомпании bmi.
EasyJet - второй по величине европейский лоукостер по объему бизнеса (в прошлом году он перевез 55 млн пассажиров). В рейтинге Skytrax перевозчик признан лучшей бюджетной авиакомпанией Европы. Планируется, что полеты из Москвы (предположительно – из Внукова) в лондонский Гатвик начнут выполняться два раза в день весной 2013 года. Билет в оба конца будет стоить около 125 фунтов стерлингов – это примерно в два раза дешевле, чем сейчас у конкурентов – «Аэрофлота», «Трансаэро» и British Airways.
«Мы надеемся, что наши рейсы будут популярны как у бизнес-пассажиров, так и у туристов», - заявила исполнительный директор easyJet Каролин Макколл. Делегация перевозчика также побывала в Пулкове, откуда дискаунтер планирует открыть рейсы летом 2013 года. В более отдаленной перспективе авиакомпания рассматривает возможность полетов из пяти городов РФ в Лондон, Эдинбург и Манчестер, а также в города Швейцарии, где у британского перевозчика есть дочернее предприятие.
 
 
Доморощенный лоукост
Российские авиакомпании тоже не сидят сложа руки. Своеобразной сенсацией стало сообщение о намерении возродить бюджетную авиакомпанию «Авианова». Учредителями «старой» «Авиановы» были структуры А1 (51%) и инвестфонда Indigo Partners (49%). Владельцами 51% в новом проекте хотят стать российские инвесторы, интересы которых представляет бывший топ-менеджер А1 Дмитрий Черняк. Еще 49% хотел бы получить венгерский дискаунтер Wizz Air. Эта авиакомпания была создана в сентябре 2003 года. В авиапарке лоукостера 36 воздушных судов, к 2017 году флот должен увеличиться до 132 авиалайнеров. Объем перевозок в 2011 году составил 11 млн пассажиров, причем 570 тысяч человек обслужила дочерняя компания «Визз Эйр Украина».
Российские эксперты к перспективам возрождения «Авиановы» отнеслись более чем сдержанно. «Поскольку ничего нового я не услышал, а предыдущий проект сгенерировал убытки в 800 млн рублей, да еще и пришлось разбираться с перевозкой нескольких десятков тысяч пассажиров, мы проект не поддержали», - заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько.
Более серьезными выглядят планы авиакомпании «Трансаэро». Летом 2012 года генеральный директор предприятия Ольга Плешакова сообщила о том, что «Трансаэро» изучает возможности создания бюджетного перевозчика. В качестве перспективных в этом отношении направлений рассматриваются рейсы из Москвы в Центральную и Южную Россию, а также в Санкт-Петербург. Новый лоукостер может получить часть самолетов Boeing 737, которые уже есть у «Трансаэро», а также авиалайнеры «Сухой Суперджет».
Вместе с тем, по словам Ольги Плешаковой, сегодня у российских авиакомпаний есть возможности экономить только 5–12% от цены билетов - на коммерческих расходах и бортпитании. Понятно, что такое удешевление билетов сложно назвать лоукостом в полном смысле этого слова. Нужны дополнительные источники экономии, воспользоваться которыми можно будет только после изменения ряда действующих нормативно-правовых актов.
 
Суд да дело
Главным лоббистом решения правовых проблем российских дискаунтеров решило выступить руководство «Аэрофлота». В стратегии развития национального перевозчика до 2025 года прописано создание лоукостера на базе одной из дочерних региональных авиакомпаний. Долгое время ничего более конкретного об этих планах не было известно. Ситуация прояснилась в конце октября, когда генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев встретился с Владимиром Путиным и внес на обсуждение властей несколько масштабных инициатив. 
По словам Виталия Савельева, «Аэрофлот» готов в течение полугода - максимум года - создать крупную бюджетную авиакомпанию, но для этого необходимо внести поправки в Воздушный кодекс страны и Федеральные авиационные правила. «Есть несколько поправок, которые мы должны сделать. Первое - пассажир должен за багаж платить, если мы говорим о лоукостере. Мы также должны разрешить лоукостеру не кормить пассажира на рейсах»,  - заявил он.
Кроме того, по мнению гендиректора «Аэрофлота», нужно отменить запрет на продажу пассажиру невозвратных билетов: «Это есть во всем мире: в Европе, в Америке, – но у нас почему-то эта поправка не действует – это неконкурентные условия. То есть пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он его не может вернуть. Это не только касается лоукостеров, но и обыкновенных перевозчиков, только в меньшем объеме».
В беседе с президентом был затронут еще один болезненный вопрос – разрешение  привлекать на работу в российские авиакомпании пилотов-нерезидентов. «Сегодня у всех авиакомпаний России дефицит пилотов, идет война цен – мы взвинчиваем цены, зарплаты нашим пилотам. Так что это будет существенно для лоукоста», – считает Владимир Савельев. «Все эти вопросы можно обсуждать, но есть некоторые вещи действительно чувствительные, прежде всего касающиеся рынка труда, - в свою очередь отметил Владимир Путин. - К этому нужно подойти особенно внимательно, и с профсоюзами этот вопрос нужно обсуждать. Но подумать на этот счет и создать такого перевозчика, мне кажется, было бы правильно, многие пассажиры пользовались бы наверняка этими рейсами». Для базирования нового российского бюджетного авиаперевозчика руководство «Аэрофлота» предлагает создать специальную воздушную гавань  на базе одного из столичных аэропортов.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72