Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Май 2013
« Вернуться к журналу  

Концепция непрерывного образования
Собеседник «ТБ» - проректор по учебной работе Российского экономического университета имени Плеханова профессор ЛЕОНИД БРАГИН.
 
БЕСЕДОВАЛ ГЕННАДИЙ ГАБРИЭЛЯН 
 
Каким образом проходящая в России реформа высшей школы должна сказаться на подготовке кадров в туризме, в частности, применительно к Российскому экономическому университету имени Плеханова?
В 2011 году кафедра гостиничного и туристического бизнеса РЭУ перешла на подготовку бакалавров (до сих пор у нас были «дипломированные специалисты»)  с четырехлетней программой обучения. Годом позже открылась двухлетняя магистратура. Хочу подчеркнуть, что в ней есть бюджетные места - прошедшие по конкурсу в магистратуру смогут продолжить получать образование бесплатно. Общая стратегия Плехановки – увеличение доли магистрантов по всем направлениям. После магистратуры мы предлагаем ряд дополнительных образовательных программ, затем курс МBA. Все это логично  встраивается в концепцию непрерывного образования.
Подготовку кадров индустрии туризма и гостеприимства осуществляют в настоящее время более 150 вузов Москвы, из которых лишь 30 государственные. Поэтому при оценке вузов в целом, если говорить о реформе высшей школы, необходимо учитывать эффективность и негосударственных вузов. По нашему мнению, качество подготовки ими специалистов далеко от идеального. Подготовка кадров должна вестись по федеральным стандартам третьего поколения с учетом реальных нужд и требований туристического и гостиничного бизнеса, причем подготовка эта должна верифицироваться независимо от того, является вуз государственным или нет.
В РЭУ имени Плеханова в целях повышения качества образования постоянно идет переподготовка преподавательского состава. Мы убеждены, что непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию.
 
Ваш университет становится участником амбициозного проекта – создания гигантского образовательно-спортивного кластера в Домодедове. Как это может отразиться на подготовке туристических кадров?
Сегодня есть предварительная договоренность о том, что в Домодедове Плехановка получит около 20 гектаров земли. Мы собираемся построить на этой площади учебно-лабораторный корпус или корпуса, непременно - общежитие и культурный центр, а также спортивный комплекс. Госбюджет финансированием данного суперпроекта пока заниматься не предполагает. Плехановка ищет свои источники – это могут быть и собственные средства, и средства попечительского совета, председателем которого является генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Сейчас идет активная проработка проекта «Большой Плехановки». Но я хотел бы подчеркнуть, что мы отнюдь не собираемся переезжать в Домодедово, хотя такие сведения в прессе распространялись. Мы  расширяемся. К примеру, как показал набор 2012 года, гостиничное дело является одним из самых востребованных направлений, которые Плехановка предлагает абитуриентам. Понятно, что РЭУ заинтересован в притоке обучающихся по этому направлению. И мы готовы расширять его на новых площадях. Кроме того, в настоящее время идет процесс слияния Плехановки с Российским государственным торгово-экономическим университетом (РГТЭУ), там тоже есть соответствующий факультет.
 
Как взаимодействуют теория и практика при подготовке специалистов в вашем университете? Существуют ли продуктивная связь соответствующей кафедры с органами управления отраслью, например, Ростуризмом?
В процессе обучения на кафедре гостиничного и туристического бизнеса широко используются интерактивные лекции, тренинги, олимпиады, семинары с ведущими специалистами отрасли, выездные занятия на базе гостиничных и туристических предприятий, посещение отраслевых выставок и многое другое. Все программы обучения приближены к практическим целям и задачам предприятий индустрии гостеприимства и туризма.
Будущие специалисты получают практическую подготовку в ходе учебной и производственной практики на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма, выполнения контрольных и практических работ, проведения деловых игр, анализа производственных ситуаций, выполнения курсовых работ.
Подход к подготовке специалистов по туризму и гостиничному бизнесу, по нашему убеждению, должен быть комплексным и целенаправленным. Профессиональная деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным дисциплинам, объединения их в конкретном труде. При кафедре существуют специальные компьютерные классы, в которых установлены программы, эмулирующие деятельность гостиничных и туристических предприятий. Проводятся занятия на базе ведущих турфирм и гостиниц столицы, к проведению практических занятий приглашаются специалисты ведущих туристических и гостиничных предприятий, организуются круглые столы и научно-практические конференции для студентов кафедры, на которые приглашаются представители органов управления отрасли, где работают выпускники нашей кафедры, например, Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы.
Существует тесная взаимосвязь кафедры «Гостиничный и туристический бизнес» с предприятиями отрасли с целью обмена опытом, методиками и современными технологиями подготовки кадров,Bookmark: p264 усиления практической направленности в подготовке кадров,Bookmark: p265 проведения отраслевых научных исследований и внедрения их результатов в практическую деятельность предприятий туриндустрии, формирования образовательных программ с учетом достижений науки, разработки учебно-методических пособий для работников индустрии туризма и гостеприимства. Проводятся ярмарки вакансий и дни открытых дверей на предприятиях гостиничного бизнеса. Студенты и преподаватели кафедры всегда участвуют  в  международных выставках, форумах, конференциях, организуемых Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, Федеральным агентством по туризму и Министерством культуры.
 
В декабре 2012 года Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы в очередной раз объявил лауреатов престижной премии «Путеводная звезда». Кафедра гостиничного и туристического бизнеса стала победителем в номинации «за выдающийся вклад в развитии туризма в городе Москве» в категории «Подготовка кадров для туриндустрии».
Кафедра гостиничного и туристического бизнеса была создана в 1993 году. За это время нами подготовлены более двух тысяч специалистов для гостиничных и туристских предприятий Москвы и других регионов РФ. Выпускники кафедры работают в таких известных гостиницах, как «Метрополь», «Националь», «Балчуг Кемпински», «Ритц-Карлтон», «Свисотель», «Арарат Парк Хаятт».
Кафедрой широко используются современные информационные технологии. Подготовлен и читается специальный курс «Информационные системы в индустрии гостеприимства и туризма», в котором широко используются современные информационные достижения. Приобретено программное обеспечение автоматизации гостиничного предприятия Fidelio Front Office. С 2009 года студенты имеют возможность изучить комплекс автоматизации туристского предприятия «Туры.ру» и ознакомиться с практикой его применения в современных турфирмах.
Кафедра ведет широкое международное сотрудничество. Основным партнером кафедры по международной образовательной программе выступает Университет профессионального образования Satakunta Polytechnic в финском городе Пори. Часть специальных дисциплин читается на английском языке.
К основным конкурентным преимуществам кафедры в области подготовки кадров для индустрии гостеприимства и туризма можно отнести следующие: практикоориентированный и компетентностный подход, усиленная языковая подготовка по двум иностранным языкам (третий - по желанию), тесное взаимодействие с ведущими предприятиями гостиничного и туристского комплекса, собственная научно-методическая база и современный библиотечный фонд для подготовки кадров по новым образовательным программам, зарубежные стажировки, привлечение выпускников к научной деятельности и содействие в их трудоустройстве.
 
Крупнейший рекрутинговый портал Head Hunter провел опрос, результаты которого показывают: почти половина выпускников туристических вузов испытывает трудности с трудоустройством, а четверо из десяти недовольны полученным образованием. Не считаете ли вы, что имеет место перепроизводство туристических кадров? Каким спросом пользуется ваши выпускники?
Проблема трудоустройства наших выпускников нам небезразлична, поэтому мы знаем, куда устраивается на работу почти каждый наш студент. Студенты могут найти работу по специальности намного раньше, чем получат диплом, а именно в период прохождения практики. Студентов 3-х и 4-х курсов охотно приглашают практиковаться ведущие гостиничные и туристские предприятия, с которыми у кафедры имеются договорные отношения, а к 5-му курсу примерно 80% учащихся знают, где будут работать – причем некоторые уже и работают: обязательное посещение вуза у нас  только для 1-х -3-х курсов.
 
Будут ли ваши студенты участвовать в важнейшем спортивном событии следующего года – сочинских зимних Олимпийских играх?
В качестве волонтеров, от пятидесяти до ста человек. В Сочи поедут и студенты-технологи общественного питания, тоже как волонтеры. Подобные традиции у нас есть – во время Московской олимпиады 1980 года ее гостей помогали принимать студенты тогдашнего Института народного хозяйства им. Плеханова.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72