Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Декабрь 2014
« Вернуться к журналу  

Весенние перевертыши

К марту число туроператоров может сократиться на треть

 

Количество путешествующих россиян сегодня оценивается примерно в 18 миллионов человек. А туроператорских компаний, предлагающих им свои услуги, – почти 3800, причем на выездной туризм работает около 1600 турфирм. Предложение заметно опережает спрос.

 

«Рынок сейчас самосанируется, процесс это чрезвычайно болезненный, но в конце концов он пойдет на пользу отрасли, – считает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. – Туркомпании поймут, что конкурировать надо в области повышения качества и разнообразия своих услуг, а не на поле демпинга. Большинство туроператоров уже осознало необходимость изменений».

 

Не все последствия этих изменений, возможно, понравятся потребителям туруслуг: меньше будет «горящих» туров, в основе которых, как правило, лежат демпинг, желание компании любыми средствами получить срочно хоть какие-то деньги, что, кстати, свидетельствует о ее неустойчивости.  Многие операторы, оптимизируя свой бизнес, уже сейчас сократили полетные программы на 30–55%. Сделали они это, как правило, за счет регионов. Иными словами, мы возвращаемся к практике1990-х годов, когда большинство россиян вынуждено было летать за границу через Москву. Это, безусловно, приведет к удорожанию туров для конечного потребителя. Но в целом происходящие сейчас процессы должны способствовать оздоровлению туристического рынка.

 

А рынок в этом остро нуждается. Если еще в 2008 году рентабельность туроператорского бизнеса составляла 5%, что тоже немного, то сегодня она вообще опустилась на уровень в 2%. Главная проблема заключается в том, что нынешний кризис в отрасли совпал со сложной экономической ситуацией в стране в целом, приведшей к падению покупательского спроса населения. Только этот фактор «уронил» рынок на 10–15%. Еще весной 1000 евро равнялись 40 тысячам рублей, а сегодня это уже почти 55 тысяч рублей, и загранпутевка, соответственно, стала по карману далеко не каждой российской семье.

 

Почти недоступны такие, еще недавно популярные направления, как Куба, Доминиканская Республика, Мексика -  резко подорожал перелет. В Европе особенно просела и прежде недешевая Португалия, а также страны Северной Европы, исключая разве что Финляндию, которая как раз не сдала позиций. Швейцария и Франция демонстрируют падение спроса почти на 60%. Правда, есть надежда, что, снизив цены к зимнему горнолыжному сезону, они отчасти выправят положение. В целом же российский выездной турпоток уменьшился на 35–40%. Исключениями стали лишь Египет и Таиланд, причем во втором случае речь идет о путешествиях из-за Уральского хребта.

 

 «Все это, однако, пошло на пользу внутреннему туризму, – считает Майя Ломидзе. – Цены в этом сегменте – вполне доступные. Скажем, поездка на 3–4 дня ноябрьских праздников по Золотому кольцу обойдется в 10-12 тысяч рублей на каждого члена семьи. Присматриваются к отечественным местам отдыха и представители госслужб (причем не только силовых), у которых есть ожидания ограничений в их выезде за рубеж».

 

АТОР постоянно отслеживает ситуацию на рынке. Сегодня, по оценке специалистов ассоциации, глубина продаж резко сократилась, особенно в регионах страны. На ноябрьские праздники в абсолютных лидерах был Египет, неплохо продавались экскурсионные туры по Чехии и Италии. Проявляют заинтересованность в расширении присутствия на российском рынке Объединенные Арабские Эмираты: пока они примерно на 5–6-й позициях. А вот бронирование новогодних и рождественских туров по состоянию на середину ноября было минимальным.

 

Есть и позитивные тренды. Туроператоры стали больше заботиться о своей репутации, применяя инструменты, гарантирующие надежность их услуг. Многие предлагают страховку от невыезда, цена которой – около  7% от стоимости турпакета. Некоторые фирмы вводят банковские депозиты, например, под 2,65%. В этом случае возврат денег за неоказанную часть услуг клиенту гарантирует банк.

 

Ряд туристических компаний уже переориентировался на внутренний рынок, формируя собственные российские продукты. Такие туроператоры, как считает Майя Ломидзе, как и те, что занимаются въездным туризмом и приносят реальные деньги в бюджет, нуждаются в государственной поддержке, в том числе по кредитам. Ведь каждая условная копейка, вложенная в туризм, дает эффект в три копейки.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72