Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2015
« Вернуться к журналу  

Ивор Вукелик: кризис во благо

 

Топ-менеджер – экспат в московском туристическом бизнесе сегодня скорее исключение. Однако для могучейTUI это больше правило: англичане работают в еt французских офисах, голландцы – в немецких и так далее, что, как считается, способствует динамике глобального процесса. Собеседник ТБ Ивор Вукелик, директор по продукту, закупкам, IT  и маркетингу компании TUI Russia, анализирует себя, людей и состояние туриндустрии в России.

 

Что вы за человек, что привело вас в туризм?

Насчет «привело»: меня постоянно об этом спрашивают – ради чего надо заниматьсятаким рискованным бизнесом, который к тому же не позволяет много заработать.Начиналось банально – со страсти к путешествиям. К самолетам: у меня уже в 18 лет была лицензия пилота. Продолжилось в хорватской интернет-компании, куда меня из громоздкой и скучной корпорации перетащил приятель. Стартовали мы, говоря по-американски, в гараже, а уже через год стали как туроператор отправлять по полтора миллиона человек из 26 мировых дестинаций.

На инкамингетоже работали – все американские туроператоры, которые привозили людей в Центральную и Восточную Европу, делали это через нас. КомпанияAdriatica.NetGroupбыстро стала самой большой в Юго-Восточной Европе, а я получил то, что хотел: постоянный стресс. Туризм многими, кто в нем работает, воспринимается как наркотик, а лично мне в состоянии стресса действовать привычнее, чем в обычном режиме.

 

В вашем послужном списке есть такая позиция, как исполнительный HR-директор. Какой опыт вы извлекли из этой работы?

Общаться с людьмии участвовать в развитии их карьеры – моелюбимое занятие, которое я считаю также замечательным видом профессиональной деятельности. HR – humanresources – это стратегическая часть бизнеса, а не просто наем и увольнение персонала.От тех, кто работает в компании, напрямую зависят перспективы ее развития, и недооценивать этот фактор невозможно. Я люблю людей и доверяю им, даже если моя способность к общению может показаться кому-то чрезмерной.

В туроператорской деятельности очень важна взаимосвязь всех отделов и департаментов: когдаобщая технологическая цепочкадолжным образом не работает –страдаетобщий результат. К чести нашей компании надо сказать, что здесь давно налажено перемещение кадров по горизонтали, то есть в ходе карьерного роста человек получает возможность показать себяс разных сторон. Я считаю это важной частью корпоративной культуры. Один из ярких ее результатов состоит в том, что некоторые европейские отделения TUIсейчас возглавляют люди, начинавшие карьеру гидами. В России очень много способных и талантливых сотрудников, при этом их профессиональные качества адекватно проявляются на низшем и среднем уровнях и хуже видны на самом верху. Однако тенденция замещения высших должностей россиянами в TUIRussia налицо: еще год назад иностранцев в нашем менеджменте было заметно больше.

 

Известно ваше мнение о том, что российский туристический рынок переживает не кризис, а эволюцию. Поясните эту мысль.

Совокупность явлений, которую в России называют кризисом туристического рынка, лишь ускорила процессы, идущие в индустрии. То, что должно было произойти за три года, может уложиться в один. Отсутствие качественного законодательства, хаотический рост числа операторов, когда, например, было по четыре кресла на одного улетавшего в Грецию, явныйдемпинг – считать такую стратегию развития долгосрочной было бы трудно. Другими словами, и до кризиса уже был кризис: неотличимых друг от друга игроков стало слишком много; крупные и мелкие туроператоры делали одно и то же – и в продукте, и в маркетинге, всюду; число турагентов превышало всякую разумную норму. Оптимизация процессов стала неизбежностью, и она происходит похожим образом в разных странах мира.

Что касается TUIRussia, то получается, что своими решениямимы предвосхитили некоторые последовавшие за ними события. Например, закрытие наших отделений год назад в некоторых регионах вызвало много негатива, однако оказалось абсолютно оправданным. Как и отмена некоторых направлений – Таиланд, Гоа, сокращение планируемых объемов и так далее. Умение смотреть в цифры и делать правильные расчеты, а не опиратьсяна эмоции – вот методика, если хотите.

 

Есть ли у вас новые средства противодействия негативным тенденциям на рынке?

Людям нужна уверенность. Им требуются цифры и факты, которые убедили бы их в том, что не все туроператоры завтра «грохнутся» (Примечание: Ивор говорит по-русски на уровне современного москвича.) Поэтому наша следующая рекламная кампания, которая начнется в апреле, будет направлена на то, чтобы сделать TUI ближе к клиенту, объяснить ему, как именно мы собираемся сделать его путешествие реальным.

Должен сказать, что в своего клиента мы верим. Да, его платежеспобность понизилась, но это не значит, что теперь он станет выбирать самый недорогойвариантпутешествия. Раньше он отправлялся в путь дважды в год, теперь будет тщательно планировать только одну поездку. Демонстративно снижать стоимость размещения, допуслуг и прочего, козырять набором скидок – не самый перспективный путь. Дешевое не синонимично хорошему, а хорошее – дорогому. Оптимальное соотношение цены и качества для каждого конкретного клиента должно рождаться именно в диалоге с ним.В целом мы называем такой подход дифференцированием продукта.

 

Вы предлагаете клубные форматы – не диссонируют ли они с кризисным состоянием ума потенциальных туристов?

Я сознаю, что само понятие «клуб» имеет в России некий элитарный смысл, который в нем, если применять термин к туризму, по большому счету отсутствует. Успех TUI во всем мире во многом объясняется как раз клубной концепцией, построенной, в свою очередь, на сегментировании аудитории по демографии и уровню дохода. Мы провели в России достаточно много исследований рынка, чтобы сказать: теперь мы понимаем своего клиента лучше. В летнем сезоне мы предложим на местном рынке семь клубных форматов группыTUI–концепциюMagicLife (семейные клубные отели для активного отдыха), SuneoClub (демократичные отели по системе «все включено»), Sensimar (отдых специально для пар) и другие. Затем клубныхопций может стать больше.

 

Следовательно, вас не смущает заметное снижение экономического тонуса в России и, как следствие, возможности россиян путешествовать…

Мы видим в этом потенциальный шанс для TUI. На рынке ходили слухи о том, что TUIсобирается уходить из России, но это не имеет ничего общего с реальностью. Акционеры компании (крупнейший в мире туристический холдинг TUIGroup и владелец «Северстали» Алексей Мордашов. – Ред.) исполнены решимости не только вывести еев первые ряды туроператоров России, но и построить сильный известный бренд TUI – такой, каким его знают в Европе. В течение одного-двух ближайших лет должны быть заложены основы для подобного рывка. При этом не так важно, сколько у нас будет туристов – триста тысяч или миллион: усилия по повышению узнаваемости бренда, отработка современных маркетинговых и других рыночных механизмов коммуникации, новые подходы к наружной и интернет-рекламе, новый слоган и рекламные материалы – вот что занимает повестку дня руководителей TUIRussia.

 

Что скажете о последних технологических изысках на туристическом рынке, в первую очередь динамическом пакетировании туров?

Динамическое ценообразование известно давно, а вот примыкающий к нему yield management —управление загрузкой и ценой с целью получения максимальной выручки от продажи всех компонентов турпакета – это сравнительно новая технология. То и другое успешно применяется в TUIGroup. У нас есть робот, который знает девятьсот параметров – от заполняемости номеров конкретного отеля до национальных праздников и расписания футбольных матчей во время заезда. Он составляет нужный алгоритм и подставляет оптимальные цены. Это самый настоящий искусственный разум...В конце года пилотную программу автоматической системы ценообразования планируется запустить и в TUIRussia.

 

Угрожает ли будущему туроператоров растущая самостоятельность туристов?

Среди туристов много подготовленных людей. Однако их усилия стать полностью независимыми в планировании и осуществлении путешествий сильно ограничивает банальный фактор – отсутствие во многих случаях доступной для онлайн-бронирования перевозки на регулярных рейсах и лоукостерах. В первую очередь это касается регионов. Сейчас процент самостоятельности туриста в России несколько возрос,что объясняется и недовериемк туроператорам, и высокой активностью систем самостоятельного бронирования. Но должен вернуться, по оценке экспертов, в традиционное соотношение 25:75 процентов в пользу операторов. В Москве и Санкт-Петербурге это будет, я думаю, 60–65, а в регионах – 80–90 процентов, с учетом объемов регулярной перевозки.

 

Как известно, TUI Russia перешла в структуре глобальной TUI Group в сектор развитых рынков (Mainstream). Сможет ли она удержать эту планку сейчас, когда, согласно прогнозам, отдых за границей может подорожать для наших соотечественников на 80 процентов?

В статусе развитого рынка России будет легче пережить любые кризисные явления, чем без него.TUI как группа обслуживает 30 млн туристов в год и является лидером по турпотоку во многих массовых туристических направлениях – Испании, Греции, Португалии, Хорватии, Доминикане, Мексике и др. Поэтому способна гибко маневрировать потоками, и если на каком-то направлении происходит спад спроса, его компенсирует активизация в другом месте. Условия для мейнстрима гораздо лучше, чем для российских и большинства мировых туроператоров, это касается оплаты, уровня гарантий и т.д.

 

Вернемся к путешествиям – как выглядит ближайшее расписание вашего личного зачета?

Побывал в Армении, собираюсь в Магадан и на Ямал. В перспективе маячит Байкал.

 

Любимое место отдыха?

Майами. Лучшая зона умственного отдохновения.

 

О чем я мог вас не спросить?

Где я рассчитываю оказаться через пять лет. Могу ответить: в составе центрального менеджмента компании TUI.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72