Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2015
« Вернуться к журналу  

И корабль плывет

 

По мнению большинства экспертов, в условиях кризиса отечественной туриндустрии, не смотря на отток иностранных туристов, сегмент речных круизов в России пострадал в наименьшей степени. Сейчас, когда происходит реструктуризация туротрасли и переориентация наших туристов и ряда туркомпаний на внутренний рынок, круизы, как небезосновательно рассчитывают специалисты, будут очень востребованы. 

 

Специально для «ТБ» руководители ведущих российских круизных компаний оценили состояние рынка речных круизов России, выделили главные тенденции и факторы, влияющие на конъюнктуру и развитие данного сегмента, отметили особенности работы круизных операторов с агентствами в условиях кризиса и рассказали о новых предложениях своих компаний.

 

Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров:

По нашей компании рост туристов в 2014 году по сравнению с 2013-ым составил 15 %. Сейчас уже отмечается рост спроса на речные круизы по России на 25-30%. Поскольку стоимость круизов не зависит от колебаний курсов валют, стандартное подорожание туров идет в пределах инфляции. Особенно выгодно приобретать путевки в период раннего бронирования – сейчас на некоторые теплоходы или на их отдельные круизы действуют сезонные скидки.

 

Важной особенностью нынешнего сезонасталавозросшая активность со стороны турагентств, ранее не продававших круизы по России. Это объясняется тем, что многие из них столкнулись с сильным падением спроса на выездные туры, а круизы, как уже отмечалось, остались по сути в прежней цене.

 

Если говорить о тенденциях, которые наметились в сегменте российских речных круизов, то можно выделить четыре главных тренда. Произошло смещение спроса к более качественным круизам от ведущих компаний, что привело к его падению в сегменте эконом-класса. Те из компаний, кто не смог перестроиться и продолжал продавать продукт, не соответствующий ожиданиям клиентов, вынуждены уйти с рынка. Знаковым стало появление Речного Альянсаи совместное продвижения круизов как вида отдыха.Отмечается также увеличение комфорта и уровня сервиса на отечественных судахи активный рост онлайн продаж круизов по России в сегментах b2c и b2b.

 

Сегодня, учитывая конъюнктуру рынка, ведущие круизные компании выводят турпродукт на новый уровень и готовят заманчивые предложения. Так, мы предлагаем новые рейсы в составе традиционной «Золотой коллекции» - «Музыкально-поэтический круиз», «Экскурсионные жемчужины Поволжья». И, конечно, продление нашего эксклюзивного «Вятского гранд-круиза» практически до самого Кирова с посещением этого города и дополнение программы на Вятке новыми уникальными объектами.По традиции «Инфофлот» подготовили специальные тематические рейсы — их изюминка в том, что каждый посвящен какой-то конкретной теме, которая раскрывается в рамках различных мероприятий. Среди них: концерты, викторины, конкурсы, кинопоказы и др. В этом году у нас 19 тем, посвященных литературе, географии, увлечениям, кинематографу и другие.

 

Что касается прогнозов развития рынка в сезоне 2015: мы ожидаем с началом навигации особый прирост «новичков»: и туристов, которые впервые отправятся в путешествие по водным артериям нашей страны, и туркомпаний, которые только начинают продавать круизы. Особый интерес, на наш взгляд, будут вызывать туры «под отпуск» продолжительностью от 7 до 14 дней.

 

Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму ОАО «Мостурфлот»:

Ситуация, сложившаяся на речном круизном рынке, неоднозначная. С одной стороны, сильно сократился поток иностранных туристов, которые раньше гарантированно обеспечивали высокую и стабильную загрузку теплоходов в течение всей навигации. Приведу пример: из более 50 теплоходов, принадлежащих пяти крупным компаниям-судовладельцам (в числе которых и компания «Мостурфлот»),  с иностранными туристами работали 70%, а  с российскими — 30%. Но ситуация кардинально изменилась: 10 теплоходов этих компаний в текущем году не планируется эксплуатировать. Из оставшихся,  44% продолжат работать с иностранными туристами и  56% - с российскими.

 

С другой стороны, наблюдается рост спроса на внутреннем рынке (в нашей компании на 26%  по сравнению с таким же периодом прошлого года). Существенно вырос интерес к отечественным круизам со стороны агентств и крупных операторов, ранее не работающих с внутренним туризмом. А выход на отечественный рынок теплоходов класса Люкс с высоким уровнем сервиса и размещения - это отличная альтернатива отдыха для  многих наших соотечественников, которые привыкли к отдыху 5*, но сейчас не имеют возможности выехать за границу. Хотелось бы еще выделить главные тренды нового сезона. Наш турист заметно «помолодел», почти 50%  - люди моложе 49 лет. Увеличилось и количество семей с детьми. Что касается взаимодействия круизных операторов с агентствами, то работать с каждым годом становится проще из-за быстрого развития технологий продаж через Интернет. Операторы проводят обучающие вебинары, семинары и другие мероприятия для агентств.

 

В сезоне-2015 «Мостурфлот» подготовил несколько новых проектов. Среди них: военно-патриотическая программа, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она разрабатывается совместно с военными историками. Продолжается работа с  историко-этнографическим направлением наших круизов. Недавно партнером компании стал МХТ им.Чехова. Теперь ждем на наших теплоходах ведущих артистов этого театра.  Пять наших судов с 2015 года будут работать как теплоходы-пансионаты.

 

Если говорить об иностранных туристах, то их основной приток был из Европы и Америки, поэтому из-за политических событий спрос заметно упал. Однако гости в нашу страну приезжают, и бестселлерами у них остаются круизы Москва - Санкт-Петербург со стоянкой 2-3 дня в этих городах, что дает возможность гостям нашей страны познакомиться не только с достопримечательностями двух столиц, но и провинциальных русских городов. В целом спрос на речные круизы в навигацию 2015-ого продолжит свой рост, и не только за счет постоянных туристов, но и благодаря новым. Скорее всего, вырастет популярность недельных круизов.

 

Андрей Смолин – коммерческий директор ООО «ВодоходЪ»:

Прошедший туристический сезон стал испытанием и проверкой. Мы получили бесценный опыт выживания в критических условиях, практику принятия оперативных и эффективных управленческих решений. Среди основных негативных факторов прошлого года: состояние уровня воды на Волге, падение спроса на круизы со стороны зарубежных туристов на фоне ухудшения политической ситуации и кризис на туристическом рынке, спровоцированный массовым банкротством туроператоров, приведший к падению уровня доверия к ним потребителей.В результате круизным флотом (26 четырехпалубных круизных теплоходов) в 2013-ом перевезено 119 000 чел., а малым флотом - 317 000 чел., что на 22% больше, чемв 2014-ом, когда круизным флотом (24 четырехпалубных круизных теплоходов) было перевезено 97 000 чел., а малым флотом - 303 000 чел.

 

В достаточно сложной экономической ситуации, когда платежеспособность населения падает, навигация 2015-го будет непростой. Однако действие некоторых упомянутых негативных факторов (прямо по народной пословице «нет худа без добра») позитивно влияет на потребительский спрос в туротрасли. На внутреннем рынке спрос претерпевает существенные изменения. Во-первых, это поддержка внутреннего туризма Федеральным Агентством. Во-вторых,  запрет на выезд за рубеж для отдельных категорий граждан РФ и, в-третьих, падение доверия к выездным операторам, многие из которых теперь находятся в поиске альтернативного турпродукта, и речные круизы могут получить дополнительно профессиональную сферу продаж.

 

Сегодня российские путешественники все больше и больше интересуются внутренним туризмом. Это может способствовать расширению референтных групп речных круизных путешественников. Например, туристы со средним или хорошим достатком, годами отдыхавшие за границей (на теплых морях), могут обратится к речному круизу. А из-за проседания въездного туризма несколько наших судов, раньше обслуживавших иностранных туристов, переориентированы на туры для россиян. Но география круизов годами остается неизменной, поскольку ее расширение связано с количеством и качеством стоянок. Но и в рамках старых маршрутов появляются новые экскурсионные объекты, разрабатываются новые программы.

 

В сезоне-2015 «ВодоходЪ» традиционно предлагает тематические круизы - «маевки» с развлекательными и анимационными мероприятиями на борту. Появятся новые экскурсионные программы в Великом Новгороде, Старой Ладоге и «зеленая стоянка» в Дубне. Среди новых маршрутов: «Москва - Карелия - Москва» на теплоходе «Ленин», 24-дневний круиз «Москва - Тверь - Ростов-на-Дону - Москва» на теплоходе «Александр Пушкин». Мы верим, что внутренний туризм совершит качественный скачок и, как знать, может быть, в ближайшее время речные круизы вновь станут «дефицитным товаром».

 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72