Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2016
« Вернуться к журналу  

Там тепло, там яблоки?

 

До начала нового туристического сезона в Крыму остается совсем немного. Его перспективы весьма живо обсуждаются – главным образом, с опорой на итоги сезона-2015. Каковы же они, и оправдаются ли ожидания властей, турбизнеса и туристов в этом году?

 

ТЕКСТ ГЕОРГИЙ ОСИПОВ

 

По данным Министерства курортов и туризма Крыма, общее количество отдыхавших на полуострове в 2015 году составило около 4,6 млн. человек, что особенно впечатляет на фоне абсолютно «мертвого» – по разным причинам – сезона-2014. Правда, некоторые местные эксперты ставят официальную статистику под сомнение, говоря о завышении порядка 1 млн человек. Для сравнения– в последние советские годы Крым посещало порядка 8–9 млн человек в год.В общем турпотоке на полуостров 88% составили граждане России, порядка 10% – граждане Украины, 2% – граждане стран дальнего и ближнего зарубежья.

Почти половина туристов выбирала для отдыха южный берег Крыма –59%. На восточном и западном побережьях побывали по 17% туристов, в других регионах полуострова –6%. В течение высокого курортного сезона более половины работающих здравниц были загружены на 85–100%. Весенние опросы ВЦИОМ 2015 года показывали, что в Крыму хотело отдохнуть наибольшее количество опрошенных. Оправдались ли их ожидания? 86% ответили на этот вопрос «да», «скорее да» и «даже в большей степени, чем ожидали». Более половины из них (53%) собираются приехать и в этом году.

 

Куда податься с парома?

Добираться в Крым стало проще. Число рейсов, в том числе дотируемых государством, со всех концов России в аэропорт Симферополя значительно выросло. Правда, симферопольский аэропорт, даже с учетом оперативно проведенной реконструкции и возведения нового терминала, пока весьма далек от международных стандартов.

Похоже, остались в прошлом и поистине эпические мытарства автомобилистов и пеших туристов образца лета 2014 года. Транспортная прокуратура Крыма в этом году прогнозирует увеличение числа пассажиров на керченской переправе минимум в 1,5 раза.«Даже при пиковых нагрузках время ожидания на переправе не превысит 4 часов. Аэропорт Симферополя спокойно примет 7 млн человек», – уверен глава Крыма Сергей Аксенов.

Минувший сезон принес с собой, в числе прочего, очевидную и, можно сказать, стратегическую смену крымской логистики. Все предыдущие десятилетия и даже столетия перемещения с континента на полуостров осуществлялись по линии «север – юг». Иначе говоря, Перекоп – Симферополь. Сегодня, в силу объективных причин, ось сместилась на направление «восток – запад»: Керчь – Феодосия – Симферополь.

Еще одна заметная по сравнению с прошлым годом перемена: установка подробной и, главное, двуязычной туристической навигации – столь знакомых по европейским дорогам «коричневых щитов», указывающих дорогу и расстояние до той или иной достопамятности. Но далеко не везде: на пути от переправы до Керчи, да и в самой Керчи, никаких навигационных знаков, не только туристических, нет вообще. Они появляются лишь через 100 км, в районе Феодосии.

 

Вектор развития

Сегодня имеется четко сформулированная программа развития крымского туризма по четырем основным направлениям: деловой, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм. А в целом в Крыму сегодня уже выделено шесть туристических кластеров, из которых три имеют строгую «санаторно-курортную» направленность: Евпатория, Саки и Ленинский район – озеро Чокрак.

Минувшей зимой в Крыму были выпущены четыре кратких путеводителя плюс специальный путеводитель по гастрономическому туризму и общий путеводитель по достопримечательностям полуострова. Не так давно в интернете был запущен крымский туристический портал.

Принят ряд специальных программ, в частности, по ревитализации, то есть восстановлению старых частей крымских городов, что позволит не только преобразовать их архитектурный облик, но и повысить уровень узнаваемости регионов среди туристов: самый яркий пример – евпаторийский маршрут «Малый Иерусалим». Кроме того, осуществляются специальные программы, посвященные отдыху в Восточном и особенно в Западном Крыму, где уровень цен на размещение, питание и услуги существенно ниже, чем, например, на Южном берегу и в Севастополе.

 

Лето как предчувствие

«Если сравнивать темпы роста спроса на отечественный продукт по раннему бронированию в этом году и в прошлом, Крым вырос в три раза, – свидетельствует заместитель директора НТК «Интурист» Сергей Толчин. – Год назад внутренний турпродукт в бронированиях на лето занимал 20%, а 80% приходилось на выездной. В этом году все наоборот. Спрос на внутренние направления есть, и надо ему соответствовать».

Тем не менее, какова специфика ближайшего туристического сезона? Какие факторы могут повлиять на него?

Первый – продолжающиеся по всему Крыму перебои с подачей электроэнергии, ведь никто не отменял известного правила: «туристический город – освещенный город». «Начало года было не очень хорошим для нас, потому что непонятной была ситуация для операторов с нашими энергоносителями, – признает министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий. – Но после заявления президента, после действий правительства все стабилизировалось, и в марте у нас пошел очень серьезный прирост по количеству туристов».

Вполне возможно также, что Крым накроет так называемый «анапский синдром». Туроператоры помнят, как здравницы этого города после сверхуспешного для них 2014 года, когда им досталась существенная часть крымского турпотока, вздернули цены, в результате чего в минувший высокий сезон свободные места имелись практически во всех анапских гостиницах. Уже известно, что стоимость размещения в Крыму наступающим летом не будет низкой. По данным Минкурортов и туризма республики, минимальная цена за ночь в санаториях южного берега Крыма в июле составит 3,5 тысячи рублей, в западном Крыму – 2,8 тысячи, восточном – 2,4 тысячи. Туроператоры констатируют: рост цен на разных объектах полуострова составил от 10 до 30%.

Другими словами, спрос на крымский отдых, возможно, значительно опередит предложение, и соотношение «цена-качество» перестанет удовлетворять туриста. Хотя специфика отдыха в Крыму заключается и в том, что там турист, особенно «завсегдатай», несколько менее придирчив к качеству сервиса, чем в других регионах.

 

Сказано – сделано?

С начала года Крым принял 203 тысячи туристов, что на 2,2% выше уровня 2015 года. Но это только начало. «С каждой неделей турпоток в Крым увеличивается, количество запросов по Крыму сейчас превышает показатели по всем остальным регионам. Мы – лидеры и ожидаем на майские праздники очень большой поток туристов», – уверенно заявляет Сергей Стрельбицкий. В этом году власти полуострова готовятся принять 6 млн туристов, а в 2018 году выйти на показатель в 8,5–10 миллионов.

И тем не менее, несмотря на оптимистичные заявления «сверху», Крыму – прежде всего – надо четко определить и твердо знать свое место на рынке туристических услуг. Граф Михаил Семенович Воронцов после присоединения Крыма к России привез в свое имение лучшие сорта французского винограда с намерением делать такое же вино. Но он не мог знать, что те же лозы в условиях Крыма дадут качественное, но другое вино. Так же – и с турпродуктом.

«Крым – не русский, не украинский, не татарский, не еврейский. Крым – и такова его исконная специфика – общий дом для всех народов, и именно из этого мы должны исходить»,– говорит Сергей Стрельбицкий.– Времени нам отмерено – до 2018 года». То есть реформировать крымский туризм надлежит до предполагаемого ввода в эксплуатацию Керченского моста. Получится ли?


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72