Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Май 2016
« Вернуться к журналу  

Учимся принимать внутрь

Нынешний летний сезон обещает внутреннему туризму продолжение роста. Однако «шапкозакидательских» настроений поубавилось: и чиновники, и специалисты из среды турбизнеса понимают, что долго продержаться лишь на увеличении интереса клиентов к отечественным курортам не получится. Кроме лозунгов, нужны конкретные дела.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

 

Данных, подтверждающих тренд на увеличение объемов внутреннего туризма, хватает. Согласно статистике Yandex Wordstat на конец апреля 2016 года, словосочетание «отдых в Крыму» в этом месяце запрашивали 402,5 тысячи раз, в то время как аналогичный запрос по Греции зафиксирован лишь в объеме 59,5 тысячи. По Испании – 39,5 тысячи. А по Таиланду и вовсе около 9 тысяч.

По сведениям компании Nielsen, проводившей опрос почти в трех десятках городов РФ с населением свыше500 тысяч человек, спрос на внутренний туризм в 2016-м увеличился как минимум на 15–20%. Причем из всех намеренных отправиться на отдых (а большая часть планирует поездки по России) 27% собираются побывать в Краснодарском крае, а 17% – в Крыму. Не случайно в сети «Магазин горящих путевок» в апреле 2016-го число бронирований туров по России составило 22,3%, тогда как год назад этот показатель составлял лишь 11,3%.

 

Радужные цифры

Общий экономический фон внутреннему туризму благоприятствует: из-за падения уровня доходов и «скачущего» курса валют спрос на зарубежные туры и авиаперевозки в России падает, а на внутренние – растет. И если рост внутреннего туризма составит хотя бы 10–15%, в целом по стране итоговый показатель 2016 года должен составить не менее 55 млн человек.

«Рынок пассажиров, которые летают за рубеж, сокращается, – констатирует генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев. –Внутри России он растет, так как здесь цены в рублях. И они зафиксированы». Результаты первого квартала 2016-го его слова подтверждают: по данным Росавиации, общий объем перевозки пассажиров за январь–март, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился на 2,8% и составил 16,52млн человек. Международный трафик снова значительно «упал» (на 22,5%, до уровня в 5,76 млн человек), а вот внутренний –опять вырос (на 12,5%, до 10,77 млн).

Укладываются в тренд и сведения по крупнейшему в стране Московскому авиационному узлу (МАУ).За первый квартал 2016-гопассажиропоток международных перевозок (по сравнению с аналогичным периодом 2015-го) здесь сократился на 14,3% (по чартерам – на 16%), в то время как объем внутренних перевозок вырос на 11,7% (по чартерам – на 9,7%). В Домодедово главными драйверами роста стали такие туристические направления, как Сочи, Симферополь, Минеральные Воды и Калининград. Причем объем перевозок на них вырос на 56,6% (до 1,1 млн пассажиров в квартал). Аэропорт Сочи за первый квартал 2016-го по объемам «вырос» на 42%, обслужив свыше 893 тысяч человек: сейчас по этому показателю он уверенно занимает пятое место в стране после московских и питерской воздушных гаваней.

С учетом того, что в 2016-м все эксперты отмечают рост объема ранних бронирований по России, «виды на урожай» на ниве внутреннего туризма вполне оптимистичные. В Крыму в этом году рассчитывают принять около 6 млн туристов, а Краснодарский край готов предоставить отдых не менее чем 13–14 млн человек. Аппетиты курортных регионов РФ растут: мэр Сочи Анатолий Пахомов, к примеру, заявил о готовности принять в 2016-м 6,2 млн туристов, а власти Алтайского края рассчитывают уже на 2 млн гостей.

 

Отправят всех

Учитывая тенденции времени, летом 2016-го и перевозчики, и туроператоры делают ставку на российские курорты. Их программы (в т. ч. и железнодорожные) станут еще более масштабными.

Сколько туристов готовы отправить на наши южные курорты перевозчики и операторы? По словам Петра Иванова, главы Федеральной пассажирской компании(ФПК, «дочка» РЖД), в летний период на южные курорты страны только она планирует перевезти до 7,2 млн пассажиров. Поток желающих отправиться на отдых, по его словам, распределится так: в направлении Адлера поедут 3,4 млн человек, в Анапу – 1,7 млн, а в Крым предполагается доставить 370 тысяч пассажиров. Цифры реальны, так как всего за несколько дней продаж «единых» билетов в Крым (они стартовали 30 апреля) их было оформлено 11,5 тысяч (+9% к уровню прошлого года). И запланированные+12% при сохранении прежнего уровня цен, безусловно, достижимы.

Для выполнения планов ФПК с 28 мая (раз в 4 дня) запустит на маршруте Петербург – Адлер двухэтажный поезд, а «НТК Интурист» совместно с «РЖД-Тур» (с 11 июня) на линии Москва – Адлер начнет эксплуатацию и железнодорожного чартера. Как отмечают в «Интуристе», делается это с целью создать социально ориентированный турпакет, доступный большинству тех, для кого перелет на самолете дорог. Ожидается, что эти железнодорожные программы будут выполняться четыре раза в неделю, а ближе к сезону возможно формирование пакетных туров на базе «железки» и из других городов России.

Что по «воздуху»? Масштабы программ тоже велики. Тут «застрельщиком» выступает «Библио Глобус», после краха «Трансаэро» пересевший на «крылья» «России»: для перевозок туроператора будет задействовано сразу 13 бортов, включая восемьBoeing 737и пятьBoeing 747. В рамках заключенного между сторонами соглашения на отечественные курорты «Россия» «чартерно» рассчитывает перевезти около 400 тысяч туристов.«Приоритетным туристическим направлением для компании является Россия,– констатирует пресс-служба оператора. –Поэтому для повышения уровня отдыха внутри страны работают принимающие и обслуживающие компании в Краснодарском крае (Сочи, Анапа, Геленджик) и в Крыму». «В этом случае самолеты фактически сдаются туроператору в«мокрый» лизинг (аренда вместе сэкипажем), что гарантирует загрузку емкостей», –так оценивает ситуацию вице‑президент АТОР Дмитрий Горин.

Хороший аппетит на российские южные курорты демонстрируют и другие крупные операторы. Анна Подгорная, директор по маркетингу и PR компании Pegas Touristik, заявила о наличии в компании полетной программы из 19 городов РФ, а у TUI чартеры из Москвы, Петербурга, Самары, Казани и Челябинска в Адлер запланированы вплоть до конца сентября. В «НТК Интурист» готовы «поднять» чартерные программы из 10 городов. Генеральный директор компании Виктор Тополкараев сообщил: если в 2015 году она отправила на российские курорты около 100 тысяч туристов, то в 2016-м оператор планирует обслужить уже 300 тысяч россиян, а в 2017-м намерен довести показатель до полумиллиона.

Если все сложить, то по воздуху российские операторы намерены отправить на наши южные курорты за сезон не менее миллиона человек. Однако в связи с тем, что объемы как чартерной, так и регулярной перевозки в этом сезоне выросли, эксперты отмечают: не исключено, что «воздух», по давней традиции выездного рынка, «испортится». И на внутреннем рынке «загорится» тоже. Впрочем, есть и другие мнения. Да и без того проблем хватает.

 

Болевые точки

Большая часть специалистов уверена: у внутреннего туризма России имеются два самых «больных» места. К ним они, без сомнений, относят стоимость перевозки и недостаток качественного, но при этом доступного по цене размещения.

По объемам вопросов нет – все понимают, что в отсутствие Египта и Турции всегда найдется «лишний» борт. А вот стоимость… По данным разных экспертов, в структуре российского турпакета цена на дорогу может занимать до двух третей стоимости тура, а качественные гостиницы на волне спроса не только повышают цены, но подчас и откровенно «подставляют» партнеров, напрямую продавая размещение. Увы, но дешевых авиабилетов на наши южные курорты не найти: по данным онлайн-поисковиков, уже сейчас средняя цена билета в Симферополь из Москвы и обратно (на человека) достигает 25 тысяч рублей. С учетом практики «чем ближе к дате вылета – тем дороже», надеяться на появление более низких цен не приходится.

Что касается размещения, то профессионалы знают: оно разное. Как по качеству, так и по цене. Да, есть предложения и в 9 тысяч рублей на двоих за неделю. Но с учетом того, что российские южные курорты в этом сезоне продолжат тестировать бывшие «египтяне» и «турки», ожидающие аналогичного тамошнему сервиса, порадовать их можно малым. Крым планирует ввести в эксплуатацию ряд новых корпусов отеля «Грин парк» на 280 номеров и новый отель Ribera Resort & SPA (128 номеров). В Краснодарском крае тоже будут новинки. Но…

 

Власти обоих регионов признают: в Сочи 76% рынка занимают гостиницы уровня 2–3*, а в Крыму только 15% отелей по качеству можно сравнивать с турецкими. «Для туристов, привыкших отдыхать в Турции и Египте, непросто подобрать аналогичный отдых, – констатирует Александр Лазарев, генеральный директор компании «Ла-тур» (Сочи). – Качественные объекты в большом дефиците. Недорогого размещения много, но для требовательного туриста оно не годится». А по причине ожидаемой загрузки «под завязку» объекты, предлагающие отдых по системе «все включено», в ценах не стесняются.

Министерство курортов и туризма Крыма констатирует: средняя стоимость суток отдыха в отелях категории 5*, имеющихся только на Южном берегу, составляет почти 20,5 тысячи рублей. В сутки. Оценивая перспективы сезона, мэр Сочи Анатолий Пахомов говорит о том, что «летняя загрузка отелей города достигнет 96%, а по году будет 82%». При этом он констатирует, что в организованном секторе курорт может предоставить только 200 тысяч мест, остальные 300 тысяч находятся в частном секторе.

«Процент бронирования отелей высокого уровня увеличился: туристы отдают предпочтение отдыху по концепции «все включено» и объектам с развитой инфраструктурой для детей», – отмечает Оксана Булах, коммерческий директор туроператора «Алеан». Как считает Александр Лазарев, наряду с введением системы allinclusive, для улучшения ситуации необходима сертификация объектов размещения с присвоением им соответствующей «звездности», а также постоянное повышение квалификации и обучение персонала.

 

Сор из избы

С учетом того, что в 2016-м количество крупных операторов, продающих туры по России, выросло, вполне актуальной стала и проблема «земли».

По оценке вице-президента АТОР Дмитрия Горина, этим летом до 70–80% наиболее популярных отелей будет (или уже) забронировано операторами. Однако тут их ждет подвох: недавно, к примеру, разгорелся скандал вокруг известного комплекса «Ялта-Интурист», который начал предлагать прямому потребителю услуги размещения на 25–40% дешевле, чем записано в контракте с туроператором.

 

Как выяснилось, операторы-партнеры (а среди них «Кандагар», «Интурист», «Алеан», «Ласпи» и т. д.) продавать размещение в«Ялта-Интурист» ниже установленных цен не могут (а возможно, и не хотят), а вот сам объект размещения это делает, объясняя желанием предоставлять клиентам отдых по доступной стоимости. Причем отель даже обвинил партнеров в искусственном завышении цен, вызванном желанием по максимуму заработать. Результат? Кроме скандала, вместо взаимовыгодного сотрудничества обе стороны получили «головную боль», пытаясь объяснить клиентам, почему размещение в рамках пакетного тура оказалось гораздо дороже, чем напрямую по договору с отелем.

 

В связи с этим неудивительно, что намерения «пакетизировать» внутренний турпродукт демонстрируют не все операторы. «Дельфин» позицию по этому поводу обозначил четко: в ближайшее время пакетных туров по России у него не будет. Обосновывая ее, в компании говорят не только о том, что сейчас значительная часть туристов может самостоятельно выбрать все составляющие турпакета по своему усмотрению, но и о востребованности южных курортов по видам транспорта. Ведь примерно половина прибывающих в Краснодарский край добирается туда на автомобиле (в т. ч. собственном). По мнению руководителя компании «Алеан» Ильи Уманского, «люди по-прежнему организуют отдых своими силами», предпочитая его «дикий» вариант в частном секторе.

 

К этому их подталкивает и стоимость «пакетных» предложений: из-за негибкости отельеров и дороговизны перевозки по цене они мало отличаются от «самостийных» вариантов. Если вообще отличаются в положительную сторону: стоимость двухнедельного пакетного тура на российские южные курорты в разгар сезона составляет около 80 тысяч рублей на двоих, что вполне сопоставимо с аналогичными предложениями в некоторых зарубежных странах. И с учетом желания отдохнуть качественно, многие платежеспособные россияне еще стоят перед выбором.

 

Перераспределить турпоток

Проблема очевидна: узкие рамки летнего сезона (а сейчас на наших южных курортах он длится примерно три месяца) уже не позволяют «переварить» то количество туристов, которое хотело бы там побывать. И, с одной стороны, надо «расширять» сезон хотя бы до 4–5 месяцев, а с другой – перераспределять турпотоки и в другие регионы.

Попытка сделать первое и второе получилась скомканной: идея запустить уже с 1 апреля субсидированные авиаперевозки, на основе которых операторы обещали создать дешевые турпакеты, с треском провалилась. В рамках регионального туристического форума, состоявшегося весной в Петербурге, было заявлено: если предложения туристического бизнеса об организации «отпускных» программ на период с 1 апреля по 1 июня и с 15 сентября по 15 ноября в полном объеме будут приняты Минтрансом и Росавиацией, в целом по стране с их помощью удастся организовать отдых до 160 тысяч туристов. При этом они могли бы приобрести туры на отдых по льготной цене, достигнутой за счет субсидирования авиаперевозок со стороны государства.

К 1 апреля договориться не удалось. А затем Росавиация опубликовала списки авиамаршрутов, которые будут субсидироваться со стороны государства и региональных властей в 2016 году. Но «отпускные», южные маршруты, которые первоначально планировалось выполнять из целого ряда городов, в окончательном варианте Росавиации оказались в минимальном числе... И даже после корректировок, внесенных в мае в пять действующих в РФ программ субсидирования авиаперевозок (включая «крымскую»), оказалось, что туроператоры в надежде расширить сезон с их помощью «пролетели»: они не затрагивают интересы основной массы клиентов.

«Раздвигать» сезон можно и расширяя ассортимент туров. Но для этого нужны новые объекты, способные предлагать большой спектр услуг круглогодично. И на высоком уровне. А как раз их-то и не хватает. В результате, по мнению Оксаны Булах, «основной прирост продаж приходится на курорты, предлагающие пляжный и санаторный отдых, в то время как по экскурсионным и активным турам мы отмечаем незначительное увеличение объемов». Анна Подгорная, директор помаркетингу иPR компании Pegas Touristik, коллегу поддерживает. «Сейчас все сфокусированы на «пляжном» отдыхе, а надо смотреть, как сформировать конкурентоспособный продукт в межсезонье», – полагает она. Вместе с тем руководитель «экскурсионной» компании «Май-тур» Михаил Бабаев признается: отчасти «торможение» в развитии направления происходит потому, что, несмотря на заявления о желании всячески поддерживать туризм, местные власти редко переходят к конкретике и реальным делам.

Да и проблема инфраструктуры, ориентированной на сезон, тоже остается. По оценке Евгения Кудели, объектов размещения в Краснодарском крае хватает. «Но загрузка отдыхающими одного квадратного метра черноморских пляжей в среднем почти втрое превышает допустимую»,– замечает он. Туристам, приехавшим за солнцем и морем, уже элементарно не хватает обустроенных пляжей. В Имеретинской долине, куда устремляются тысячи отдыхающих, пляжная полоса – не шире 30 метров. «Есть опасность, что при росте числа им придется занимать места у моря с ночи», – оценивает положение руководитель «Дельфина» Сергей Ромашкин. «У многих отелей отсутствуют собственные пляжи, поэтому туристам приходится пользоваться общественными, что также можно отнести к минусам российских курортов», – соглашается и Анна Малинина, советник президента «Натали Турс» по продажам.

 

Повторение пройденного

Общий вывод? Безусловно, за пару последних лет, благодаря росту спроса и выходу на внутрироссийские направления крупных операторов, ситуацию во многом удалось изменить. К лучшему.

Во-первых, значительно выросли объемы внутреннего туризма. По официальным данным, за два предыдущих года – не менее чем на треть (до 50 млн человек в 2015-м с учетом всех отдыхающих). Во-вторых, существенные положительные перемены происходят с инфраструктурой – на волне спроса появляются новые отели и другие объекты. Причем происходит это не только (да и не столько) в Сочи, но и во многих других регионах страны (включая Алтай, Северо-Запад, Центр и т. д.). В-третьих, повышается уровень и растет разнообразие услуг, так как, стараясь привлечь более требовательного клиента, хозяева объектов размещения и других сервисных объектов, хотят они этого или нет, вынуждены делать их более качественными. И если три-четыре года назад allinclusive был в РФ «товаром» исключительно «штучным», сейчас, хотя и не без «скрипа», все больше отелей эту систему уже предлагают.

 

Самое главное – отдых в России постепенно расстается с массой сопровождавших его ранее мифов и становится более престижным. И если еще три года назад поехать в Турцию было «круто», а в Сочи и другие российские регионы якобы отправлялись лишь «лузеры», то сейчас картина изменилась кардинально.

Однако вместе с увеличением объемов и использованием уже «обкатанных» на выезде пакетных технологий, внутренний туризм России рискует «наступить на те же грабли», которые уже не раз «приветствовали» его зарубежного собрата. А это означает, что понятия «демпинг», «овербукинг» и «горящие туры» уже этим летом вполне могут появиться и на внутреннем туристическом рынке.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72