Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Октябрь 2017
« Вернуться к журналу  

В небо налегке

К появлению в ближайшей перспективе в России новых отечественных авиакомпаний специалисты относятся, мягко говоря, без оптимизма. «После ухода «Трансаэро» рынок оздоровился, но не освободил место для новой авиакомпании», – с мнением cоветника по транспорту руководителя Ростуризма Дмитрия Горина согласны многие.

 

ТЕКСТ ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ

 

Два основных события последнего времени на авиатранспортном рынке – старт полетов новой российской авиакомпании «Азимут» и крах «ВИМ-Авиа» – привели к изменениям на нем. При этом «Азимут» пока вряд ли может оказать серьезную конкуренцию как традиционным перевозчикам, так и единственному в стране лоукостеру «Победа». Тем не менее«дочка» «Аэрофлота» с октября снизила базовый тариф до 499 рублей (против 888 у «Азимута»).

 

Акцент на регионах

Может ли «Азимут» стать вторым отечественным лоукостером? Маловероятно. Во всяком случае до тех пор, пока не обзаведется достаточным числом современных однотипных лайнеров и способной «прокормить» его маршрутной сетью.

Что имеется сейчас? По словам председателя совета директоров «Азимута» Павла Удода, сегодня в парке авиакомпании четыре воздушных судна «Сухой СуперДжет 100». Столько же перевозчик должен получить до апреля 2018 года, а затем, вплоть до 2021-го, компания планирует увеличить парк лайнеров до 21. Что касается маршрутной сети, в настоящее время (с вылетом из базового для перевозчика аэропорта Ростова-на-Дону) в ней значатся Москва (Внуково), Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Махачкала. Причем по некоторым из направлений полеты начнутся только в конце октября или ноябре, а стоимость перелета вряд ли можно назвать низкобюджетной. Не говоря уже про то, что интересы организованного туризма «Азимут», в отличие от «Победы», пока затрагивает мало в силу неразветвленности маршрутной сети.

Для того чтобы ее расширить и тем самым укрепить финансовый фундамент, «Азимут» уже нацелился на обслуживание субсидируемых государством полетов. Однако даже министр транспорта РФ Максим Соколов, открыто поддерживающий перевозчика, использующего отечественную авиатехнику, и выступающий за внесение изменений в Федеральные авиационные правила (ФАП), которые разрешают компаниям полеты по регулярным маршрутам даже в том случае, если их парк насчитывает менее восьми воздушных судов, не считает это возможным ранее следующего года.Мало того: «Азимут» обратился в Минтранс и с просьбой разрешить ему полеты в страны ЕАЭС. И снова настаивает на внесении изменений в ФАП, поскольку, согласно действующим нормам, перед выходом на международные маршруты он должен отлетать на внутренних направлениях не меньше двух лет.

Эксперты уверены: единственная ниша, на которую может претендовать новичок, – это перевозка между регионами. Пример есть: недавно «Победа» поставила рейс между Красноярском и Новосибирском, который, по словам Андрей Калмыкова, «грузится» на все 100%. Есть и планы по расширению маршрутной сети: «Победа» намеревается связать все 15 российских городов-миллионников.

В перспективность региональной перевозки верит и Дмитрий Горин. «Многие из крупных авиакомпаний (в их числе S7, «ЮТэйр», «Уральские авиалинии») с учетом тенденций времени вводят лоукост-услуги, и найти на уже выполняемых ими маршрутах дополнительных пассажиров трудно, – считает он. – А вот в регионах, между которыми нет прямого авиасообщения, это сделать можно».

 

А виза – против

Есть ли вероятность прихода в Россию новых зарубежных лоукостеров? Вероятность есть. Но имеются, по крайней мере, два «тормоза».

Слухи о появлении в российских аэропортах новых зарубежныхлоукостеров появились еще несколько лет назад. Среди претендентов даже такие имена, как AirAsia. А в зимнем расписании Пулково уже есть рейсы азербайджанского лоукостераButaAirways, который пять раз в неделю начнет осуществлять полеты из Санкт-Петербурга в Баку, начиная с 29 октября. Да и представитель WizzAir Наталья Артемова сообщила, что с 30 апреля 2018 года этот перевозчик намерен выполнять из Петербурга в Будапешт уже четыре рейса в неделю.

Евгений Ильин, коммерческий директор управляющей аэропортом Пулково компании «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС), отвечая на вопрос о возможности прихода новых лоукостеров, назвал основные причины торможения процесса. «Во-первых, полеты могут выполняться на паритетных основах только в рамках межправительственных соглашений, а во-вторых, на процесс оказывает влияниеналичие визы в РФ», – считает он. Тем не менее «переговоры с авиакомпаниями, потенциально готовыми летать в Россию, ведутся постоянно, – сообщил он. – Но о конкретных результатах говорить пока все-таки рано».

Косвенно о серьезном влиянии визового вопроса на поток пассажиров говорит и пример китайского направления. Гости из Китая, к примеру, имея возможность посещать Россию в рамках безвизового режима, за восемь месяцев 2017-го прибавили в пассажиропотоке Пулково 48%. «Направление все время растет: на нем и увеличивается поток пассажиров, и появляются новые перевозчики», - констатирует Евгений Ильин.

 

Дешево и сердито

Реальность такова: все последние инициативы перевозчиков направлены на то, чтобы узаконить в России безбагажные и невозвратные тарифы, благодаря которым, якобы, будут существенно снижены цены на перелет.

Известная своим жестким отношением к теме багажа «Победа» с октября 2017-го сделала ход конем, одновременно снизив базовый тариф и изменив правила перевозки багажа. По словам Андрея Калмыкова, минимальный тариф лоукостераприблизился к стоимости двух чашек кофе. А новые требования к багажу помогли разработать специалисты Boeing. В результате инженеры назвали габариты 36х30х27 см, и в скором времени рядом со стойками регистрации появятся «победные» калибраторы, которые и позволят четко определить, соответствует ли багаж пассажира новым нормам. При этом в «Победе» отмечают, что в целом они следуют мировым тенденциям. В частности, Ryanair с ноября этого года разрешает бесплатно проносить в салон самолета только одно место ручной клади, которое по габаритам даже меньше норм, называемых в «Победе». А все, что не попадет в салон, придется сдавать в грузовой отсек. Причем чаще всего – за дополнительные деньги.

Помогут ли новинки существенно снизить стоимость перелета? Мнения на этот счет разные. Например, генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак полагает, что билеты дешевле нестанут. «Распространенное мнение о том, что в Европе и других регионах мира летать дешево, а у нас – дорого, не более чем миф, – говорит он.– ВРоссии, если разобраться, билеты очень дешевые. А это означает, что дешеветь имбольше некуда. Иначе получится, что компании начнут работать себе вубыток». Вместе с тем он признает, что благодаря появлению законодательных новинок перевозчикиполучают право выставлять напродажу куда больше недорогих билетов, нежели сегодня. Но…

«В будущем мы будем платить за полеты рейсами нашей авиакомпании», – такое многообещающее заявление сделал недавно генеральный директор исландской бюджетной авиакомпании WOW air Скули Могенсен. Он уверен: в недалекой перспективе билеты для пассажиров лоукостера станут бесплатными. Более того: Скули Могенсен считает, что со временем путешественники не только перестанут платить за билеты, но даже смогут получать за перелет денежное вознаграждение от перевозчика.

«Фантастика!» – скажете вы. Не совсем так: уже сейчас стоимость билетов на рейсы ряда лоукостеров мира настолько низка, что это не позволяет говорить о получении таким образом существенных доходов. Зарабатывают низкобюджетные перевозчики надругом:они за деньги предоставляют целый ряд услуг, который с лихвой компенсирует затраты на полеты. Причем это касается как сервиса на борту лайнеров, так и наземного обслуживания, включая услуги проката автомобилей, бронирования гостиниц и другие подобные. Специалисты уверены - деятельность такого рода, в конечном счете, может стать более выгодной, чем продажа билетов.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72