Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Что ни город,  то норов
 
Летом в Костроме  состоялся первый туристский форум «Кострома Roadshow-2008», на котором впервые были представлены двенадцать областных туристических брендов. Почти две трети из них связаны непосредственно с областным центром. Прежде всего «Кострома Богохранимая», Кострома как жемчужина «Золотого кольца России», как колыбель дома Романовых,  как оплот российской государственности, как родной край А. Н. Островского, а также как ювелирная, льняная и сырная столица России. С недавних пор, как известно, Костромская область – родина Снегурочки. А несколько брендов связаны с костромской глубинкой: «Нерехта – город-музей», «Галич – древний город у синего озера», «Кологрив – город всеобщего благоденствия», «Село Завражье – край Павла Флоренского и Андрея Тарковского», «Село Сусанино – родина великого патриота земли русской».
 
Позвольте не согласиться
Можно считать, что Кострома, признавшая туризм одним из приоритетных направлений экономического развития и сильно омолодившая руководство своей туристической отрасли, находится на верном пути. Хотя, на взгляд автора, по поводу терминологии напрашивается уточнение. Ведь то, что заявлялось на форуме в качестве «брендов», было бы вернее назвать направлениями развития областного туризма.
Слово бренд, согласно одному из признанных определений, это краткое, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Добавим: емкое, звучное, точное. Иногда даже – в прямом смысле слова – вкусное определение. Но соответствует ли этим критериям набор слов «жемчужина…», «город-музей…», «древний город…», «великий патриот…» и прочее?
«Вернитесь к прошлому – это будет прогрессом!» – говорил великий художник. В случае, например с Костромой и Сусаниным, вряд ли можно изобрести что-то лучшее, чем придуманное Михаилом Глинкой название оперы «Жизнь за Царя». А вообще в старой России, не слыхавшей даже самого слова «туризм», отлично знали, что такое бренд того или иного города. Говорили: что ни город, то норов.
«Норов» подчас был дарован от Бога. Уже несколько лет Кашин зовется «городком большого сердца» – именно его форму имеет полуостров, на котором стоит город, а ведь сходство это было замечено еще в XVI веке. Более того, с учетом этого, вероятно, первого в истории России городского бренда, была рассчитана историческая планировка Кашина. Сегодня ее, хотя бы частично, пытаются восстановить.
 
Откуда корни растут
Чаще всего бренд города – независимо от его «внешности» – приходил и приходит из фольклора. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и в потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и на край света». Последнее для нас особенно важно.  Интересующимся именно этим, весьма богатым источником туристических брендов, отсылаю к знаменитой книге И. Сахарова «Сказания русского народа» – она не раз переиздавалась в последние годы
Еще недавно жизнь малых российских городов стремились свести к типовой застройке, типовой топонимике, типовой одежде, типовым продуктам … Более того: за исторические бренды многим древним городам приходилось платить очень дорого. Та же Кострома, родина Романовых, лишилась великолепного Кремля, а от полусотни с лишком древних приходских храмов осталось около десятка.
Но даже тогда не по зубам оказались, к примеру,  тульский самовар, тульский пряник, астраханский арбуз, астраханская вобла. Многие из этих старых брендов – происхождение их чаще всего неизвестно – сегодня возвращаются в общекультурный и туристический обиход. Например, лягушка  в подмосковном Дмитрове (городской фонтан и многочисленные изображения квакушки). А лось вполне может стать туристическим брендом той же Костромы – невдалеке от нее находится единственная в России лосиная ферма и санаторий, где язву желудка любой тяжести лечат лосиным молоком.
Большая часть интересных, потенциально сильных и перспективных российских брендов сегодня не используется. Туристические власти и предприниматели от туризма  на местах «спят» или заняты чем-то другим. Кажется, чего проще, чем напомнить любознательным, легким на подъем отечественным туристам, что не было лучших домашних гусей, чем в Арзамасе, а пряник из Вязьмы был не менее знаменит, чем тульский? Дикие гуси, кстати, регулярно прилетающие в город Кологрив, могут куда больше прославить его, чем невразумительное определение «города всеобщего благоденствия». Вовсе забыты ковровский заяц и сергачский медведь (сергач – воспитатель дрессировщиков медведей).
 
Лица необщим выражением
Осмысление того, что каждый город должен иметь свой собственный, отличный от соседей, и по возможности наиболее запоминающийся «норов», то есть бренд, началось с пришествием 90-х годов. Пример Мышкина общеизвестен, проторенным им путем двинулись многие. Самые яркие примеры – «соединение» Великого Устюга с Дедом-Морозом и абсолютно никому не ведомого ярославского села Кукобой с Бабой-Ягой. Несколько лет назад в прямом эфире выступал мэр Тамбова, доселе на туристическом рынке практически никому не известного. «У нас, – сказал он, – есть несколько всероссийского значения брендов. Тамбовский волк! Тамбовская пчела! Тамбовская казначейша! Тамбовский окорок!». И речь тут не только о культурной сфере. Серьезный инвестор охотнее придет в город со своей, не похожей ни на какую другую историей, своим «вкусом», своей «чудинкой».
Иногда городские бренды возникают как бы «из ничего». Расположенный поблизости от малой родины Ульянова-Ленина городок Сенгилей ощутимо пострадал от такого соседства, лишившись не только всех памятников архитектуры, но и исторической застройки как таковой. Однако же недавно Сенгилей объявил себя столицей русских блинов (знай наших!) и надлежащим образом этот  румяный символ увековечил.
Другой «образцово-социалистический» город, Ангарск, выбрал себе в символы, и не ищите тут логики, симпатягу-волка из мультика «Жил-был пес». В этот ширящийся «поток сознания» отлично вписываются, между прочим, чрезвычайно многочисленные и множащиеся, отнюдь не всегда безупречные по вкусу и стилистике «нетрадиционные» памятники. Пусть плохо сделано. Пусть небогато. Пусть даже «соленого» анекдота достойно. Но это мы, Господи…
Есть на путях творческих поисков в региональном туризме едва зародившиеся направления. Немало лет назад в одном провинциальном музее автору задали неожиданный, но вполне резонный вопрос. Если все солидные фирмы на Западе имеют свои «лица», то, что мешает нашему городку – ну хотя бы благодаря славным землякам - таким «лицом» обзавестись? Не сомневаюсь, что Георгий Вицин еще прославит свои родные и не очень избалованные славой Териоки (он же Зеленогорск). А костромич Михаил Пуговкин – небольшую, но очень колоритную Чухлому. Кстати, местный золотой карась  поставлялся только к царскому столу – тоже идея. Лицом же старинного ярославского города Данилова может стать замечательный русский актер Алексей Смирнов.
 
Бездельник, кто с нами не пьет
Многие малые городки за рубежом, не отличающиеся богатым культурным наследием, живут и зарабатывают на жизнь  (главным образом летом) всевозможными праздниками, фестивалями, разного рода соревнованиями, в том числе комичными и даже нелепыми.  И здесь тоже сформировался свой круг заинтересованных участников и гостей, своя преданная  аудитория. Тематика необычайно широка – от музыкальных фиест до многочисленных праздников овощей и фруктов (популярны помидоры, апельсины, яблоки и прочая). А также скоростной переноски собственных жен, футбола на болоте и банального метания тортов.
Известно, что большинство "маленьких праздников" в итальянской глубинке связано с новым урожаем. Например, в конце сентября в городе Удине состоится трехдневный праздник фриульской кухни с непременной дегустацией разнообразных местных вин. В той же провинции, в городке Тольмеццо в последний уикенд сентября проводится Праздник яблок.
На эту дорожку осторожно ступают и в российской глубинке. В Ивановской области, в городке Лух отмечают Праздник лука - он основан на летописном сообщении, что именно из этого городка поставлялся лук на стол Ивану Грозному.
Уже не первый раз состоялся в Сызрани (Самарская область) Праздник помидоров, который считается символом города - к сожалению, за пределами области он очень мало известен. В дни праздника все улицы в центре города переименовываются в "помидорном вкусе"- например, проспект синьора Помидора, Томатный переулок и т. д. В Кукобое (Ярославская область) обсуждается возможность проведения осенью Праздника хрена - им село славилось с давних времен.
Первой ласточкой событийного туризма  был хорошо известный музыкальный фестиваль на Селигере, но он, к сожалению, все больше становится своего рода вещью в себе – музыка отдельно, а погибающий на глазах старинный городок – отдельно. Ярославский Переславль-Залесский и пермский Кунгур («Воздушная ярмарка») уже трудно представить без фестивалей воздушных шаров, а богатый древними памятниками Углич – без ежегодных неформальных съездов любителей фотографии из многих городов и стран. «Фотографический» бренд (вместе с «медвежьим») избрал для себя и негромкий тверской городок   Торопец.
Примеров пока не так много, как хочется российским путешественникам, но они есть.
До знаменитого Октоберфеста, многочисленных европейских винных фестивалей или корейского фестиваля кимчхи нам еще далеко, но праздником Огурца удачно обзавелись и Медовые Спасы по городам и весям набирают популярность. Факт – даже самый, казалось бы, внешне небогатый  и ничем не примечательный городок  вполне может обрести собственное, ни на кого не похожее лицо. Было бы  желание, воображение, не раз помянутая классиком «энергия заблуждения», безусловно, чувство юмора. И в придачу хорошее коммерческое чутье.
 
Георгий ОСИПОВ
 
Исторические символы русских городов
Арзамас - гусь (гусятники)
Астрахань - арбуз, вобла
Боровичи, Лух - лук (луковники)
Белозерск - снеток
Весьегонск - рак
Владимир - клюква (клюковники)
Вязьма - пряник (прянишники)
Дмитров - лягушка (лягушатники)
Клин - лапти (лапотники)
Ковров - заяц
Кинешма - сукно (суконщики)
Муром - калач, огурец  (муромцы - калашники)
Осташков - ерш (ершееды)
Ростов Великий, Гороховец - горох
Самара - коза
Сергач - медведь
Тверь - ряпушка (ряпушники)
Тула - пряник, самовар (а не оружие! - Г. О.)
Усолье, Суздаль - огурец (огурешники)
Чердынь, Кострома - лось


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72