Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2008
« Вернуться к журналу  

На чем зарабатывают дискаунтеры
 
Рынок бюджетных авиаперевозок развивается стремительными темпами. Он окреп уже настолько, что открыто бросает коммерческий вызов не только авиакомпаниям, выполняющим традиционные регулярные рейсы, но и железнодорожному транспорту. В России в силу целого ряда причин, не последней из которых являются превентивные меры компаний-ветеранов по недопущению на рынок слишком опасных конкурентов, он пока представлен слабо.
Тем не менее многие российские туристы, выезжающие за рубеж,  уже активно пользуются услугами бюджетных авиакомпаний. В частности, все популярней становятся транзитные полеты во многие города Западной Европы через Ригу, в международном аэропорту которой прочно обосновалась крупнейшая европейская бюджетная авиакомпания Ryanair. В альянсе с администрацией аэропорта и перевозчиком Air Baltic она старается так выстроить графики полетов, чтобы до минимума сократить  для россиян потери времени на стыковки, сделать «рижский транзит» еще более привлекательным.
Ryanair ведет весьма агрессивную маркетинговую политику. Многие ее нововведения довольно спорны. Однако внимательное наблюдение за действиями лидера позволяет аналитикам в значительной степени прогнозировать основные тенденции развития этого сегмента рынка пассажирских авиаперевозок. Нынешним летом руководство Ryanair сыпало инициативами как из рога изобилия.
 
Деньги за  регистрацию
Интернет-регистрация вместо традиционной дает авиаперевозчику двойной выигрыш: снижает количество арендуемых стоек в аэропорту и сокращает время предполетной подготовки рейсов. С 20 сентября прошлого года Ryanair сделала платной регистрацию в аэропорту – 2 фунта стерлингов (3 евро).
Но воспользоваться интернет-сервисом могут только те, кто  ничего не сдает в багаж. Остальным приходится регистрироваться за деньги, да еще дополнительно оплачивать багаж. В прошлом году тарифы были еще щадящими – 6 евро при предварительной оплате на сайте и 12 евро – на аэропортовой стойке. С 5 мая они резко выросли: до 20 евро за каждое место багажа, если оплата произведена предварительно на сайте,  предоставляется скидка в 50% за первую сумку. Плату за регистрацию в аэропорту подняли до 5 евро. Таким образом, пассажир с одним местом багажа без предварительной его оплаты на сайте потратит в аэропорту 25 евро, с предварительной оплатой – 15 евро. За два места придется соответственно доплатить  45 или 35 евро.
Финансовыми издержками дело не ограничивается. Перевозчик установил правило, согласно которому  регистрирующимся в аэропорту дают только те кресла, что остаются после рассадки пассажиров, зарегистрированных в онлайне (в билетах места не фиксируются). Более того, поскольку повышенные меры безопасности, направленные на борьбу с международным терроризмом,  запрещают провоз напитков и другого рода жидкостей в ручной клади, тот, кто пожелает все-таки их взять с собой, просто обречен на дополнительные издержки. И уж совсем дискриминационно выглядит ситуация, когда, скажем, летит целая семья из трех-четырех человек, сдающая в багаж хотя бы одно место: им приходиться платить за него, оплачивать регистрационный сбор  за каждый билет, и садиться, скорее всего,  порознь или на неудобные места, ибо все хорошие уже разобраны.
Этим летом, начиная с 3 июня,  Ryanair объявила о новой инициативе, которая вроде бы корректирует  ситуацию. На самом деле перевозчик снова нашел способ дополнительно подзаработать: теперь и пассажиры, регистрирующиеся в аэропорту, могут получить право приоритетной посадки,  заплатив за это.
Впрочем, самым рискованным балансированием на грани фола оказалась практика отказа в онлайн-регистрации пассажирам, которые не являются гражданами государств Евросоюза. Ryanair объясняет подобную меру тем, что не имеет возможности проверять визы граждан остальных стран в режиме онлайн-регистрации,  поэтому и требует от них регистрироваться в аэропорту. Финансовая подоплека вполне очевидна: если авиакомпания привезет пассажира, не имеющего право на въезд в страну назначения, ей придется платить штраф в несколько тысяч евро, да еще везти его обратно за свой счет.
Все бы ничего, но Ryanair таким образом принуждает клиентов к дополнительным материальным издержкам. А это уже входит в противоречие с законодательством о защите прав потребителей. Правда, перезвочик предлагает им получить эти деньги обратно в претензионном порядке. Но путь этот долгий, на практике к нему мало кто прибегает.
Латвийский уполномоченный по правам человека пришел к выводу, что действия Ryanair являются дискриминацией по национальному признаку и подал официальный протест. Его аргументы приняли к рассмотрению. Вскоре вопрос о законности этого бизнес-решения будет вынесен на обсуждение соответствующего комитета Европарламента.
 
В небо налегке
Дополнительные сборы за сдачу вещей в багаж бледнеют по сравнению с тем финансовым выигрышем, который дает уменьшение времени рабочего оборота  самолетов. Тут каждая минута на счету. И Ryanair преуспел в этом деле так, что зачастую самолеты едва успевают дозаправиться,  проводя на земле всего полчаса от посадки до взлета. Известен случай, когда лайнер, чуть задержавшийся на предыдущем рейсе и вылетавший из Брюсселя в Милан, загружался следующим образом:  через передний вход выпускали прибывших, а через задний одновременно выпускали отбывающих. Две стюардессы в центре салона следили, чтобы они не перемешались.
Вполне логично, что Ryanair решила с октября этого года определить  целый ряд маршрутов, на которых вообще будет запрещено сдавать вещи в багаж. При этом жесткая ограничительная норма ручной клади на один билет остается неизменной:  одно место весом не более 10 килограммов и габаритами не более 55х40х20 сантиметров. Покупки, сделанные в Duty Free, тоже подпадают под это правило.  Попытка доплатить за перевес в данном случае не поможет: либо оставляй лишнее на земле, либо пассажиру вообще отказывают  в перевозке.
Стараясь избежать новых обвинений в дискриминации, Ryanair объявила, что по тем же «безбагажным» направлениям будет выполнять и обычные рейсы.
 
Не «стреляйте» в пассажира
Ryanair продолжила «крестовый поход» против электронных посредников, предлагающих билеты на ее рейсы через собственные или подставные сайты. Год назад перевозчик официально отказался продавать билеты на сторонних интернет-порталах. Однако нужного эффекта эта мера не дала, посредники довольно легко обходили эту преграду. Теперь Ryanair  решилась на крайние меры: публично заявила, что с 11 августа будет отказывать в перевозке пассажирам, которые купили билеты на «чужих» сайтах.
Шаг беспрецедентный и в принципе весьма спорный.  Похоже, что компании придется теперь держать ответ перед многочисленными обществами защиты прав потребителей.
Ryanair мотивирует свое решение тремя основными доводами, на первый взгляд, продиктованными исключительно заботой о пассажирах. Первый: сайты-агрегаторы, осуществляя постоянный мониторинг собственного портала Ryanair, затрудняют его работу, следовательно, ухудшают качество обслуживания клиентов перевозчика.  Второй: компания не имеет возможности информировать пассажиров, воспользовавшихся услугами посредников,  об изменениях в расписании. Третий: приобретая билет через левые сайты,  пассажиры платят больше – в стоимость билетов включаются комиссионные  посреднику.
Рыночные аналитики, однако, полагают, что Ryanair прежде всего преследует собственные финансовые интересы. Ведь, приобретая авиабилет на стороннем сайте, потребитель нередко покупает здесь же целый набор дополнительных услуг: страховку, номер в гостинице, трансфер в и из аэропорта и т.д. А это – упущенная выгода.
Желание перевозчиков защитить свой кошелек вполне объясним. Но вот маркетинговую  тактику они выбирают разную. Так, один из основных конкурентов Ryanair, авиакомпания EasyJet, решила эту проблему полюбовно: она дает возможность продавать места на свои рейсы другим сайтам, но взимает с них за это дополнительно 7,5 евро за каждый билет в качестве компенсации.
«Ирландский бюджетный перевозчик, прибегая к подобного рода силовым методам, вольно или невольно смещает акцент своих действий с нежелательных конкурентов на собственную клиентскую базу – рядовых потребителей, - комментирует ситуацию деловой  журнал Airline Business. – В таких деликатных вопросах нужно проявлять больше гибкости. Теперь сама Ryanair  может оказаться под огнем санкций, включая судебные, со стороны организаций, отстаивающих законные права потребителей». 
Действительно, возмущенная реакция с их стороны не заставила себя ждать. В частности, британский журнал Which?, выражая их, мягко говоря, неудовольствие,  опубликовал очень критическую статью, осуждающую  нововведения Ryanair. По мнению экспертов, дискаунтер в данном случае «наплевал на интересы пассажиров, для которых все это кончится срывом поездок и отпусков, когда в аэропорту их поставят перед фактом аннулирования билетов».
 
Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72