Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №6, Май 2008
« Вернуться к журналу  

Туристическая астрономия, или
Выход из звездной системы
В борьбе за внимание потенциального клиента современные хотельеры демонстрируют чудеса креативности. Открываются подводные отели (Hydropolis в ОАЭ), возводятся гостиничные комплексы из снега (The Mammut Snow Hotel в Финляндии) и льда (Ice Hotel в Швеции). В прошлом году был анонсирован проект «Галактика Люкс» – открытие к 2012 году первого космического отеля, трехдневное проживание в котором будет стоить постояльцам $4 млн - с полным, как мы полагаем, пансионом. Чуть менее десяти лет назад особую популярность среди изобретателей-маркетологов в индустрии гостеприимства получил «астрономический тренд» или «тенденция открытия новых звезд».
Как говорил один из героев Сент-Экзюпери, «звезды нужны, чтобы быть богатым». И он был прав – чем больше у хотельера звезд на фасаде, тем, соответственно, дороже проживание в его отеле. Сведения о появлении системы звездной классификации отелей противоречивы. Некоторые приписывают ее создание Конраду Николсону Хилтону из города Сан-Антонио, прадедушке светской львицы Пэрис Хилтон и основателю гостиничной цепочки Hilton. По мнению исследователей, чтобы подчеркнуть высокие и идентичные для всех отелей цепочки стандарты качества, мистер Конрад Хилтон придумал звездную градацию отелей по аналогии с коньяком. Но в этом случае вызывает удивление тот факт, что придуманная в США система нашла такое малое количество последователей в этой стране, ибо самая распространенная система классификации отелей Штатах – «алмазная» градация, введенная Американской автомобильной ассоциацией в 1977 году.
Есть другая версия, согласно которой впервые наделять отели звездами стали во Франции, откуда к нам пришла не только звездная классификация, но и само слово «отель», образованное от французского hote - гость или постоялец. Считается, что во второй половине XX века по инициативе Французского государственного управления по туризму была создана система независимых государственных инспекций предприятий индустрии гостеприимства (гостиниц и ресторанов), наделяющих эти предприятия по результатам проведенных ревизий соответствующим количеством звезд на основании разработанной системы классификации отелей и ресторанов.
Впрочем, введение звездных стандартов не упростило жизнь работникам индустрии гостеприимства. Некоторую путаницу в процесс классификации отелей внесли впоследствии нежелающие пользоваться французской системой англичане, придумавшие «коронную» градацию. Затем отличились греки, закрепившие для классификации отелей буквенную систему оценок.
Разночтения в понимании самого процесса наделения отелей звездами еще больше усложнило ситуацию. В некоторых странах хозяева отелей стали сами, на свое усмотрение, присваивать своим заведениям звездные категории. Вдохновленные этой свободой и ограниченные только собственной фантазией маркетологи ввели сначала термин «отель шесть звезд» (например, Palazzo Versace в Австралии, где, звездная классификация отелей вообще-то отсутствует). Затем появились «единственные в мире семизвездные отели» (Burj Al-Arab в ОАЭ, Morgan Plaza в Китае, Flower of the East в Иране, Flower of the East в Пакистане и другие).
Судя по тому, с какой быстротой в последнее время стали появляться новые звезды на гостиничном небосклоне, очень может быть, что не за горами тот день, когда на вопрос, сколько у этого отеля звезд, какой-нибудь предприимчивый хотельер тихо, но с достоинством ответит словами упомянутого выше литературного героя: «Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность».
Классификационная путаница, а также вольное обращение со звездами со стороны хотельеров, по мнению многих специалистов турбизнеса, в последнее время существенно дискредитировали саму идею классификации отелей, основанную на количестве присвоенных отелю звезд. Конечно, существуют некоторые базовые принципы отнесения конкретной гостиницы к определенной звездной категории, но они достаточно размыты.
Например, если следовать критериям последней классификации, предложенной преподавателем Alliant International University из калифорнийского Сан-Диего Джоном Уолкером (принятой, кстати говоря, за хрестоматийную в учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров для индустрии гостеприимства в США, Австралии, Сингапуре, Канаде, Малайзии и Японии), неотъемлемыми параметрами четырехзвездного отеля будут: расположение рядом с отелями такого же класса, достаточная территория для парковки автомобилей и наличие более чем одного типа питания в ресторане на территории гостиницы. Для пятизвездных отелей, по мнению Джона Уолкера, характерны стильное оформление номеров, наличие как минимум трех ресторанов и круглосуточной службы room service, услуги консьержа и дорогостоящее оформление пространства лобби.
Ветеран индустрии гостеприимства баварец Курт Вахтвейтл, проработавший более 30 лет генеральным менеджером знаменитого отеля Oriental Hotel в Бангкоке, считает, что единственным и несомненным критерием, выделяющим настоящий пятизвездный отель в ряду себе подобных предприятий со «стильным оформлением номеров», может быть только «сервис, сервис и еще раз сервис».
Совсем недавно в странах Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде, где уровень сервиса традиционно высок, среди отелей, относящих себя к категории пять звезд, получило распространение так называемое «движение гостиничного растождествления», или, по-научному говоря, тенденция дифференциации предприятий индустрии гостеприимства в рамках одного класса. Понимая, что услугами консьержа и дорогостоящим оформлением пространства лобби уже никого не удивишь, хотельеры стали творчески подходить к самой концепции проекта строительства и эксплуатации объекта размещения.
Удачным примером реализации этой новейшей тенденции в Таиланде можно считать открытый в декабре 2006 года отель Indigo Pearl, включенный по итогам сезона 2006-2007 года независимой командой экспертов из США Condе Nast Traveller в пятерку лучших новых отелей страны и в горячую сотню лучших новых отелей мира.
В июне прошлого гола тот же Indigo Pearl был внесен пресс-службой компании CNN в список десяти самых эксклюзивных гостиниц Таиланда, а также назван самым стильным отелем года в рейтингах журнала Elle. Помимо вышеперечисленных достижений Indigo Pearl вошел в список «Top 50 Dream Resorts» журнала Honeymoon and Travel и был отмечен сетью HIP Hotels как один из самых «художественных» отелей мира.
Созданный при участии легендарного архитектора Билла Бенсли Indigo Pearl своим архитектурным решением обязан оловодобывающему прошлому острова Пхукет. В дизайне гостиницы были использованы элементы сиамского декора, воссоздающие атмосферу пхукетских промысловых артелей столетней давности. В интерьерах отеля безукоризненно гладко отполированные окрашенные полы и затемненная нержавеющая сталь, подкрепленная латунными заклепками, сбалансированы деликатными деталями, выполненными из сырого шелка, и в художественной форме дополнены композициями из живых цветов.
Indigo Pearl - не единственный, кто пошел продуктивным дизайнерским путем в реализации тенденции дифференциации. В небольшой, но впечатляющий список дизайнерских отелей исследователями уже включены Marques de Riscal в испанской Ла-Риохе, созданный по проекту архитектора Фрэнка Гери, New Majestic Hotel в Сингапуре и еще около двух десятков гостиниц. Все шансы пополнить этот список есть и у недавно открытого в Доминиканской Республике отеля Sanctuary Cap Cana Golf & Spa, первого отеля группы Alta Bella, принадлежащей испанскому инвестиционному холдингу и планирующей открытие 14 гостиниц премиум-класса по всему миру.
Построенный по проекту архитектора Андреса Пинейро, автора комплекса Gran Hotel Bahia del Duque Resort на острове Тенерифе, роскошный пятизвездный комплекс Sanctuary Cap Cana Golf & Spa, открывшийся в декабре 2007 года на курорте Кап-Кана, очень скоро без преувеличения можно будет назвать флагманом эскадры эксклюзивных гостиниц.
На Мальдивских островах, известных своими высококлассными отелями бутикового типа, в середине 2008 года планируется открыть три отеля, которые, по словам компании-девелопера YTM Travels Yacht Tours Maldives, продемонстрируют взыскательным путешественникам совершенно новое измерение в привычной геометрии отельных пространств.
Гостиницы будут объединены единой торговой маркой J Hotels & Resorts и расположатся на атоллах  Южный Ари (Kuda Rah Resort) и Хувадху (Funamauddua Island и Vatavahrehaa Island). Решив оставить эксперименты с архитектурными формами на массовых туристических направлениях, менеджмент группы J Hotels & Resorts сознательно вывел свой продукт за пределы традиционной для индустрии гостеприимства звездной системы координат, определив фактором дифференциации то, о чем неустанно говорит Курт Вахтвейтл своим коллегам-хотельерам: «сервис, сервис и еще раз сервис». Главное, что будет отличать отели группы J Hotels & Resorts – уникальная, расслабляющая аура уюта и персональное внимание к каждому гостю.
В 1925 году Джеймс Уэбб Янг, бывший торговец Библией, впоследствии возглавивший рекламное агентство J. Walter Thompson, отмечал в одной из своих докладных записок: «Лучшие современные отели считаются непререкаемыми законодателями мод в области поведения на публике и прежде всего культуры питания». Речь шла о гостиницах Северной Америки времен небывалого экономического роста и эйфории потребления. В 1920-х годах каждый отель  в США представлял собой вселенную, манящий мир романтики, красоты и социального престижа, мир, которому не было необходимости самоутверждаться при помощи звезд на фасаде, потому что почетное звание «отель» ко многому обязывало.
Сейчас, по мнению некоторых исследователей, наступил момент, когда с началом тенденции дифференциации в туризме спиралевидная история развития индустрии гостеприимства вступает в фазу, очень похожую на уже пройденный в 1920-е годы период. Иными словами, чем тусклее становятся  звезды на гостиничном небосклоне, тем притягательнее кажутся нам миры, занимающие их место.
Индустрия гостеприимства перешла в новый цикл развития, где вместо или, лучше скажем, помимо распространенного ранее правила имитации атмосферы home away from home появились новые, модифицированные критерии оценки уровня того или иного предприятия. В их основу был положен принцип  исключительности. В новых отелях, бросивших вызов «астрономическому» способу привлечения клиентуры, основным критерием качества стала являться эксклюзивность.
Кирилл ПАВЛОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72