Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2008
« Вернуться к журналу  

Что имеем – не храним
C 22 по 24 мая в Великом Новгороде прошла III Всероссийская конференция, посвященная государственной политике в области культурного туризма, организованная Федеральным агентством по туризму совместно с Министерством культуры и администрацией Новгородской области.
Обладая многообразными природными ресурсами, наша страна уступает другим из-за недостатка теплых побережий и продолжительного холодного сезона. В то же время, отметил, открывая конференцию, Анатолий Ярочкин, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму. –  «Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру, а ее культурное наследие является одним из самых привлекательных туристических ресурсов».
На территории России находится 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, около 100 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. Действуют 103 музея-заповедника, 41 музей-усадьба, 15 объектов культурного наследия входят в список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако состояние многих из них внушает серьезные опасения.
Как известно, крест старейшего из российских соборов – святой Софии  в Великом Новгороде – венчает каменный голубь. Этот голубь, по легенде, пролетал над Новгородом во время расправы опричников над его населением, и окаменел от ужаса. Вполне возможно, что какой-нибудь современный голубь окаменел бы и при взгляде на состояние многих памятников отечественной истории. Из почти ста тысяч памятников (32 тысячи – федерального значения, и 68 – местного). 65% из них находятся в неудовлетворительном, аварийном и просто руинированном состоянии.
Главная и общеизвестная проблема – недостаток средств, причем государство с каждым годом все яснее заявляет о том, что средств для того, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии все историко-культурное наследие страны, у него нет. Более того -  государство отнюдь не всегда спешит навстречу тем, кто культурный туризм желает развивать. Всемирно известный Суздаль скоро выйдет на рубеж миллиона туристов в год. А между тем, 12-тысячный городок отнюдь не купается в золоте, потому как от тех, весьма значительных сумм, которые в город оставляют его гости, самому Суздалю достается… чуть более 10%.
Необходимые средства могло бы принести развитие туристической отрасли, как это происходит в некоторых городах «Золотого кольца» (например, в Угличе, который  75% необходимых для реставрации средств добывает самостоятельно). Однако ни в одном из российских законов до сих пор не записано, например, какие именно признаки определяют город как туристический центр. Что именно отличает его от просто исторического города и т. д.
В российском законодательстве до сих пор отсутствуют такие понятия, которые давно приняты и юридически оформлены на Западе.  Например, определение исторического ландшафта и способы его сохранения. Этому кругу проблем были посвящены заседания самой многолюдной секции конференции. И что говорить о законах, если даже в «великом и могучем» русском языке нет специального слова для обозначения тех, кто исследует, сберегает реликвии отечественной истории и борется за их спасение?
Вместе с тем было отмечено, что в большинстве регионов России развитию внутреннего туризма уделяется весьма пристальное внимание. В процессе этом участвуют такие, говоря модным словечком, «хозяйствующие субъекты», которые до самого недавнего времени воспринимали туризм не как высокодоходную отрасль экономики, а вполне в духе первого определения туриста, данного двести лет солидным словарем Larousse («субъект, путешествующий из праздного любопытства либо просто с целью убить время»)…
В качестве конкретных положительных примеров назвались Белогорский монастырь («Уральский Афон») под Пермью и памятники Тобольска. Венчающий высокую гору и видный за десятки километров собор Белогорского монастыря, сравнимый по размерам с храмом Христа Спасителя, еще в середине 90-х поддерживался лишь небольшой группой «древлезащитников». Сегодня в летний период на горе бывает до 5 тыс. человек ежедневно.
Нижний город Тобольска еще десять лет назад представлял собой кварталы сплошных развалин. Однако город восстановили за счет частных инвесторов Тюменской области, и теперь за судьбу первой столицы Сибири, то и дело удостаиваемой высочайших визитов, можно не беспокоиться. Равно как, к примеру, и за основанный патриархом Никоном Иверский монастырь на Валдае – только за последние годы на его реставрацию, в том числе и частными инвесторами, выделено больше 150 млн. долларов. И за сам Новгород, 1150-летний юбилей которого в будущем году будет отмечаться как государственный праздник. На очереди – создание туристско-рекреационной зоны на озере Валдай. Некоторые участники новгородской конференции выходили и на всероссийских масштаб. Был, в частности, представлен гигантский проект своего рода «Золотого кольца» в масштабах всей страны – 12 десятидневных туров по всем регионам России. Но его реализация, похоже – дело неблизкого будущего.
Конференция по культурному туризму проходила уже в третий раз (предыдущие прошли в Пскове и Суздале, следующая состоится в 2010 г. в Тобольске), и на каждой с большей или меньшей остротой говорят о такой проблеме. С одной стороны, в стране есть деньги. Есть вполне достаточное количество состоятельных людей, которых ничуть не труднее поразить и растрогать, чем простых провинциальных интеллигентов. С другой – есть гигантский и практически неизвестный им массив культурного и природного наследия. Как наладить между этими сторонами устойчивый контакт?
Требуются не только популярные книги, путеводители, периодические издания. Нужна грамотная и продуманная PR-кампания. Вроде недавних выборов семи чудес России… Но не показательно ли, что к возникновению большей части этих чудес человек не имеет никакого отношения?
Резолюция конференции предлагает Федеральному агентству по туризму
продолжить работу по расширению реестра туристических маршрутов, связанных с различными видами туризма; разработать концепцию создания туристских центров на базе историко-архитектурного наследия исторических городов России; утвердить критерии оценки городов для присвоения им статуса «Туристический центр России»; создать межведомственную рабочую группу по координации и мониторингу инвестиционно-строительной деятельности и устойчивому развитию инфраструктуры туризма в регионах РФ, а также распространить опыт Администрации Новгородской области по разработке и внедрению Методики оценки вклада туризма в региональную экономику.
Георгий ОСИПОВ


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72