Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Март 2006
« Вернуться к журналу  

Круизный туризм поможет регионам

Поможет ли государство круизному туризму?

Начальник управления внешнеэкономических связей и туризма  администрации Камчатской области Тамара ТУТУШКИНА:
Не секрет, что приморские регионы страны - Дальний Восток, Север, Северо-Запад – входят в число наиболее привлекательных с точки зрения въездного туризма в России. Уникальная природа, редкие виды животных и птиц, огромная морская акватория… И в то же время – неразвитая или полностью отсутствующая инфраструктура индустрии гостеприимства, короткий туристический сезон и многое другое, что препятствует массовому притоку иностранных гостей. Ярким примером такого положения дел может служить полуостров Камчатка.
На мой взгляд, неблагоприятную ситуацию в состоянии «переломить» развитие круизных маршрутов в приморских регионах, в частности, на Дальнем Востоке. Они не только наиболее эффективны с точки зрения затрат на создание необходимой инфраструктуры, но и послужат своего рода переходным этапом к развитию наземных и воздушных  видов туризма. Однако в Камчатской области, так  же как и в некоторых других регионах Дальнего Востока, остаются нерешенными проблемы захода зарубежных и российских кораблей с иностранными пассажирами на борту в места, наиболее привлекательные с точки зрения экологического туризма.
В последние десять лет на территории Камчатской области активно развивается новый для России вид путешествий – морской экспедиционный туризм. Речь идет о иностранных пассажирских круизных судах, маршруты которых связаны с посещением особо охраняемых природных территорий. Вполне естественно, что в сегодняшних условиях развития индустрии туризма Камчатки, Сахалина, Чукотки, Магаданской области и других  регионов наиболее широкое распространение и популярность приобрели экологический туризм, а также круизные программы экспедиционного характера. Они включают посещение многочисленных уникальных природных уголков, экскурсии на резиновых моторных лодках типа «Зодиак», высадку на островах и побережье, заходы в устья рек для наблюдения за птицами и млекопитающими, изучение местной флоры и фауны. Круизных туристов привлекает уникальный животный мир Курильских, Командорских островов, побережья Камчатки, Чукотки, Магаданской области, Сахалина. Здесь во множестве встречаются киты (в том числе касатки), ластоногие – морские львы, морские котики, каланы, нерпы, моржи, а также обитатели суши - медведи, лисы, песцы и морские птицы. Иностранцев интересуют особенности жизни коренных народов Севера, полеты в Долину гейзеров, облеты вулканов, экскурсии на Авачинский вулкан, прогулки по Авачинской бухте на катере (с рыбалкой) и, конечно же, памятники истории города Петропавловска-Камчатского.
Сегодня в петропавловский порт заходят лайнеры круизных компаний Japan Cruise Lines, Venus Cruises, Holland America, Seven Seas Cruises, Silversea  Cruises. Согласно статистике, за последние 12 лет российский Дальний Восток посетили порядка 40 тыс. туристов на 110 круизных судах, маршруты которых охватывали побережье Тихого океана и Охотского моря. Этот вид туризма постепенно распространяется на всю прибрежную территорию Дальневосточного федерального округа. Бюджет регионов ежегодно пополняется на несколько десятков миллионов рублей, поступающих в казну государства в виде налоговых отчислений. Ежегодно доходы Дальневосточного региона от круизного туризма составляют более 5 млн евро. Но из-за необустроенности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Камчатской Aaбласти,  круизные программы всякий раз оказываются буквально на грани срыва.   
К сожалению, дело тут не только в финансировании. Негативно сказывается отсутствие нормативной базы, регламентирующей ответственность балансодержателей служебных объектов в пунктах пропуска  за их обустройство, финансовое и материально-техническое обеспечение. Процедуры ведомственных согласований, длительные сроки  согласований, административный бюрократизм чиновников разного уровня, всевозможные сборы и поборы за те или иные услуги при организации круизной программы – все это существенно влияет на согласование круизных программ и построение единой концепции  развития индустрии морского туризма на Дальнем Востоке. И это при том, что администрации субъектов федерации, в том числе органы государственной исполнительной власти на местах, расположенные на территориях Чукотки, Камчатки, Сахалина, Охотского побережья, Курильских и Командорских островов, ставят перед собой задачу создания туристской инфраструктуры.    
В конечном итоге страдают туристские фирмы, организующие работу по приему и обслуживанию круизных судов с иностранными пассажирами  на борту. Ряд ключевых вопросов в регионе в принципе не разрешим без законодательной поддержки правительства РФ. Это подтверждается опытом работы многих крупных турфирм на Дальнем Востоке, среди которых «Пасифик Нетворк» (Камчатка), судоходная  компания «Эрма», «АС» (Владивосток), «Моринфлот» (Сахалин, Корсаков), «Алеут» (Чукотка), пытающиеся найти пути разрешения проблем на местах вот уже на протяжении нескольких лет.
А ведь круизы могли бы стать настоящей «палочкой-выручалочкой» для региона, ведь он очень интересен круизным компаниям. В 2004 году только Камчатскую область посетили более 5 тыс. иностранных пассажиров круизных судов за восемь запланированных судозаходов. Это 50% всех прибывших сюда иностранных туристов. В 2005 году таких судов уже было 13. Не секрет, что для создания мощной инфраструктуры международного туризма на берегу нужны большие средства и долгое время, в то время как круизный теплоход может привезти до тысячи и более человек, обеспеченных своей гостиницей и рестораном на борту.
Наш полуостров велик, здесь широкий диапазон однодневных экскурсий и мероприятий в Петропавловске и в окрестностях областного центра. И все это – при практически нулевом воздействии на дикую природу региона. Деньги за пребывание судов (обычно называемые «подушными налогами») станут основным источником внешнеэкономической деятельности. А если часть «подушного налога» откладывать в фонд охраны природы, то эти средства будут быстро накапливаться, и, в конечном счете, смогут превысить объемы поступлений от других сегментов рынка, например, рыболовного экотуризма.
Необходимо как можно скорее оптимизировать работу пограничного контроля. Для этого нужны изменения в работе самих пограничников и в нормативной базе. Внутриведомственные документы меняются достаточно быстро, а федеральные законы – нет. Те, что действуют сейчас, приняты в основном в 1999-2000 годах и уже значительно устарели. В старых законах нет ни слова о круизных судах и облегченном варианте получения визы иностранными туристами. В решении данного вопроса мы надеемся получить помощь Федерального агентства по туризму РФ, Государственной думы, Совета Федерации.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72