Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Март 2006
« Вернуться к журналу  

В гармонии с собой

Говорят, что счастье по крайней мере однажды стучится в дверь каждого, но во многих случаях человек этого не слышит. Марина и Дмитрий услышали. Это было в 1998 году, когда они познакомились. А в июне 2003-го к ним снова постучалась фортуна, и они охотно открыли дверь. На этот раз – собственному делу, которым стала компания «Турбазар». Через два с половиной года стук повторился и опять был услышан. Марина Царькова, теперь уже генеральный директор, и Дмитрий Царьков, коммерческий директор, в предвкушении несбыточного распахнули дверь. И не ошиблись. Перед ними стоял корреспондент «ТБ». Ничего не оставалось, как отвечать на его вопросы.

- Как вы решились самостоятельно выйти на туристический рынок, когда там уже давно не было свободных ниш?
Дм. Ц.: Это был абсолютно естественный шаг. Мы думали не о каких-то нишах, а только о том, что в бизнесе для нас как профессионалов пришло время последовательных шагов. До этого мы с Мариной пять лет интересно и плодотворно работали в крупной московской компании на руководящих должностях – Марина в качестве директора по туризму, а я - директора по развитию компании. Те зимние и летние направления туризма, которые мы вывели на рынок и развивали, до сих пор приносят прибыль. Это приятно видеть и теперь, когда мы с этой компанией стали в определенной степени конкурентами на туристическом рынке.
М. Ц.: Да, мы замечательно чувствовали себя, работая в той компании. У нас не было никаких конфликтов с руководством и перед расставанием, в то время, когда мы приняли решение уйти. Просто мы с Дмитрием выросли из тех задач, которые перед нами ставились.
Дм. Ц.: Любой наемный работник чувствует определенные ограничения своей творческой инициативы. Она направляется мнением и взглядами начальства. А нам захотелось свободно реализовывать свои идеи, перспективные планы. Такие возможности дает только собственный бизнес. Сейчас они у нас безграничны.
- Материальная составляющая, видимо, тоже принималась вами в расчет?
Дм. Ц.: Мы с Мариной были высокооплачиваемыми сотрудниками и имели хорошие оклады. Главным для нас было желание развивать свой внутренний потенциал. Если нет развития, то, как известно, идет стагнация, а потом и деградация. Для того, чтобы этого не допустить, надо быть в движении.
М.Ц.: Деньги важны, но не при таких кардинальных жизненных поворотах. Нас не устраивает труд без творчества, без удовлетворения процессом созидания. Материальные приобретения желательны, даже необходимы, но они все же вторичны. Если смотреть в целом, то мы с Дмитрием быстро принимаем решения. Это, считаю, наше положительное качество. Не «прокачиваем» долго ситуацию. Взвесили «за» и «против», и - вперед!
- А если ваши мнения не совпадают?
М.Ц.: Как ни покажется странным, но такого у нас почти не бывает. На мой взгляд, у нас довольно редкий случай абсолютно гармоничной пары. Если говорить о себе, то я чувствую себя на 100 процентов комфортно и благополучно только в союзе с Дмитрием. Мы расстаемся крайне редко и неохотно. Многолетняя семейная жизнь, как и совместный бизнес, многократно усилили изначальную схожесть наших взглядов на самые разные жизненные явления и ситуации.
- Дела личные и дела, связанные с семейной компанией, - это для вас разные сферы или одно неотделимо от другого?
Дм. Ц.: Естественно, мы стремимся разграничить время работы и то время, когда мы заняты пятилетним сыном, бытовыми вопросами или, наконец, просто отдыхаем. Но так уж устроен человеческий мозг - мыслительный процесс идет непрерывно, и часто оптимальные решения тех или иных проблем приходят на ум как раз вне рабочего времени. Это значит, что четкой границы в этих сферах нет, а есть гармоничное переплетение работы с семейной жизнью.
М.Ц.: По-моему, как раз наше с Димой умение хорошо и разнопланово проводить выходные дни или свободный вечер, помогает «отключить» голову от стереотипного мышления. Когда мозг расслаблен, он выдает самые продуктивные идеи и оригинальные мысли – то, что приносит плоды в бизнесе.
- Семейный очаг поддерживаете сами?
- С нашим ритмом жизни без помощников по хозяйству, конечно, не обойтись. И сыну нужен постоянный присмотр. Но в выходные дни любим и что-то приготовить, и с сыном позаниматься. Пока он у нас домашний, но перед школой пойдет в детский сад и к этому его нужно готовить.
- Увлечения у вас тоже общие?
М.Ц.: Мое хобби – красивое времяпрепровождение. Люблю выезжать за город, гулять в парках, читать хорошие книги. Интересуюсь модой, дизайном. Но по настоящему помимо работы меня «забирают» только семья, дом. Люблю, чтобы вокруг все было красиво, эстетично.
Дм. Ц. А мои интересы - география, этнография, история. Несколько лет назад по полной программе, с получением сертификата, прослушал курс этнографии Африки в Берлинском университете имени Гумбольдта. В настоящее время серьезно увлекаюсь историей России. С одной стороны, к этим знаниям расположена моя душа, но в то же время они реально помогают в работе.
- Если судить по должности, хозяйка или глава компании – Марина. А на деле?
М.Ц.: На деле у нас компания двуглавая. Думаю, из сотрудников никто вам не скажет, кто главнее – я или Дмитрий. Существует разграничение обязанностей – и только. Я занимаюсь организационными вопросами, выполняю представительские функции, а Дмитрий - мозговой центр компании. На нем создание и продвижение турпродукта, стратегия развития. Но для коллектива мы единая управляющая рука. И Дима может «наехать» на нерадивого подчиненного, и я как руководитель бизнес-процесса достаточно большой компании должна при необходимости «власть употреблять». Без этого нельзя.
- По сравнению с тем, когда вы были наемными управленцами, ваше нынешнее отношение к подчиненным сотрудникам изменилось?
М.Ц.: Я за собой заметила, что стала мягче. Хотя, казалось бы, должно произойти обратное - все же компания теперь своя и я, как хозяйка, могла бы острее реагировать на недостатки.
Дм. Ц.: Это потому, что сейчас глубже сознаешь последствия каждого своего шага, сказанного слова и выплеснувшейся эмоции. Ответственность перед сотрудниками стала выше многократно.
- А как вы относитесь к формуле «начальник – всегда обидчик»?
М.Ц.: Наверное, это действительно так. Я знаю владельцев компаний, которые специально подбирают наемных начальников – жестких мужчин или стервозных женщин, чтобы с их помощью держать коллектив в «ежовых» рукавицах. А сами они как будто ни при чем. Конечно, очень удобно: всегда пребывать в психологическом комфорте. Но, думаю, настоящие бизнесмены должны обходиться без наемных «громоотводов», создавая психологический комфорт прежде всего для коллектива. У нас 40 человек в компании и большая часть – специалисты по направлениям, туроператорские менеджеры. Это наша принципиальная позиция: менеджеров по продажам должно быть в компании больше, чем «непроизводящих» работников – бухгалтеров, разного рода обслуживающего инженерного и технического персонала. При этом каждый сотрудник, безусловно, достоин уважения, внимания, поощрения в случае успеха.
- Ваше базовое образование как-то соотносится с тем, чем вы сейчас занимаетесь?
Дм. Ц.: За моими плечами Институт иностранных языков ( ныне Лингвистический госуниверситет). Учась на пятом курсе, стал подыскивать работу, связанную с немецким языком. Вышел на горнолыжный туризм в Австрии, Германии, Швейцарии. Стал работать, углубляться в проблематику туризма и постепенно пришел к пониманию, что это интересная сфера, где можно проявить свои способности и знания. Замечу, что и сейчас, в «Турбазаре», горнолыжные туры в европейские страны являются нашим сильным направлением и дают основные объемы продаж.
М.Ц.: Я - выпускница факультета прикладной космонавтики МИИГАиКа. Но исследовать снимки, полученные с помощью космических спутников, чему я собственно училась, не пришлось. С четвертого курса занялась туризмом. Так что я – технарь, а Дима – гуманитарий. Я – организатор по природе своей, со школьной скамьи, а Дима – мыслитель. Все у нас гармонично и продуктивно. для дела.
- Всего за два с половиной года вы добились того, что компания «Турбазар» стала не просто заметным, а крупным игроком на туристическом поле. Как вы объясняете свой успех?
Дм. Ц.: Нельзя забывать, что мы начали свое дело далеко не новичками в туризме. Марина и я прошли хорошую школу в фирмах, где прежде работали. Существенно и то, что мы не приемлем стереотипов.
М.Ц.: Если действовать стандартно, мыслить «классически», то никогда не опередить конкурентов. С самого начала мы шли нестандартными путями. Во-первых, выходя на рынок, сразу заявили о себе как о многопрофильном туроператоре. У нас в течение одного дня в рамках пакетных туров проходят и остров Таити, и Израиль, и Англия, и Вьетнам, и Германия, и Австрия, и многое другое. Во-вторых, «Турбазар» представил рынку принципиально новую схему ценообразования. Мы заявляем турагентствам и организациям реальную себестоимость любого тура и отеля в любой точке мира. Себе за работу берем только фиксированную плату за услуги по бронированию. Но объемы продаж по этой схеме как раз и привели компанию к сегодняшнему уровню. Этот проект мы называем «Мир по себестоимости». Абсолютное ноу-хау.
Дм. Ц.: Посмотрите (включает интернет), у нас совершенно нетрадиционный сайт. Вот пакетные туры, где представлены собственные чартеры, а это - конъюнктурные массовые направления… Везде проставлены цены…
М.Ц.: Но доступа к этому сайту частный клиент не имеет. Нужно знать пароль. Даем его только зарегистрировавшимся у нас агентствам. Покупая у «Турбазара» туры по себестоимости, они продают их дороже - по своим заявленным ценам.
- В чем, на ваш взгляд, специфика туристического бизнеса?
М.Ц.: Турбизнес настолько сложен и специфичен, что рядом с ним все другие виды торговли кажутся просто элементарными. Он требует обширных знаний, опыта, чутья, интеллекта, творчества. К тому же это безумно рискованный бизнес.
Дм. Ц.: Как бы хорошо ни был подготовлен туристический продукт, на любом этапе может сработать негативный фактор. То появился новый консул в посольстве, и начались проблемы с оформлением виз, то нелетная погода, то теракт, то экологическая катастрофа… Так что наша работа, можно сказать, «опасна и сложна», она сопряжена с предотвращением последствий неожиданных ситуаций.
- А сейчас, когда мы так безмятежно и приятно беседуем, вас тоже что-то беспокоит?
М.Ц.: Проблем - выше крыши! Это же бизнес. Это нормально. Но нерешаемых вопросов нет. И из каждой проблемы есть выход.
- На 2006 год задача поставлена?
Дм. Ц.:. Задача-максимум на нынешний год - двукратное увеличение объемов. Под это мы задействуем все свои ресурсы.
- Как и где проводите отпуск?
М.Ц.: Пока больше двух недель не получается. Неделю - с сыном на море, а другую хочется провести без каких-либо нагрузок – эмоциональных, физических. Конечно. хочется и на Байкал, и на Камчатку, но после таких сильных впечатлений и активных передвижений сил на новый рывок в бизнесе не останется.
Дм. Ц.: Раньше я любил походы - обычные, пешие и на байдарках. В последнее время совсем нет времени на это. Отдыха не хватает, особенно познавательного. Собственная страна, к сожалению, пока мало нами исхожена. Мы ведь по работе все больше с дальними странами связаны. Кстати, вот выпущенный недавно нашей компанией каталог «Дико модные страны» – Вьетнам, Индия, Бразилия, Кения. Эти направления вызывают потенциальный интерес у нашего туриста, но являются индивидуальными. В этом году мы выводим их в разряд массовых.
М.Ц.: Дима сам написал глоссарий по каждой стране. Почитайте, мы и тут отходим от стандарта.
- Без чего вы не можете обходиться?
М.Ц.: Без фитнеса. Ходим заниматься вместе по вечерам два-три раза в неделю. По выходным вместе с ребенком – в бассейн. Это необходимо, без этого не вытянешь повседневной гонки.
- Ваш девиз?
М. Ц.: Нет цели, которой нельзя достичь.

Беседовал Валерий САНКОВ

Визитные карточки

Марина Сергеевна Царькова
Возраст: 33 года
Должность: генеральный директор туристической компании «Турбазар»
Семейное положение: замужем, имеет сына
Место жительства: Москва
Последний купленный СД: Мадонна
На какой машине ездите: VW Tuareg, Skoda Oktavia
Любимое место отдыха: Крит в Греции, Ишгль в Австрии
Любимые фильмы: из последних – «Убить Билла» 1 и 2, «Смешарики»
Любимые книги: романы Бориса Акунина
Хобби: сон на свежем воздухе
 
Дмитрий Александрович Царьков
Возраст: 33 года
Должность: коммерческий директор туристической компании «Турбазар»
Семейное положение: женат, имеет сына
Место жительства: Москва
Последний купленный СД: прошлой осенью в Красноярске купил диск Красноярского государственного ансамбля народной песни
На какой машине ездите: VW Tuareg, Skoda Oktavia
Любимое место отдыха: зимой - Австрия, Ишгль, летом – Крит и Подмосковье
Любимые фильмы: из последних – «Идиот»
Любимые книги: из последних – «Золото бунта» и «Географ глобус пропил» Алексея Иванова
Хобби: путешествия по новым местам, дизайн, русское деревянное зодчество, этнография, география, русская история, грибы и рыбалка

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72