Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Апрель 2006
« Вернуться к журналу  

«Умные» деньги

«Такие деньги поступают из перспективных фирм от умных людей. И они «работают». А деньги от дурака, интересующегося нашим продуктом, способны принести только мороку, и мы избегаем их». Это не единственная сентенция 42-летнего директора компании «САМО-Софт» Антона РОССИХИНА. Но именно эту фразу, прозвучавшую в начале беседы с корреспондентом «ТБ», можно считать ключевой для понимания его бизнеса. И не только бизнеса.


- А как среди потенциальных покупателей вы вычисляете «дурака»?

- Отвечая на звонок, наш сотрудник должен минимум полчаса потратить на разговор, чтобы понять, действительно ли клиенту нужно это программное обеспечение, есть ли у него база и соответствующая подготовка для пользования технологиями «САМО-Софтa». Если нет, то лучше продукт не продавать. Богаче не станешь.
- Что тогда, при такой разборчивости, позволяет вам иметь репутацию успешного делового человека?
- Успешного – да. Делового? Это два разных понятия. Я не «деловой» в том смысле, какой сейчас вкладывают в это слово. Я не нацелен на успех любым способом. А успешным я считаю себя потому, что «САМО-Софт» существует уже 15 лет. И еще потому, что люди, с которыми я работаю, - мои друзья и на любого из них я могу положиться. Кроме того, «САМО-Софт», судя по отзывам, ценят на туристическом рынке не только за высокий профессионализм специалистов, но и за то, что они в любой момент помогут. Для меня не деньги мерило успеха. О них не надо думать, не надо ставить их впереди паровоза. Делай то, что тебе нравится, а деньги придут.
- У вас сейчас их достаточно?
- Вполне достаточно, чтобы я и моя семья вели тот образ жизни, который нам нравится. Но, как известно, насыщения деньгами не бывает. Все зависит от аппетита и цели. Пример тому общеизвестен. Не устраивает N иметь только лучшую в мире футбольную команду, хочется еще и самую большую яхту. Потом, возможно, у него появится желание приобрести океанский корабль, затем – космический… Тем самым N демонстрирует свои миллионы. У меня, естественно, другие возможности. Но и на своем уровне для обозначения успешности в глазах коллег и знакомых я не буду покупать того, что мне не нужно. Скажем, суперкрутой мобильный телефон или часы с невообразимо модными «наворотами». Дорогую спортивную машину я тоже покупать не буду, потому что у меня большая семья и мне нужен «сарай» - большущая машина, в которую можно много чего запихнуть в поездках на дальние расстояния.
- Какие формы вложения денег для вас приемлемы?
- Мое невезение при вложении денег равно везению во всем остальном. А единственно правильным и я считаю вложения в людей, которые с тобой работают, во взращивание новых кадров. Говорю это без иронии и пафоса.
- Вы так хорошо думаете о коллегах, уверены в их благодарности?
- У меня в компании только хорошие люди.
- Хороший человек – он какой?
- Всякий человек думает о себе, но хороший не забывает и о других. Их проблемы, их боль для него не последнее. Он принимает их в расчет. Я убежден, что работаю с такими людьми.
- Вас не предавали, от вас не уходили, хлопнув дверью?
- Предательства не было. А уходы за 15 лет, конечно, были по разным причинам. Вот два года назад человек, с которым вместе начинали «САМО-Софт», сказал: «Мне тесно с тобой. Хочу сам». Он вел самостоятельное направление в нашей фирме. Ушел и забрал с собой троих специалистов. Это была потеря для фирмы. А для меня личная травма. Но понять его можно. Вырос человек!
- В вас есть начальственный кураж?
- Точно нет. Фирма небольшая, всего около 20 человек. У нас нет начальников как таковых, а есть специалисты – каждый в своей области. Это априори.
- Но как без «жесткой» руки в коллективе?
- Жесткость со стороны руководства, без всякого сомнения, должна быть, так как разные люди ведут себя по-разному. Но уникальность моей компании в том и состоит, что отношения между сотрудниками определяются творческими задачами. Если вводить «кнут и пряник», ничего толкового не будет. Мое волевое начало как директора проявляется обычно в альтернативной форме: «Делай, как я сказал, или убеди меня в том, что так делать не надо». Этому, кстати, я научился у своих прежних руководителей. Мне самому везло с начальниками, и я стараюсь вести себя так, как они когда-то.
- Самое время спросить вас, Антон Васильевич, где и как вы начинали трудовую жизнь?
- После окончания МАДИ я работал на Первом автокомбинате. Там была очень сильная база программирования, но институтской подготовки оказалось мало, и, признаться, программистом тогда я был посредственным. Когда стали приходить повестки из военкомата и передо мной «засветила» армия, научный руководитель моей дипломной работы весьма кстати позвал меня работать в очень секретную по тем временам организацию – Главное управление информации при Совете министров СССР. Сказал, что проблему с армией решить помогут и зарплаты там большие. У меня к тому времени родилась дочка, и прибавка в семейный бюджет не могла не радовать. Но через год в армию меня все же взяли.
- Значит, воинский долг Отечеству отдали…
- Вполне. И не жалею. Два года отслужил в белорусском городке в офицерской должности начальника автомобильной службы. Сколько я там книг в нарядах перечитал! До сих пор общаемся с товарищами по оружию. А когда вернулся домой, все тот же мой бывший научный руководитель позвал меня работать в совместное предприятие. Тогда все только начиналось в плане предпринимательства. Поработали, но вскоре почувствовали, что можем и сами организовать свою фирму по разработке компьютерных программ. И организовали – «САМО-Софт».
Заниматься мы хотели программами по прогнозированию последствий землетрясений. Очень серьезная задача. Кое-что сделали, даже заключили первый договор с Камчаткой, но оказалось, что никому в тогдашней перестроечной России это было не нужно. Люди, которые тогда были с нами или около нас, теперь работают в МЧС. Тема эта мне по-человечески близка, но не сложилось. Зато появился заказ от тех, кто занимался приватизацией: сделать программу для первого в России чекового фонда. Сделали – оказалась в высшей степени востребованной. Программу стали покупать, чтобы вести реестры. Мы заняли Aaую по тем временам нишу – автоматизация чековых инвестиционных фондов. А их было, как грибов после дождя. Изумительное везение! Хотя я убежден: везет тем, кто везет!
- А как вы на туристической тропе оказались?
- Опять повезло. На дне рождения родственницы случайно разговорился с одним из ее гостей. Он оказался хозяином туроператорской фирмы и весь вечер рассказывал мне о своих проблемах. Так как «САМО-Софт» занимался реестровыми задачами, то я не видел сложности в создании программного обеспечения для его фирмы. Программа понравилась. Ее стали использовать. Видя это, мы вышли с этим продуктом на туристические выставки. Им сразу заинтересовались. Сейчас наше программное обеспечение работает более чем в 300 агентствах от Калининграда до Камчатки, им пользуются более 100 туроператорских компаний России, Украины, Латвии, Казахстана, Польши и даже Албании, а программное обеспечение для принимающей стороны работает в туристических компаниях Египта, Греции, Турции, Черногории, Чехии… Такого успеха я не предполагал. Недавно вернулся из Чехии. Там директор одной из крупнейших туристических компаний сказал мне: «Объездил массу международных выставок и убедился, что на рыке нет продукта, подобного тому, что разработал «САМО-Софт».
- Как вы видите дальнейшее развитие своей компании - вглубь или вширь?
- Будущее «САМО-Софт» я связываю с новыми молодыми кадрами – со свежими мозгами, идеями. У нас и сейчас есть своего рода гении – главный специалист Владимир Семенович Новиков, например. Но он почти мой ровесник. Решения и подходы к проблемам молодых, при всей их разбросанности и неопытности, порой более оригинальны, неожиданны.
- У вас есть цель, во имя которой работаете?
- Для меня главное в жизни – семья. У меня чудесные дети: 19 лет Эмме, она студентка, и 15 лет Арсению. И жена замечательная. Работает врачом-исследователем в санатории. Когда я говорю «семья», то имею ввиду не только жену и детей, но и всю нашу большую семью - кучу родственников с моей стороны и со стороны Натальи. Мы все очень дружны. И это здорово!
- Вы хотели бы, чтобы сын стал со временем преемником или продолжателем вашего бизнеса?
- Не думаю. Арсений - человек абсолютно другого характера и интересов. Более цельный, чем я. Еще подросток, а успел окончить музыкальную школу по классу скрипки и с ансамблем объездить едва ли не полсвета. Только в прошлом году побывал с гастролями в шести странах. К тому же Арсений учит японский, и в Токио он получил уже признание своих успехов.
- В успехах сына есть и ваша заслуга?
- В успехах сына, и в том, что у меня умная и добрая дочь, которая тоже многого добилась в искусстве, а также в спорте, прежде всего заслуга их мамы. И Арсения мы приобщаем к спорту, стараемся воспитать бойцовские качества. Он одно время успешно занимался бадминтоном, в соревнованиях участвовал. Я говорил: «Выигрывать важно, но это проще, чем уметь с достоинством проигрывать». Сын часто побеждал, но я особенно гордился им, когда он не терял лица и самообладания при проигрыше. Это умение, по-моему, важно не только в спорте, но и в жизни.
- Кроме семьи, что вас еще в жизни радует и вдохновляет?
- Жизнь сама по себе интересна и увлекательна. У меня много друзей. Круг общения очень широкий, и это в радость. Не представляю полноценной жизни без путешествий, без литературы.
- Тогда по порядку. Узнали вкус странствий, приобщившись к турбизнесу?
- Путешествовать я любил с детства. А когда стал студентом, то начиная с первого курса «автостопом» полстраны объехал. Сейчас, имея детей, удивляюсь на свою маму: как она такое мне позволяла? Теперь у меня возможностей видеть мир стало больше, и я ими вместе с семьей с удовольствием пользуюсь. В заморские командировки стараюсь брать с собой и детей, если обстоятельства позволяют. По выходным выезжаем в подмосковные города, где часто делаем неожиданные открытия.
- А к чтению тоже рано пристрастились?
- Мама преподавала в школе русский язык и литературу. Но все же к настоящей литературе любовь мне привила теща - инженер по образованию. Деликатно так прививала. Мне страшно хотелось ей понравиться, потому что была она человеком необычайно светлым, Интеллигентным с большой буквы. Дочь она воспитала «звездочкой» (с золотой медалью школу закончила, отлично 2-й Московский медицинский институт), а зять, то есть я, представляете – …человек, который ездит «автостопом». Вот и «заглатывал» я по совету тещи тома Томаса Манна, философа Швейцера и т. п. Постепенно пристрастился. Сейчас не пропускаю ничего стоящего, достойного внимания ни на книжных прилавках, ни в толстых журналах - «Новый мир», «Октябрь», «Иностранная литература».
- Ваши спортивные предпочтения?
- Бассейн – раз в неделю, зимой – лыжи. Люблю грибы собирать, если, конечно, это можно отнести к спорту. Всей компанией, с женами и детьми, играем в бадминтон, а с прошлого года начали проводить турнир по пинг-понгу.
- Кем мечтали стать в школьные годы?
- Космонавтом.
- Чего вам в жизни не хватает?
- Времени… времени… времени. Для работы, общения с друзьями, досуга.
- Досуг – это для вас что?
- Сходить с женой в ресторан (при том, что она прекрасно готовит), на концерт (особенно, если сын играет), или в театр ( к сожалению, разочарований от него в последнее время больше, чем удовольствия).
- Что цените в людях?
- Непрекращающийся поиск вариантов самореализации. В турбизнесе знаю блестящий пример того, когда человек дошел до вершины в своем деле и, передав его в надежные руки, начал другое. Новый подъем. Это потрясающе! Люблю людей, которым интересно жить.
- А что не приемлете?

- Когда человек «заклинен» на негативе. Надо видеть хорошее вокруг и прикрывать глаза на мелочи, иначе и солнца не заметишь.
- Ваше любимое изречение?
- «Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Догадываетесь откуда?
 
Беседовал Валерий САНКОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72